Кровавые события в Египте оставили за рамками внимания события последних месяцев, касающиеся взаимоотношений Турции и Азербайджана. Эти события, являющиеся продолжением череды предшествующих им событий, могут иметь далеко идущие последствия.
В Габале (Азербайджан) на III-м саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств Президент Турции Абдулла Гюль и глава МИД Турции Ахмед Давутоглу сделали ряд заявлений, в которых говорится о намерении Турции принять решительные меры по урегулирования карабахского вопроса и прекращении оккупации земель Азербайджана Арменией.
В частности, А.Давутоглу заявил: «Турция готова сделать все возможное и от нее зависящее для того, чтобы остановить оккупацию азербайджанских земель Арменией». Нагорно-карабахский конфликт, по словам А. Давутоглу, должен быть урегулирован на основе правовых норм и принципов, а также в рамках территориальной целостности Азербайджана. Освобождение Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана, по словам Давутоглу, продолжает оставаться основным направлением внешней политики Турции. «Мы и впредь будем действовать в русле этого, - заявил министр. Мы категорически протестуем против оккупации 20 процентов азербайджанских земель и насильственного изгнания наших братьев азербайджанцев из своих домов. Тот факт, что переговоры по мирному урегулированию конфликта, продолжающиеся более 20 лет, остаются безрезультатными, вызывает у нас серьезное беспокойство»
Абдулла Гюль, как сообщает trend.az, заявил: «Одной из главных проблем тюркского мира на сегодняшний день является нагорно-карабахский конфликт. Оккупация 20 процентов азербайджанских территорий неприемлема, поэтому Совет сотрудничества тюркоязычных государств выступает за скорейшее решение этого конфликта».
Оценки данного события отличаются крайней полярностью – от встревоженности геостратегическими вожделениями Турции, до скептических высказываний в адрес турецких властей, которые якобы, как заявила корреспонденту ИА REGNUM ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ), руководитель сектора Ближнего Востока Анна Глазова, пытаются компенсировать снижение популярности заявлениями, призванными продемонстрировать, что Турция готова выступить с различными региональными инициативами, в том числе и по проблеме Нагорного Карабаха.
Объективный анализ событий предполагает ретроспективный обзор событий, имевших место на протяжении более чем 20 лет.
Карабахский конфликт имеет давнюю историю. В наше время его начало датируется 1988 г. 20 февраля 1988 года Областной Совет Народных Депутатов НКАО (Нагорно- Карабахской Автономной Области) подвел итог референдума по вопросу о государственной принадлежности Карабаха и принял решение о выходе из состава Азербайджана. 15 июня Верховный Совет Армянской ССР принял постановление об удовлетворении ходатайства Областного Совета НКАО о воссоединении с Арменией. Прямым следствием этого решения стал вооруженный конфликт и кровопролитная война, в результате которой погибло от 25 до 30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Нет необходимости описывать всю историю конфликта, поскольку она широко известна.
Азербайджан имеет в лице Турции серьезного стратегического партнера. Так, еще в начале 90-х годов Турция оказывала поддержку Азербайджану в Нагорно-Карабахском конфликте, выраженную в серьезной дипломатической, экономической, а также военной помощи.
Турцией осуществлялись поставки оружия в Азербайджан, в боевых действиях принимали непосредственное участие турецкие кадровые военные. В подготовке боевых операций участвовали офицеры турецкой армии и генералы в отставке. Были созданы пункты, где проводилась подготовка штурмовых и диверсионных отрядов.
Военная помощь со стороны Турции Азербайджану никогда не была официально признана Анкарой. Турция по понятным причинам избегала прямого вмешательства в конфликт. Однако еще в январе 2000 г. в официальном заявлении ТАСС Турции было объявлено официальное предупреждение по поводу поставок вооружения в Нахиджеван (Нахичевань).
В своем исследовании Нагорно-Карабахского конфликта Гайк Демоян отмечает, что весной 1992 г., в период обострения конфликта, аналитики указывали на возможность военного вмешательства Турции. Так, Главнокомандующий сухопутными силами Турции Мухиттин Фисуноглы заявил, что «все необходимые приготовления сделаны и армия ждет приказа из Анкары для того, чтобы выступить». На это 20-го мая 1992г., выступая на пресс-конференции, ответил Главнокомандующий Вооруженными силами СНГ маршал авиации Е. Шапошников, предупредив турецкую сторону, что «если туда добавится еще одна сторона, то мы можем оказаться на грани третьей мировой войны».
