Интересно наблюдать за итогами последних двух лет в среде мусульманского духовенства и делать выводы. Период с конца 2010 по сегодняшний день в мусульманской среде именуют «эпохой золотых унитазов» и вот она подходит к своему логическому завершению оттого и особенно интересно ее проанализировать.
Мы все помним как помпезно «вышел на сцену» РАИС – т.н. всероссийский муфтият в декабре 2010-го и для кого-то это был настоящий звездный час. Нам обещали, что количество общин и региональных муфтиятов в составе РАИС будет расти не по дням, а по часам и вскоре в «ассоциацию согласия» вольются все «конструктивные силы российского ислама». Мухаммад Рахимов - имам советской формации, всегда бывший крепким середнячком в среде коллег по духовному цеху, получил шанс превратиться из имама городской мечети в муфтия «федерального значения». Рахимов, как мне кажется, не в полной мере отдавал себе отчет в том, кто руководит его «соратниками».
Продолжение истории было в марте 2011-го на Всероссийском мусульманском совещании, проведенном в двух шагах от Кремля. Чиновник из администрации президента выступил со знаменательной речью про золотые унитазы, из которой у слушающих должно было сложиться впечатление, что именно хозяев конференции он «мочит» в этом сантехническом приспособлении. Но вдумчивые наблюдатели, знавшие Совет муфтиев России и его руководителя шейха Равиля Гайнутдина много лет, даже будучи вполне нейтрально к чиновнику настроенными, резюмировали, что это был последний аншлаг «советника» в высокой должности. Так оно, в конечном итоге и вышло: меньше чем через полгода чиновник был лишен всех должностей и регалий.
Но непосредственно после самого 24 марта 2011 года у определенного круга лиц наблюдалась эйфория от того, что появилась площадка, на которой можно безнаказанно лягнуть шейха Равиля Гайнутдина и возглавляемые им организации. Все те, чьи амбиции на духовной стезе не были удовлетворены (в силу отсутствия таланта, пассивности или каких-то еще причин), кто имел мелкие обиды на муфтия (не позвонил в трудную минуту, не написал, не похвалил и т.д. и т.п.) получили полную фронду и постарались сполна воспользоваться возможностью. Прорывной август 2011 года, когда было возобновлено возведение нового здания Московской Соборной мечети, послужил поводом для мощнейшей акции черного пиара против муфтия и СМР.
Пыл отдельных «амбициозных» потух, когда их покровитель из Кремля оставил свое кресло и потерял рычаги влияния, в том числе и не в последнюю очередь финансовые. Донские, Чувашские, Пензенские и прочие муфтияты неверно оценили тренд и пересели в лодку с брешью.
Закулисные кукловоды пытались играть на нескольких фронтах одновременно, по ходу пьесы внося коррективы в сценарий. Для ЦДУМ предполагался сюжет мягкого смещения засидевшегося Талгата Таджуддина и ставка делалась на Альбира Крганова и ближайшее родственное окружение Талгат-хазрата. Однако и эта лотерея оказалась проигрышной. На пленуме ЦДУМ 6 июля 2012 г. в Болгаре шейх уль-ислам сделал ряд шагов для того, чтобы откорректировать руководящий состав ЦДУМ, но тогда руководители региональных ДУМов в составе ЦДУМ заняли выжидательную позицию, а многие и вовсе не приехали.
Талгат-хазрат – личность неординарная, креативная и расчетливая. Поняв, что на короткой дистанции проиграл, он решил одержать победу на длинной дистанции. Сначала Таджуддин на встрече с патриархом открыто заявил, что Крганов является в ЦДУМ муфтием Чувашии и не более. На съезде выпускников РИУ в августе Талгат Таджуддин объявил своим советником Алексея Гришина – «почти мусульманина» за исключением одной пикантной детали, о которой экстравагантный муфтий не преминул упомянуть.
На 13 октября готовится проведение съезда ЦДУМ. Вполне вероятно, что его итогом станет значительное изменение руководящего состава организации, вплоть до самых кардинальных изменений. Боюсь, как бы эти изменения не стали такими же роковыми для старейшей мусульманской организации, какими стали решения, принятые 13 апреля 2011 года в Татарстане. И об этом еще будет сказано ниже.
