Ленин и исламофобы

В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения Ленина. Написано и сказано об этой неординарной личности, его семье и жизни много. Но такой примечательный момент, как близкие дружеские отношения отца «вождя мирового пролетариата» с активными практиками христианизации и русификации народов Поволжья, в частности татар, практически неизвестен. А исторические факты показывают, что и сам Владимир Ильич не чурался протекции тех, кого бы мы сегодня смело назвали исламофобами.

26 марта 1870 г. император Александр II утвердил «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев». В них утверждалось, что конечной целью политики образования «всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом».

Следует отметить, что уже тогда ряд недальновидных чиновников и «просветителей» стремились добиться ассимиляции нерусских народов империи, а затем их духовные наследники в годы «застоя» провозгласили аналогичную цель. Распад Российской империи и СССР стали, кажется, ответом на эту бездумную политику. Недаром Гаяз Исхаки в 1917 г. пророчески называл большевиков черносотенцами и внуками обер-прокурора Синода Победоносцева и христианизатора Поволжья Ильминского. (О нем подробно см.: Ильминского в святые. Опасная провокация исламофобов http://www.ansar.ru/analytics/ilminskogo-v-svyatye-opasnaya-provokaciya-islamofobov)

В 1860-1890 гг. в борьбе с мусульманским влиянием два последних были особенно активны. В кругу их близких соратников встречается и И. Н. Ульянов – отец будущего «вождя пролетариев всех стран».

Будучи выходцем из чувашей, статский советник И. Н. Ульянов активно выступал против Ислама. Вопреки всем рассказам советских авторов о высоком числе татар в насаждаемых Ульяновым школах, созданная им в 1871 г. в Петряксах, а затем в Новомочалее (ныне Нижегородская область), русско-татарская школа до 1910 г. не сделала ни одного выпуска.

При этом каждый год ее содержание обходилось налогоплательщикам в 500 рублей. Для сравнения: реально действующим мектебам губернии от земства выделялось по 30 рублей в год.

Вопрос об этой школе был так важен для И.Н. Ульянова, что 22 февраля 1873 г. он отправил Н. И. Ильминскому письмо об учителе Гайфулле для поступления в Петряксинское училище Курмышского уезда с просьбой помочь ему в сдаче экзамена.

Но неформальные контакты с Ильминским использовала и Мария Ульянова – мать основателя Советского государства. В письме от 28 сентября 1889 г. она просит его обратиться к ми​нистру народного просвещения Делянову, чтобы получить разрешение сыну для сдачи экзамена за курс юрфака экстерном в Санкт-Петербургском университете. «Может быть теперь, с Вашей помощью, многоуважаемый и добрейший Николай Иванович, это горячее желание наше будет достигнуто», - писала она.

Через обер-прокурора Святейшего Синода К. Л. Победо​носцева разрешение было получено. Оно пришло вовремя - к совершеннолетию Владимира Ильича. Вместо того, чтобы исполнять патриотический долг в армии, В. Ульянов продолжил подрывную деятельность. Да и сам он, приехав в Казань, вначале остановился у Н. И. Ильминского.

Таким было трогательное единство выходца из семьи, уже тогда покушавшейся на цареубийство, и миссионера. Не нарушали бы все эти господа за​коны ради «родного человечка» и боролись бы они с революционерами, а не с лояльными России мусульманами, может быть, и не настал бы конец Империи, которую они столь яростно защищали на словах.

По материалам книги А. Хабутдинова и Д. Мухетдинова «Общественное движение мусульман-татар: итоги и перспективы»



комментариев