Статус мусульман на Западе оказался под угрозой. Участившиеся антимусульманские преступления из ненавистнических мотивов – лишь видимое проявление этого. В Великобритании школьники-мусульмане испытывают на себе волну насилия и притеснении, как свидетельствуют педагогические профсоюзы, а женщины-мусульманки становятся жертвам более чем половины исламофобских атак, как утверждает организация Tell MAMA.
Хотя акты насилия против мусульман для самих мусульман являются главной проблемой, что вполне логично, было бы ошибочно считать исламофобию проблемой расизма со стороны мелкого меньшинства на улицах или на задворках политики. На самом деле, она глубоко укоренилась в нашей политике и обществе, и это куда более серьезная проблема, чем считает большинство авторов.
На наш взгляд, антимусульманский расизм стоит на «5 столпах» исламофобии.
Первый и самый основной – это государственные учреждения, а именно разветвленный «контртеррористический» аппарат, состоящий из учреждений и практик, нацеленных на «экстремистов» и «радикализованных».
Неточность, с которой сформулированы и введены в действие эти концепции, в совокупности с рутинной практикой полиции и спецслужб означает, что многие тысячи людей, включая немусульман, воспринимаются как закономерный объект подозрений, слежки и сбора разведданных.
Некоторые академические авторы считают государство прогрессивным или хотя бы нейтральным и способным помочь в борьбе с антимусульманским расизмом через создание пространства для культурного и гражданского участия мусульман. Но мы считаем, что государство отнюдь не нейтрально.
Политика контртерроризма ставит мусульман в ущемленное положение посредством особых законодательных норм, превентивного ограничения в правах, разведки и слежки. При этом контртеррористический аппарат распространился за пределы полиции и спецслужб и внедрился почти в каждую сферу государства, начиная школами и университетами и заканчивая библиотеками.
Остальные 4 столпа исламофобии носят социальный или политический характер. Первый из них хорошо известен – это ультраправые. Их традиционные представители в неофашистских партиях приобрели антимусульманские наклонности, но к ним в последние годы присоединился целый ряд новых партий (Шведские демократы, Датская народная партия, Партия независимости Соединенного королевства) и уличные движения, такие как Английская лига защиты и PEGIDA.
У праворадикалов существует сходство во взглядах с другими социальными движениями, которые взаимосвязаны между собой. Речь идет о неоконсервативном движении, крайне активном в ЕС и США, сионистском движении, а также провоенном («справедливые» левые). Все эти 3 силы – транснациональные движения и имею связи с группировками более правых взглядов, а также с мейнстримовым консервативным движением, праворадикалами и неолиберальными исследовательскими организациями.
Что еще более важно, мы должны понимать, что само государство и его аппарат слежки и репрессий находятся на передовой отталкивания мусульман на задворки общественной жизни.
Написав эту статью, мы по сути вошли в «прокриминальное пространство», а этого уже достаточно, чтобы гарантировать ненужное внимание со стороны спецслужб, не говоря уже о консервативных журналистах.