Халяль для всех

До недавнего времени халяль-индустрия в регионе ограничивалась лишь сферой торговли и общественного питания. Растущий интерес к халяль-продукции со стороны населения, в том числе, немусульманского, заставил предпринимателей искать новые сферы предоставления халяль-услуг.

Но, в отличие, например, от Башкортостана, где в настоящее время по халяль-стандартам работают турагентства, клиники, санатории и даже одно банковское учреждение, в Саратовской области это направление представлено гораздо скромнее.

«Халяль» в переводе с арабского — «дозволенное, разрешённое». Этот термин, означающий соответствие чего-либо нормам ислама, помимо продуктов питания, может относиться практически к любой сфере человеческой жизни — одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов и др. Разрешенным для мусульман не возбраняется пользоваться и немусульманскому населению.

«Чистые продукты»

Первые специализированные магазины, где была представлена «халяль»-продукция, появились в Саратове около 10 лет назад.

Но, по словам заместителя муфтия Саратовской области Ахмеда Махметова, точки, где реализовывалась подобная продукция, на крупных рынках областного центра, существовали давно. В основном здесь можно было приобрести мясо-халяль*, разумеется, только тех животных, плоть которых разрешено употреблять в пищу в соответствии с исламскими традициями, а также продукцию из этого мяса.

По словам продавцов, продукты в таких магазинах приобретают не только представители мусульманского населения, которым, прежде всего, импонирует качество данной продукции.

Помимо продуктов питания, в специализированных халяль-магазинах можно приобрести одежду, предметы личной гигиены, косметику, парфюмерию и другие халяльные товары.

Следующим этапом развития халяль-индустрии в Саратове стало открытие халяль-кафе. Первое подобное кафе быстрого питания открылось на проспекте Кирова. Несмотря на отсутствие алкоголя, посетителей здесь достаточно. Причем среди завсегдатаев - представители как мусульманского, так и немусульманского населения.

В настоящее время в областном центре открыто уже несколько таких магазинов и кафе.

- По сути, стандарт «халяль» в сфере торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания – это стандарт здоровой диетической пищи, - резюмирует Ахмед Махметов. – Думаю, как раз этим и объясняется интерес к халялю немусульманского населения нашего региона.
Пока только импорт

Как в магазинах, так и в кафе вся продукция привозная. В отличие от того же Башкортостана, где по стандартам «халяль» сертифицировано 28 предприятий, в Саратовской области нет ни одного предприятия, имеющего подобный сертификат.

- В свое время этим направлением интересовались как небольшие перерабатывающие предприятия, так и крупные саратовские холдинги, - говорит Ахмед Махметов. – Однако ни те, ни другие не были готовы не только получить соответствующий сертификат, но и предоставлять возможность постоянного контроля выпуска готовой продукции, что является необходимым условием стандарта «халяль».

Не так давно в Торгово-промышленную палату Саратовской области поступило предложение из «Центра по исследованиям и информации исламской Палаты в мире Халяль (ICRIC)» о всесторонней помощи по сертификации халяль-продукции. По словам представителя региональной ТПП, пока ни одно предприятие области этим предложением не заинтересовалось.

«Чистый отдых»

По словам сотрудницы одного из турагенств Саратова, развитием направления «Халяль отели в Саратове» их агентство занялось около полугода назад. Разумеется, речь шла не о саратовских отелях, а об отелях в мусульманских странах – Турции, Египте, ОАЭ, Омане, Тунисе, Марокко и др.

- Стандарт «халяль» предполагает разделение на женскую и мужскую зоны отеля и пляжа, проводится раздельная анимационная программа, - говорит сотрудница агентства Заира. – В спа-салонах таких отелей также есть женский и мужской залы. В ресторане – только халяль-еда и никакого алкоголя.

По словам Заиры, подобные отели рассчитаны в основном на семейный отдых. По желанию клиентов проживать можно как раздельно – в женских и мужских зонах проживания соответственно, так и вместе – в зоне проживания для семейных клиентов.

Приезжать на отдых без своей «половины» также не возбраняется, в том числе, и с детьми. Однако если речь идет, например, о маме с сыном, ребенку не должно быть больше шести лет: семилетнего парня уже не пустят в женский бассейн и на женский пляж.

- У нас был случай, когда пришлось отказать женщине с семилетним мальчиком, - говорит Заира. – На отдых они всё-таки поехали – всей семьей, вместе с папой, и как выяснилось, впоследствии, совершенно не пожалели.

Сначала подобные услуги предлагались только исповедующим ислам. Но спрос внес свои коррективы в это предложение: теперь в халяль-отелях можно отдыхать и представителям немусульманского населения, разумеется, при соблюдении ряда мусульманских традиций – определенной одежды (в шортах и коротких юбках не пощеголяешь) и др.

«Чистый отдых», по всей видимости, заинтересует тех представителей немусульманского населения, кто не считает курортный роман неотъемлемой частью своего зарубежного отпуска, а шумным компаниям, предающимся бесконечным возлияниям, предпочитает релакс в тишине и покое.

Стоимость тура в халяль-отель в среднем дороже путевки в обычный отель на 5%. Но желающих отдыхать так, как им хочется, это не останавливает: по словам Заиры, данное направление пользуется спросом среди представителей мусульманского населения, в том числе, из других регионов. Более успешной реализации проекта мешает лишь отсутствие российского гражданства у ряда потенциальных клиентов халяль-отелей.

В Европе таких отелей нет – «чистым отдыхом» можно наслаждаться пока только в мусульманских странах.

Что еще?

Постепенно развивается в области детский отдых по халяль-стандартам.

- Если раньше мусульманские смены мы проводили в разных детских оздоровительных лагерях, то, начиная с этого года, у нас появилась возможность проводить такие смены на базе одного детского лагеря, - говорит Ахмед Махметов. – Мальчики и девочки проживают отдельно, в столовой только халяль-продукты – мясо завозим свое, халяльное. Воспитатели и преподаватели тоже наши. Дети читают Коран, участвуют в тематических конкурсах и викторинах, очень много внимания уделяется спортивным мероприятиям и пропаганде здорового образа жизни.

А вот банков, работающих по стандарту «халяль», в регионе нет. Поскольку, по словам Ахмеда, этот стандарт в соответствии с исламскими традициями предполагает выдачу беспроцентных кредитов. Так, например, в Саудовской Аравии в исламских банках обычные граждане – «физлица» - получают беспроцентные ссуды. С представителями бизнеса заключаются инвестиционные соглашения: если предприниматель, получивший кредит, имеет прибыль – он делит ее с банком, если же случается убыток – банк не будет требовать возврата средств вообще.
При этом счастливая возможность получить беспроцентную ссуду есть и у представителей немусульманского населения. Нужно просто заручиться поручительством мусульманина. Конечно, специальные банковские работники будут принимать решение в каждом конкретном случае.

Система исламских банков начинает понемногу завоевывать мир. Такие банки есть и в Европе, и в США. Кроме того, как в старом, так и в новом свете получили распространение «исламские окна», где продают так называемые мусульманские акции. Эти акции вкладываются только в надежные предприятия реального сектора экономики, что, между прочим, сослужило хорошую службу этим акциям в период недавнего экономического кризиса, и ни в коем случае не вкладываются в развитие предприятий, специализирующихся на выпуске алкогольной продукции и табачных изделий.

*Мясо животных, забитых определённым образом, в соответствии с исламскими канонами и традициями, считается чистым продуктом.
В мясной продукции «халяль» не должно быть искусственных добавок и сои.

Елена ПОЗДЕЕВА, газета «Крестьянский двор»



комментариев