Мусульмане и православные раскритиковали методы преподавания религий в школах

15 мая в Екатеринбурге прошел круглый стол, посвященный инициативе Министерства образования РФ по введению в школах уроков основ религий. В нем приняли участие представители разных конфессий, мусульман на мероприятии представлял помощник муфтия Свердловской области по вопросам образования, имам мечети поселка Зюзельский Назип-хазрат Латыпов.

Как сообщает корреспондент NR2.ru, принимавшие в круглом столе представители ислама и православия раскритиковали методы преподавания курса по основам религий в учебных заведениях. В ходе обсуждения выяснилось, что на практике свобода выбора родителями того или иного направления – лишь условность.

По словам заммуфтия, прихожане обращаются с жалобами на то, что «школа ищет пути, как облегчить себе работу». «Если два из тридцати человек хотят учить основы ислама, их от этого отговаривают. Было ко мне лично обращение от одной семьи, которой сказали: «Хотите заниматься? Ищите себе преподавателя, мы искать не будем», – рассказал Назип-хазрат.

«Я вообще хочу сказать, что этот предмет чрезвычайно неактуален. Еще и потому, что любая десятилетняя девочка, воспитанная в мусульманской семье, заткнет за пояс учительницу по этому предмету. Моя позиция такова, что человек должен знать общую информацию по религиям, а собственно духовное обучение должно проходить уже исключительно в семье», – добавил он.

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Алексей Кульберг рассказал о том, что к ним также приходят люди и сетуют, что разъяснительные собрания в школах носят формальный характер.

«В большинстве случаев рассказывают про то, что есть вот такие модули, и требуют сделать выбор, – рассказал он. – Родители не понимают, что они в итоге получат – это к вопросу о методике проведения этих собраний. Бывает и так, что родителей просто ставят перед выбором. Заявляют – вы будете изучать такой-то предмет, потому что у нас учитель лучше всего его знает, под него закуплены определенные учебники, и т.д. Таких фактов и в городе и в области полно. И тем более, что учитель не может справиться с таким огромным объемом материала за год или два, чтобы грамотно преподавать основу той или иной религии».

«Учитель, который не относится ни к одной из религий, не сможет преподать ребенку, например, из мусульманской семьи основы ислама. Так что, и вопрос о качестве преподавания очень серьезен, а опасения родителей справедливы», – подчеркнул он.

Участники круглого стола выразили мысль, что в таком случае, предметы по конкретным конфессиям могли бы проводить собственно служители культов, однако сами духовники пояснили, что такой возможности нет. «Реалии не позволят – элементарно школ больше, чем священников. Кроме того, если священник придет в школу преподавать, то будет очень сложно не перейти грань и не удариться в религиозную пропаганду. Роль священника, как носителя культуры такова, что он не должен приходить в класс к детям, чтобы системно проводить уроки, а вот помочь группе учителей как эксперт в вопросах фундаментализма той или иной религии – можно», – подчеркнул отец Алексей.

Несмотря на факты, изложенные представителями духовенства, чиновники продолжали настаивать на том, что уровень подготовки педагогов соответствует норме. «Мы обеспечили каждое образовательное учреждение нужным количеством педагогов, которые прослушали специальный, рекомендованный министерством образования России 108-часовой курс», – сообщила завкафедрой гуманитарного образования ИРО Наталья Меньшикова. Кроме того, за коллег вступились и учителя, пояснившие, что педагоги и не должны давать детям «глубокого» погружения в ту или иную религию.

Тем не менее, по итогам дискуссии большая часть ее участников пришла к мысли о том, что, возможно, разделение курса на конфессии действительно никому не нужно. «Не исключено, что по прошествии какого-то времени все модули объединятся в один, из чего получится некий консолидированный вариант», – отметила начальник отдела координации деятельности муниципальных органов управления образование при свердловском Минобразования Наталья Сокольская.