Турция неоднократно выступала с заявлениями о необходимости применения военной силы против Армении. В 1993 г. представитель Турции в ООН Мустафа Акшин, заявил о готовности Анкары принять меры по защите Азербайджана. «Турция не допустит атаки на Азербайджан и в случае необходимости мы будем действовать», - заявил он, при этом не исключая возможность военной акции.
Оказывая давление на Армению с целью восстановления территориальной целостности Азербайджана, Турция, аппелируя к различным правовым актам 20-х годов ХХ века, регулирующих взаимоотношения Азербайджана и Нагорного Карабаха, обращалась, в том числе, к ст. 5 Карсского договора, подписанного при участии РСФСР в 1921 г. Арменией, Азербайджаном, Грузией с одной стороны и Турцией с другой стороны, и вступившим в силу в 1922 г,. Данный договор был логическим продолжением Московского договора «о дружбе и братстве», подписанным в марте 1921 г. между РСФСР и Турцией. Оба договора определяли границы государств. Свое несогласие с этими границами неоднократно выражала Армения. С автономным статусом Нагорного Карабаха был также несогласен Азербайджан. Возражения по поводу автономного Статуса НК были и у Азербайджана.
В ст. 5 Карсского договора говорилось следующее: «Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербайджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определенных в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана».
Следует отметить, что военная помощь Азербайджану оказывалась Турцией еще до создания им собственной армии. Закон о вооруженных силах Азербайджана, предусматривающий создание национальной армии, был подписан в 1991 г., однако формирование армии Азербайджана датируется 1993г., именно тогда она приобрела современный вид. Одним из требований было соответствие стандартам НАТО. Турция приняла самое непосредственное участие в формировании армии Азербайджана. Основа турецко-азербайджанского отношений в военной сфере была заложена с подписанием в августе 1992г. договора «О солидарности и сотрудничестве» - военном сотрудничестве Азербайджана с Турцией как с государством-членом НАТО. В дальнейшем, в 1994 г. Азербайджан присоединился к программе НАТО «Партнерство во имя мира» и азербайджанская делегация впервые приняла участие в сессии НАТО.
В 1993 г. между Турцией и Азербайджаном было подписано соглашение, по которому турецкая сторона приняла на себя обязательства предоставить Азербайджану легкую военную технику и подготовить военных специалистов. При непосредственном участии Турции была разработана программа модернизации азербайджанской армии.
Также между Турцией и Азербайджаном в Анкаре был подписан договор “О военном обучении и научно-техническом сотрудничестве”, предусматривающий сотрудничество в боевой подготовке военнослужащих, в сфере оборонной промышленности, а также совместные учения. Весной 1999 г. был подписан договор о стратегическом сотрудничестве. Согласно этому договору, Азербайджан не может самостоятельно принимать решение о начале военных действий, и Турция гарантирует безопасность Азербайджана в случае любой направленной против него агрессии.
Указом Г. Алиева от 20 февраля 1999 г. в Азербайджане была учреждена Военная академия. В настоящее время занятия с ее слушателями проводятся по системе НАТО, а также широко используется опыт армии и Академии национальной безопасности Турции. 27 мая 2005 года окончательно утвержден план сотрудничества Азербайджана с НАТО
Что касается взаимоотношений между Турцией и Азербайджаном в последние годы, оно развивается по пути стратегического партнерства. Неоднократно, в том числе, в 2011 т 2012 г.г. проводились совместные учения вооруженных сил Турции и Азербайджана.
22-го февраля 2010 г. министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу в очередной раз подтвердил, что турецко-азербайджанские отношения продолжают развиваться по логике «одна нация – два государства».
21 декабря 2010 г. Милли Меджлис Азербайджана на пленарном заседании ратифицировал соглашение «О стратегическом партнерстве и взаимной поддержке между Азербайджаном и Турцией», подписанный в президентами двух стран и совместное заявление «О создании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня между Азербайджаном и Турцией».
