Международные эксперты: как изменится высшее образование

Специалисты международной экспертной группы уверены, что в ближайшее время сфера высшего образования изменится до неузнаваемости и все из-за влияния шести новых технологий. Свои наблюдения эксперты представили в докладе NMC Horizon Report: 2015 Higher Education.

  1. Мобильное обучение. По словам экспертов, использование гаджетов учащимися и преподавателями получит в ближайшее время самое широкое распространение. Обучение можно будет проводить абсолютно в любых условиях, независимо от времени и места, а участники этого процесса смогут сами выбирать устройство в зависимости от собственных предпочтений. Авторы доклада отмечают, что большое разнообразие мобильных устройств требует скорейшего начала разработки соответствующего контента под них.
  2. «Перевернутые классы». Эта технология обеспечивает возможность воплощения в жизнь мобильного образования. Данный подход предусматривает изменение механизма распределения времени на классное и внеклассное образование и предполагает обучение не в классах, а в домашних условиях. В школе учащиеся занимаются только выполнением домашнего задания или работают над групповым проектом. Эксперты считают такой подход более гибким, обеспечивающим наиболее глубокую вовлечённость учащихся в образовательный процесс. Кроме того, это будет способствовать развитию критического мышления и умения работать в команде.
  3. «Makerspaces». Обычные классы будут заменены на пространство для практического образования, нацеленное на развитие определенных навыков творческой и инженерной направленности. Там студенты могут встречаться, делиться своими знаниями, свободно экспериментировать и создавать что-то новое. Подобные пространства, оборудованные 3D-принтерами и 3D-сканерами, направлены на стимулирование совместной работы студентов, развитие навыков, выходящих за пределы учебных программ.
  4. Нательные технологии. Появление Google Glass или интеллектуальных часов Apple и Samsung положило начало технологиям нового типа – нательных. Они имеют отличную перспективу для использования в образовании. На данный момент они уже прижились в спорте, а в ближайшее время будут внедрены и в учебные программы. Уже сейчас университеты не только работают над внедрением нательных технологий в учебные программы, но и экспериментируют с созданием принципиально новых технологий, например, нейро-интерфейсов.
  5. Технологии адаптивного обучения. Программы и платформы в сфере образования будут ориентированы на индивидуальные потребности каждого учащегося. В наше время отмечается рост популярности персонализированного обучения, настроенного под конкретные потребности и способности учащихся. Использование подобных технологий позволит решить проблемы, возникающие в связи с внедрением индивидуальных программ под запросы и способности отдельного студента.
  6. Интернет вещей. Представляет собой отдельную экосистему, в которую входят технологии, обеспечивающие сетевую коммуникацию людей и гаджетов. По мнению экспертов, это делает возможным для учащихся находить нужную информацию прямо в окружающей среде.

Использование описанных технологий в учебном процессе уже не является фантастикой. В отчете NMC представлены примеры их успешного применения в университетах по всему миру. К сожалению, среди этих университетов пока нет российских. Лидерство в образовательных технологиях для российских вузов – задача ближайшего будущего.



0 комментариев