4 комментариев


  1. (17.05.2013 13:03) #
    5

    Мой сын принес мне образец заявления что я, мама, согласна, чтоб мой сын стал изучать ОРКСЭ по модулю__________ внимание! ниже был список основных религий - сынок мой говорит "учительница сказала ВСЕМ писать туда "Основы православной культуры". Я полезла на их сайт за информацией, чтоб так сказать, быть во всеоружии, когда придется свое право защищать, но вот дальше.... Угадайте чью фамилию нашла в федеральном списке ОДОБРЕННЫХ учебников для детей по основам мировых религий по разделу основы православной культуры?????

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    (Минобрнауки России)
    от 19 декабря 2012 г. N 1067
    Москва
    "Об утверждении федеральных перечней учебников,
    рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
    процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
    программы общего образования и имеющих государственную
    аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

    Кураев А.В.
    Основы духовно-нравственной культуры
    народов России. Основы православной
    культуры

    Кто-нибудь хочет высказаться?

    • (17.05.2013 13:12) #
      4

      тут уже слова бессильны
      этот христианист поливает ислам грязью, а мы молчим,в надежде думая, что он представляет не рпц,и ждем извинений. до чего же мы наивные...
      представляю,что в этой книжонке написано об исламе, типа ислам д...мо,а православие истина...да отсохнет его поганый язык аминь

  2. (19.05.2013 15:50) #
    -2

    Читаю сообщение, читаю комментарии и поражаюсь тому, что ни те, которые сидели за круглым столом, ни комментаторы не в курсе о чем идет вообще речь. А вообще то речь должна идти о преподавании в школах основ религиозных культур и светской этики. Для преподавания основ религии ( не религиозной культуры) необходимо соответствующее образование. И лучше будет, если такой предмет введут в светскую школу, чтобы преподавал религиозный священнослужитель. Но пока такого закона нет и в ближайшем будущем не предвидится. Если говорить о преподавании основ мусульманской культуры, то действительно школьным учителям очень трудно приходится, так как даже светскую то культуру они практически не знают, ведь их готовили учителями, а не культурологами. А тут надо преподавать основы религиозных культур. Помочь должен был, изданный под авторством М.Муртазина, учебник, называющийся "Основы мусульманской культуры". Но содержание учебника не соответствует названию, так как писал ее мусульманский деятель, но не культуролог. В содержании излагаются основы мусульманской религии. То же самое произошло и по основам православной культуры. Писал ее православный священник, и потому в содержании излагаются основы православной религии. Из министерства никто не заглядывал в содержание учебников, а учителя теперь мучаются и доказывают, что они все знают. Короче, хотели как лучше, а получилось как всегда. Поэтому и мусульманский деятель за круглым столом высказывается не за качественное преподавание основ мусульманской культуры, а за преподавание истории религий. А жаль. В нашем случае желательно через преподавание религиозных культур перейти, в ходе взросления ребенка, к изучению конкретной религии.

  3. (20.05.2013 13:55) #
    0

    Прошло после этого родительское собрание в классе, учительница нам объяснила, что она сама и еще вторая учительница прошли подготовительный курс для преподавания основ православной культуры. В общем они готовы. Но тут началось интересное. Многие мамы и папы в классе сказали " не нужна нам религия, не надо моему ребенку забивать голову, если б мне надо было, я б его(ее) по воскресеньям в церковную школу водил(а)..." Учительница в ответ, " ну что вы так настроены, вы знаете как это все интересно, я сама на курсах для себя столько интересного узнала, откуда наши праздники пошли, откуда обряды...."
    В общем оказалось, все мы настолько разные, и это настолько далеко зашло даже у взрослых, что стало не по себе. Я четко поняла для себя одно, либо нейтральная светская этика, чтоб хотя бы дети таких разных родителей научились уважительному общению в таком разном мире (хотя сомнительно, что урок раз в неделю без оценок, что-то даст), либо мой ребенок эти "факультативные" как нам сказали занятия категорически посещать не будет. Не нравится мне такое мягкое навязывание.