Предбрачный "киднэппинг"

Похищение невест - явление в какой-то степени сезонное. Весна и особенно осень - сезон свадеб, а значит и насильственных уводов замуж.

Силовое помещение юной девы в машину, массовый женский прессинг плачущей пленницы в доме жениха, "парламентеры"-старейшины, умиротворяющие родню невесты - до боли знакомая классическая схема преддверия свадеб. Чуть не половины, судя по неофициальной статистике. Процентное соотношение новейшая история умалчивает - кто в Чечне обратится в государственные органы охраны правопорядка? Ситуацию-то при любом исходе "разрулят" старейшины. Как известно, даже в случае возвращения невесты, старики со стороны жениха донимают пострадавшую сторону до победного конца.

Пришел, похитил, победил

Особенно активная охота на девушек от 14-ти (бывает - и 13-ти) ведется в селах республики. Между тем, в прошлом году парламент ЧР снизил ценз брачного возраста до 16 лет. Получается как всегда: закон и реальная жизнь - две параллели, которые, как известно, не пересекаются. Вопрос об ответственности за принуждение к браку в столь юном возрасте отдает риторикой.

Экономические трудности, которые вызвали к жизни моду на похищение невест в Казахстане и Киргизии, здесь не при чем. У нас принудительно взять в жены или добровольно - все одно калым платить (хотя и символический - 20-30 тысяч "деревянных"). Плюс прочие дорогостоящие ритуалы (кстати, по затратам в разы калым превышающие), которые сводятся к банальному обмену коврами-отрезами, финансировать. Причина не в расходах, а в стремлении немедленно добиться нужного результата. Зачем "окучивать" девушку ухаживаниями и подарками, ждать взаимности, когда все очень просто, в соответствии с перефразированным изречением - "пришел, похитил, победил". Это я к тому, что невест крадут не по взаимному согласию молодых, а по желанию жениха - часто одностороннему.

15-летнюю Хеду К. заприметил в Урус-Мартане односельчанин 18 лет от роду. Подъезжал (в буквальном и переносном смыслах) на отцовской машине к школьнице пару раз и, получив высокомерный отказ, пожаловал уже с компанией друзей. С тех пор Хеда порог школы не переступала, ее единственное занятие - уборка дома супруга, обслуживание на кухне незамужних золовок и женатых деверей с их многочисленным потомством.

Как известно, после похищения 15-летнее дитё проще простого уговорить посулами или запугать нависшей угрозой кровавых разборок между родственниками жертвы и навязавшегося ей жениха. Плюс старейшины, представляющие сторону жениха, "наседают" на родственников похищенной и перепуганной девушки. Получается, не отдать дочь, значит, не уважить своих стариков, обычно соглашающихся с доводами убеленных сединами "парламентеров-переговорщиков". А у чеченцев пренебрегать мнением старейшин, даже тех, кому "до фонаря" судьба их ребенка, как-то не принято. Особенно, если мать невесты всю жизнь провела среди кастрюль, в хлеву или где-нибудь за прополкой на арендованных гектарах, и для отца замужество дочери-подростка является вполне допустимым продолжением ее отрочества.

Правда, без исключений не обходится. Знаю семью, в которой отец за похищение каждой из трех дочерей неизменно взыскивал с виновной стороны по 1 тыс. долларов, возвращая при этом дитё в отчий дом (ввиду явного нежелания девушки сочетаться браком с похитителем). Есть случаи, когда похищенную забирают, несмотря на инициированные родней жениха заверения девушки в ее сговоре с ним. Однако в большинстве случаев родители жертвы киднэппинга сдаются под напором стариков так же, как их дочь - под "прессом" десятков взрослых женщин в доме похитителя.

