Мусульмане в Норвегии утверждают, что их коллеги по работе не считают религию веским основанием для отказа от спиртного.
По данным исследования, подготовленного норвежским «Консультационным центром по вопросам алкоголя, наркотиков и зависимости от игр на рабочем месте» (AKAN), служащие признают разумными доводами для воздержания от употребления спиртного лишь беременность и вождение автомобиля.
«Норвежцы не приемлют трезвости из религиозных убеждений», – говорится в новом докладе AKAN о культуре употребления алкоголя на рабочем месте.
Трезвость по религиозным мотивам вызывает недоумение и вопросы. В исследовании приводятся слова норвежца пакистанского происхождения: «Мне часто приходится подолгу объяснять, почему я не пью».
Поэтому мусульманские служащие стараются не попадать в ситуации, когда все пьют. «Все хотят видеть интегрированных сотрудников из числа меньшинств, а спиртное может стать средством определения степени этой интеграции», - сказала одна пакистанка.
Тех, кто не выпивает, порой даже считают «крайними исламистами».
«Когда узнают, что я не пью, я кажусь как бы вдвойне мусульманином», – сказал один иранец.
Запрет
Общеизвестно, что запрет на употребление алкоголя не был введен в исламе сразу, а проходил поэтапно. Первый аят Корана, касающийся проблемы опьяняющих напитков, был ниспослан Аллахом в суре «Корова»: «Они тебя о винах и азартных играх вопрошают, скажи: «В них грех большой, но есть для вас и польза [экономическая выгода, - прим. ред.], но больше в них греха, чем пользы».
После этого был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите...» (Коран,4:43).
И, наконец, был ниспослан аят, уже открыто и категорично налагающий запрет на употребление всего опьяняющего и одурманивающего: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете» (Коран, 5:90).