Смертный приговор взорвал Бангладеш

Сомнения в справедливости судебных процессов над сторонниками Пакистана в гражданской войне 1971 г. погрузили Бангладеш в глубокий политический кризис, из-за которого предприятия страны были закрыты на многие дни, а тысячи граждан были убиты, искалечены или ранены.

На протяжении нескольких недель международные уголовные суды (ICT) Бангладеш выносят приговоры к пожизненному заключению или смертной казни лидерам исламской оппозиции по обвинению в «преступлениях против человечности» и «военных преступлениях».

Эти суды с самого начала вызывали нарекания и стали причиной целой волны протестов по всей стране, которые правящий режим партии Лига Авами жестоко подавлял посредством полицейской агрессии и массированной кампании в СМИ.

28 февраля международный уголовный суд приговорил Маулану Дельвара Хуссейна Саиди к смерти, что привело к усилению гражданского неповиновения, общенациональным забастовкам и восстаниям по всей стране.

В возмущении от этого неадекватного приговора и в глубоком расстройстве миллионы мужчин, женщин и детей вышли на уличные демонстрации несмотря на беспорядочную стрельбу и побои со стороны полиции и спецназа, а также вооруженных пособников правящей партии. За пять дней с момента вынесения приговора Саиди силы безопасности и банды правящей партии убили более 100 человек и искалечили/арестовали несколько тысяч членов Джамаат-э-Ислами Бангладеш (BJI) и студенческого крыла партии Ислами Чхаттра Шибир (ICS)

Саиди – один из самых харизматичных исламских ораторов Бангладеш. Он занимает должность наиб-э-амир (вице-президент) в Джамаат-э-Ислами. За 40-летний период с войны 1971 г., приведшей к независимости Бангладеш, против этого человека не было подано ни одного судебного иска. И все же уголовный суд приговорил его к смерти, оправдав опасения почитателей Саиди относительно того, что данное разбирательство – не более чем судебный театр, разыгранный ради политического убийства.

Вердикт по делу Саиди был предсказуем, как выяснилось в ходе недавнего скандала вокруг разговора судьи Низамуль-Хака Насима по Skype с представителями правящей партии – судья получил от Ахмеда Зияуддина, брюссельского лоббиста интересов Лиги Авами, черновой вариант своего постановления за несколько недель до завершения процесса.

В беседе с Зияуддином судья Насим высказал мнение, что данное дело вообще не имеет под собой никакого смысла, и все же после отставки этого судьи его пост занял другой человек, огласивший тот же самый вердикт, составленный Зияуддином.

«Стандарты справедливости нынешних уголовных судов Бангладеш и международных уголовных судов различаются как небо и земля, как день и ночь», - считает судья из Бангладеш Т.Х. Хан, служивший в международном уголовном трибунале Руанды.

Во-первых, т.н. международные суды в Бангладеш на самом деле вовсе не международные, они только так называются. В них судят граждан Бангладеш, а не иностранцев, в эти суды назначают обычных судей, а не международных, а иностранным адвокатам здесь запрещено участвовать в защите.

Во-вторых, эти трибуналы с исторической точки зрения абсурдны, поскольку у правительства нет оснований выдвигать обвинения в военных преступлениях по прошествии стольких лет, считает государственный обвинитель по делам о военных преступниках в период правления шейха Муджиба 1972-1975 гг и ныне президент ассоциации адвокатов в Дакке Хандакер Махбуб Хуссейн.

В 1972-1975 и 1996-2001 гг правительство не выдвигало никаких обвинений против тех лиц, которые предстали перед судом сегодня. В 1973 г. международные уголовные трибуналы признали виновными в военных преступлениях 195 пакистанских военных, но они были освобождены в рамках соглашения между Пакистаном и Индией от 1974 г.

Также правительство Лиги Авами приговорило к тюремным срокам 752 человека из 100 000 пособников пакистанской армии, и среди них не было ни единого лидера Джамаат-э-Ислами, но 16 декабря 1973 г. шейх Муджиб помиловал почти всех осужденных ради национального единства.

На самом деле в 1990-х гг Лига Авами сотрудничала с лидерами Джамаат-э-Ислами при создании переходного правительства для контроля за проходившими в стране выборами.

Согласно нескольким исследованиям, уголовные трибуналы Бангладеш неоднократно нарушали установленные процедуры, в частности, отказывали обвиняемым в праве указать на предвзятость назначенных судей. В трибуналы были назначены такие ярые сторонники Лиги Авами и политические активисты из числа противников Джамаат-э-Ислами, как Низамуль-Хак Насим.

Более того, эти суды при разбирательствах не применяли фундаментальные нормы международного права. Действие закона об уликах (1872 г.) и презумпции невиновности было приостановлено, а использование слухов и газетных статей – напротив, разрешено.

Прокурор в деле Саиди привел множество рассказов свидетелей, но не привел этих свидетелей для допроса перед судом. Когда свидетели обвинения отказались давать показания по бумажке, им запретили появляться в суде.

5 ноября 2012 г. ключевого свидетеля защиты по делу Саиди Шух Ранджана Бали при входе в здание суда схватили сотрудники сил безопасности в штатском, и с тех пор он считается пропавшим без вести.

В ходе процесса судьи трибуналов неоднократно возвращали подготовленные обвинением материалы на доработку, т.е., по сути, консультировали сторону обвинения.

Еще одним вопиющим проявлением двойных стандартов стал тот факт, что прокуратура составила иски против пособников Пакистана только из числа оппозиционеров, тогда как в военные годы пакистанской армии оказывали содействие десятки лидеров Лиги Авами, в т.ч. 2 действующих министра.

Представьте, что может случиться, если нам не удастся положить конец чудовищной несправедливости, которую творят марионеточные суды в Бангладеш. Эта несправедливость приведет страну на путь гражданской войны, нанесет свежие раны и добавит проблем.

Перевела с английского Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



1 комментариев


  1. (11.03.2013 15:55) #
    1

    Как не странно будет звучать, но мусульманам легче, они понимают, что такое смерть! Если человеку несправедливо вынесли смертный приговор, то значит Аллах определил для него такое испытание. А по воле Аллаха в Судный День Владыка всего определит участь всех! Он справедлив и объективен! В отличие своих рабов, которые ошибаются из за своей ограниченности и непослушанию!