Последние годы много говорят о необходимости внедрения технологий и методов современного менеджмента в деятельность исламских организаций России. Действительно, продолжать работать по советским или, как это бывает порой, по стандартам, причем не самым лучшим, века XIX, дальше нельзя. Из-за неэффективности и неквалифицированного управления в пустоту уходят не только ресурсы. Мы теряем жизни, причем в основном активной молодежи.
Стратегия прорыва
Наверное, первыми в России о стратегическом планировании работы муфтията заговорили в Чечне. Там разрабатывается пятилетний план развития. К работе над документом и к его реализации привлечены зарубежные авторитетные специалисты по стратегическому планированию, в частности из Министерства по делам вакуфов и религии Кувейта.
В план развития включены такие направления работы, как:
- повышения уровня квалификации имамов и кадиев, а также педагогов по духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений республики;
- создание отдела по фетвам, который будет реагировать на современные вызовы и противодействовать крайним течениям;
- издание, подготовка и выпуск богословской литературы;
- проведение различных религиозных, научных, культурных и др. мероприятий.
Это все сухие официальные формулировки. Главное: основной адресат активности – молодежь и имамы. Т.е. те, за кем настоящее и будущие уммы.
Для обеспечения прорыва упор сделан на расширение внешних связей, на изучении и заимствовании позитивного зарубежного опыта. Эта работа рассматривается как жизненно важная. Соответствующий отдел ДУМ ЧР возглавил Турко Даудов, имеющий большой опыт в данной сфере.
Молодым везде в Чечне дорога…
Молодому поколению предстоит жить в совершенно новых условиях. На него ляжет ответственность за республику через каких-то 20-30 лет. Поэтому абсолютно верен выбор муфтията обеспечить молодежи качественное образование. И качественное религиозное образование в том числе. Без этого подрастающее поколение рискует оказаться в руках демагогов и махинаторов от религии и политики всех мастей.
В Чеченской Республике уже начата работа по открытию подготовительных отделений ведущих исламских вузов мира. Планируется, что их выпускники будут сразу зачислены, например, в Аль-Азхар и др. университеты. Но уже сейчас после годичного обучения в вузах ЧР студенты могут поступить в египетский вуз на любой выбранный абитуриентами факультет (не только шариатский и исламского призыва – в «Аль-Азхаре» готовят специалистов по всем отраслям).
Квалифицированные имамы для республики
По итогам поездок делегации ДУМ ЧР во главе с муфтием Салахом-хаджи Межиевым на Ближний Восток был достигнут целый ряд договоренностей с зарубежными партнерами, направленных на организацию непрерывного процесса повышения квалификации и подготовки имамов республики. В «Аль-Азхаре» для них запланированы различные курсы, в том числе по тонкостям вынесения фетв и интернет-проповеди. С университетом и муфтиятом Египта уже подписан договор о широком сотрудничестве. Летом
муфтий Египта шейх Шауки Ибрахим Абд аль-Карим Алам побывал в Грозном в гостях.
Кроме того, ДУМ ЧР заключило договор с Министерством вакуфов и исламских дел Кувейта и международным центром «Аль-Васатыйя». Имамы и преподаватели из Чечни будут проходить в течение месяца и трех специально разработанные для них курсы в этой стране – повысят уровень знаний по фикху, арабскому языку, манхаджу умеренности в Исламе (аль-васатыя).
Это стало возможным благодаря участию научно-просветительского центра «Тавассуль» (директор Казбек Исмаилов), который обеспечил всю необходимую для учебы и проживания материально-техническую базу. В Кувейте, фактически, создан мини-институт специально для работы с имамами из Чеченской республики.
Арабески Марокко
По итогам поездки в Марокко достигнуты соглашения с Министерством по делам религии этой страны. Проведены встречи и выработаны общие подходы к работе и с другими ведомствами королевства.
В Марокко имеется большой и очень полезный опыт, в том числе по работе с мусульманскими общинами в тех странах, где Ислам переживал непростые процессы, например Западная и Восточная Африка. Королевство готово принять на обучение студентов и имамов из ЧР, содействовать им в повышении уровня религиозного образования, в частности, по тасаввуфу.
Также планируются переводы богословских трудов, совместные исламские выставки, конференции, круглые столы. Представители Чечни будут участвовать во всех крупных международных мероприятиях, проходящих в Королевстве, в частности в знаменитых Хасанийских чтениях, организация и посещение которых считается почетной обязанностью монарха.
Вообще, это первый такого рода визит в североафриканское королевство в истории современной российской уммы. Для мусульман нашей страны Марокко остается малоизвестной, закрытой страной. А жаль. Марокко готово и, самое главное, способно оказать нам огромную помощь. Королевство имеет, поистине, колоссальный опыт и историю исламского образования.
В самой древней исламской библиотеке при университете «Аль-Карауин» хранятся оригиналы труда Ибн Рушда «Аль-Баян ват-тахсиль», датируемые 750 годом по Хиджре, и единственный экземпляр книги Ибн ат-Туфайла про медицину «Аль урджузату фи ат-тыбби». В фонде библиотеки также находится Коран, которому насчитывается 1100 лет. Рукопись нанесена на коже антилопы. Сохранилось и Евангелие XII века.
Духовный центр «Аль-Карауин» основан в XI веке. У его истоков стояла Фатима аль-Фихри, дочь богатого купца Мухаммада аль-Фихри. Она основала мечеть и медресе в Фесе в память о своем отце. Со временем медресе при мечети преобразовалось в крупный духовный и образовательный центр всего средневекового мира, пользующийся поддержкой марокканских султанов.
В «Аль-Карауин» за знаниями приезжали не только мусульмане. В его стенах получал образование Папа Римский Сильвестр II, а также выдающийся философ иудей Мусса Маймонид.
«Аль-Карауин» постоянно расширялся, охватывая все новые области знания. Помимо богословия, изучались грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия, химия, история, география и музыка. В настоящее время университет насчитывает 4 филиала по всему Марокко.
В Марокко также жил и работал Ибн Хальдун, считающийся основателем современной исторической науки.
Сегодня эти великие традиции стремятся продолжать сотрудники Центра подготовки будущих имамов и проповедников. Там ежегодно выпускают 200 богословов -150 мужчин и 50 женщин, которые понесут проповедническую миссию в разных странах. Не исключено, что будущие чеченские имамы и преподаватели также пройдут там стажировку.
Чтобы стать имамом в самом Марокко, необходимо наизусть знать Священный Коран и иметь высшее образование. В стране насчитывается более 50 тыс. религиозных деятелей. Всего в королевств 52 тысячи мечетей.
Имам сегодня
Имам, даже простой небольшой сельской мечети, сегодня – ключевая фигура для уммы. Это постоянно подчеркивают крупные исламские ученые.
Мечеть начинается не со здания, мечеть начинается с имама. Качественная, успешная, нравственно и интеллектуально развития первичная община не может быть без серьезно подготовленного имама.
В мире идет война - война идей. И простой имам – простой солдат этой информационной, духовной и интеллектуальной войны. В данном противостоянии нельзя достигнуть успеха, если опираться на свадебных генералов, а не на простого пехотинца.
В этой связи упор в стратегическом планировании на повышение квалификации и подготовки имамов для работы с современными общинами – это единственно верное решение. Ведь именно они имеют дело с массами, с простыми людьми. Имамы как никто другой, знают, чем живут мусульмане на местах.
Странно, что это направление работы не стало давно приоритетным для всех духовных управлений не только Кавказа, но и России. Таковым оно должно являться, по определению, с самых первых дней их образования.
Мансур Алишаев (Москва)