Соглашение о стратегическом партнерстве, являющееся фактически основой военного альянса, предусматривает взаимную помощь в случае агрессии со стороны третьего государства в отношении одной из сторон, а также тесное сотрудничество в оборонной и военно-технической политике. При этом отмечается, что стороны будут сотрудничать с целью устранения угроз и вызовов национальной безопасности.
Как сообщает 1news.az со ссылкой на официальный сайт Президента АР, на официальном приеме, устроенном в его честь И. Алиевым, А.Гюль заявил: «Территориальная целостность Азербайджана, освобождение оккупированных земель Азербайджана – это не только ваш, но и наш общий вопрос… Турция будет продолжать прилагать все усилия для установления стабильности, мира и спокойствия на Кавказе, прекращения оккупации».
Заключение договора о стратегическом партнерстве вызвало обеспокоенность со стороны Армении. Так, военный эксперт Арцрун Ованнисян в беседе с корреспондентом ИА REGNUM оценил заключенный между Турцией и Азербайдажаном договор, как ослабление позиций России в регионе.
При этом необходимо помнить, что возможности Турции в применении силы ограничены ее обязательствами как члена НАТО. Так, в соответствии со ст. 8 Североатлантического договора, подписанного в 1949 г. в Вашингтоне, ни одно государство – член НАТО не может брать на себя обязательства в отношении третьего государства, противоречащие договору. При этом, в соответствии со ст. 1 и 7, нормы международного права, в частности, устав ООН имеют приоритет по отношению к иным нормам права.
Устав ООН, в частности, статьи главы VII, дают самые широкие полномочия Совету безопасности в определении наличия «существования любой угрозы миру или акта агрессии» (ст. 39 Устава ООН), а также определяет возможность и порядок применения военной силы.
Не так давно член парламентского комитета по безопасности и обороне Азербайджана Захид Орудж, по информации AZE.az, заявил о создании Турцией и Азербайджаном совместной армии. При этом, как полагает З. Орудж, формула сотрудничества должна отличаться от ныне принятой «Одна нация - два государства» и звучать как «Одна нация - единая армия».
Несмотря на определенный скепсис, который вызвало данное заявление, аналитики отмечают расширение военного сотрудничества между двумя государствами. Азербайджаном и Турцией подписаны ряд соглашений о поставке определенных видов вооружений. Также подписаны контракты и соответствующие соглашения по совместному производству военной техники. Предусматривается совместное производство приборов ночного видения и установок для термонаблюдения. Турция намерена поставлять в Азербайджан артиллерийские системы САУ Т-155 Firtina, презентация новой модели которой состоялась в апреле 2013 г. С 2010 г. Турция поставляет в Азербайджан бронемашины «Cobra», производства турецкой компании «Otokar». Азербайджан на сегодня является мировым лидером по темпам перевооружения армии.
По результатам III-го саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств была принята декларация, где стороны подчеркнули важность, которую они придают мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, являющегося одной из главных преград для стабильности и регионального сотрудничества на основе суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Азербайджана. При этом, как сообщает корреспондент 1news.az, глава Турецкого государства Абдулла Гюль подчеркнул, что сохранение статус-кво в нагорно-карабахском конфликте неприемлемо.
В описанных событиях четко прослеживаются военная, политическая, экономическая и правовая составляющие. Политика, проводимая правительством Эрдогана, верность курсу, избранному более 20 лет назад, направлена на наращивание военного, экономического и политического присутствия в регионе и вполне укладывается в общую стратегию доминирования Турции, ее стремлению к роли лидера.
Относительно последствий упомянутых событий, которые еще предстоит оценить политиологам, следует отметить, что талант политика, который демонстрирует Эрдоган, заключается в умении прогнозировать как немедленный эффект в виде политических дивидендов, так и серьезные результаты в долгосрочной перспективе, которые могут выразиться в трансформации политической или правовой карты мира.
Исходя из изложенного выше, следует заметить, что, несмотря на все сложности политики и коллизии международного права, заявления Турции относительно решения принять самое активное участие в урегулировании территориального конфликта между Азербайджаном и Арменией, имеющего уже 20-летнюю историю, звучат более чем серьезно.
В заключение следует привести слова Президента Турции – А. Гюля (его цитирует zerkalo.az) : «Я желаю, чтобы саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств в будущем был проведен в Нагорном Карабахе».