Одновременно с внутренними противоречиями, поразившими ЦДУМ, раскол произошел и в КЦ МСК, и в РАИС. Если в первом случае организацию покинул один из сильнейших ее членов – муфтият Чеченской Республики, то во «всероссийском муфтияте» оказалось два председателя исполкома и вся ассоциация распалась на два лагеря. Один из наиболее эпатажных представителей РАИС Мухамедгали Хузин был волевым решением смещен с поста председателя Исполкома. В ответ Хузин, на подконтрольном ему сайте, затеял целую информационную войну, раскрыв подробности произошедшего и дав нелестную оценку новому председателю Исполкома. Особо смачные оценки и сравнения с булгаковскими персонажами были оперативно удалены с сайта Хузина, а через некоторое время и сам сайт http://muftiyat.ru/ (подконтрольный Хузину официальный сайт РАИС) был закрыт и на информационном пространстве остался только один «главный сайт РАИС» - www.raisrf.ru. Новый виток конфликта между Рахимовым и Хузиным случился после терактов в Казани, когда Мухамедгали-хазрат заявил о том, что он предупреждал руководство округа о возможном покушении, но мер предпринято не было. В ответ последовала отповедь руководства РАИС, в которой, в частности, говорилось: «нашелся человек, который решил, что настало удобное время для того чтобы заняться саморекламой на еще не остывшей крови. Муфтий Хузин М.Р., не теряя времени начал раздавать интервью, именуя себя главой исполкома РАИС различным средствам массовой информации» и напоминалось: «В связи с неэтичным поведением муфтия Хузина М.Р. мы напоминаем ему, что решение рекомендовать коллегиальному органу Пермского муфтията рассмотреть вопрос о выходе по собственному желанию из состава РАИС остается в силе». Очевидно, что в высоких кабинетах в Москве заняли позицию поддержки Рахимова, однако, полагаясь на ресурс своих покровителей, Хузин вплоть до конца августа называл себя председателем исполкома. Главный улем РАИС Фарид Салман стал получать знаки внимания и от Таджуддина, и от руководства Татарстана.
Кстати о Татарстане. В нем ситуация развивалась драматичнее всего. 13 апреля 2011 года был избран новый муфтий и муфтият Татарстана открыто вступил в конфронтацию с Советом муфтиев России, приближая к себе ангажированных псевдоэкспертов. В работу включились очень активно, даже излишне активно. Не проходило и месяца, чтобы в СМИ не просачивался очередной скандал, связанный с ДУМРТ, вплоть до вопроса назначения имама в мечеть. Несмотря на подписание договора о сотрудничестве, отношения между татарстанским муфтиятом и ЦДУМ резко ухудшились. На сайте, близком к ДУМ РТ была инициирована кампания черного пиара против Талгат-хазрата и даже был вброс информации о преемнике Таджуддина, который сам глава ЦДУМ решительно опроверг.
Яблоком раздора стал комплекс «Белой мечети» и находящаяся в нем «резиденция шейх уль-ислама». В одну из пятниц на проведение джума-намаза претендовал Талгат-хазрат, а Файзов направил для проведения молитвы своего представителя. В разгар перепалки Таджуддин, как говорят злые языки, не скупился на смачные эпитеты, ну а позже, после трагических событий 19 июля и вовсе воскликнул: «Ну что, м***ак, допрыгался?».
Мы видим, что «Эпоха золотых унитазов» затевалась определенными организациями и людьми с целью установить полный контроль над системой мусульманских духовных управлений России и сделать всех муфтиев полностью подконтрольными. Главным препятствием к тому всегда был и остается им шейх Равиль Гайнутдин, поэтому и нужно было во что бы то ни стало «слить» Гайнутдина. На СМР нападали буквально все: и РАИС, и КЦМСК, и ЦДУМ и по каждому из случаев мы видим ниточки, ведущие все к одним и тем же «умельцам».
И что же в итоге? В резиденцию муфтия в Москве как ездили, так и продолжают ездить множество делегаций высокого уровня. Очень мощный и однозначный сигнал получили региональные элиты на праздновании 20-летия Ингушетии в июне 2012 года, где приняли участие крупные государственные деятели: из всех духовных лиц муфтий Равиль Гайнутдин выступил первым, что автоматически свидетельствует о его статусе в федеральном масштабе. 25 августа все члены СМР единодушно и без всяких оговорок подтвердили лидерство шейха Равиля Гайнутдина. К 25-летию служения в Москве муфтий хазрат подошел триумфатором.
А люди, не один год старательно готовившие многоходовки (ведь только публичные их проявления вошли в «эпоху золотых унитазов», а подготовка шла задолго до того) оказались в положении, когда вся система пришла в состояние хаоса, которым эти люди и сами не в состоянии управлять. Об этом Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «Они хитрили, и Аллах хитрил. Аллах лучший из хитрецов».
Аналитический центр «Амаль»