Новая семья не всегда в радость

Ну да ладно, потенциальные невесты во многом - существа подневольные. Вопрос в другом - почему чеченские парни активизируются на поприще создания семьи в 17-20 лет? Не имея постоянной работы (в подавляющем большинстве), а нередко и отдельной от отцовского дома крыши над головой? В селах единственный источник временного заработка для многих молодых людей - строительство частных домов. Точнее, работа в качестве пособников более квалифицированных мастеров кладки кирпича и бетона. Так что, кроме родительских квадратных метров и добытого ими же пропитания, жениху невесте и предложить-то нечего, не говоря о том, чтобы стать полноценным кормильцем семьи. Вот что думает по этому поводу учительница одной из сельских школ:

- Почему наши парни так рано женятся? Все дело в гормонах! Для нашего народа и в целом мусульман, как известно, добрачные отношения недопустимы. Поэтому, как только гормоны в наших молодых людях "заиграют", они обзаводятся семьей! Надо сказать, такие скоропалительные браки в дальнейшем, чаще всего, распадаются или "держатся" на детях. У меня многие ученицы повыходили замуж в 8 и 9 классах и через несколько месяцев возвратились в отчий дом. А те, кого не выгнали свекровь, загулявший муж или трудности семейной жизни, остались без учебы, профессии и, соответственно, работы, -констатировала она.

По другому распространенному мнению, похищение невест и ранние браки как две стороны одной "медали" связаны с низким образовательным уровнем молодежи и отсутствием перспектив получения профессии и карьерного роста. Приведу такой факт: после похищения школьницы юным жителем райцентра Урус-Мартан и улаживания отношений с новой родней, отец молодожена расценил случившееся как неприятный сюрприз. "Сыну - 18, ни профессии, ни образования, а он еще на меня свою семью "повесил".

Подавляющее большинство брачного киднэппинга совершается без ведома родителей жениха. Более того, будущие свекры и свекрови узнают о появлении невестки в доме последними. И ничуть не радуются перспективе обеспечивать нового члена семьи.

Эпидемия похищений - эпидемия разводов

"Похищение невест противоречит шариату и исламу", - комментирует ситуацию муфтий Чечни Султан Мирзаев. В интервью РИА "Новости" за апрель 2008 г. он также признал: "Если девушка вступает в брак со своим похитителем, семейный союз (в 90 процентах случаев) распадается через некоторое время".

Чтобы сбить эпидемию предбрачного киднэппинга, муфтий распорядился о невмешательстве имамов мечетей и сел, кадиев районов в урегулирование конфликтов между семьями похищенной девушки и не в меру ретивого соискателя ее руки и сердца. Между тем, за минувшие два года факты "принудиловки" женщин к браку только умножились. Таким образом, глава духовенства провозгласил решение, проконтролировать выполнение которого практически невозможно. Чтобы убедиться в этом, постарайтесь представить доброжелателя, который доносит муфтию об участии имама в умиротворении родителей похищенной невесты... Кому это надо?

С другой стороны, вряд ли кто-то из сельских имамов и районных кадиев знал или помнит о том, что муфтий запретил "прессовать" родителей украденных школьниц. В чеченскую повседневность больше вписывается критика юных дев за несоответствие их одежды мусульманским канонам, нежели защита семейных прав куда большей части женского населения - со стороны религиозного сообщества и государства.

В данном случае речь о недочетах в религиозно-просветительской деятельности наших богословов. В итоге, как заявляет имам-хаттыб мемориальной мечети на Поклонной горе г. Москвы Шамиль Аляутдинов, похищения девушек множатся "от недостатка религиозных знаний и просвещенности". О том, что ислам запрещает похищение невест, чеченская молодежь, по большому счету, не имеет понятия.

В беседе с "ГР" ситуацию комментирует председатель коллегии адвокатов г. Урус-Мартан Лидия Тимиргаева:

- Я внимательно слежу за прессой. Всегда удивляет отсутствие материалов о вреде ранних браков, о наказании лиц, заставивших этих детей выйти замуж в 13-15 лет. Не знаю, почему мы не бьем тревогу!
Помню, в апреле ко мне на прием пришла миловидная женщина. Со слезами на глазах она рассказала, как ее 14-летняя дочь была похищена односельчанином. Конечно же, уговаривать родителей сразу же пришли уважаемые люди. Невзирая на плач дочери, мать согласилась выдать ее замуж!

Не прошло и года, как муж выгнал новобрачную. К тому времени она ждала ребенка. Естественно, он родился слабым, а роды подорвали здоровье юной матери. Самое печальное, что в течение года ни муж, ни его родня не поинтересовались состоянием сына.

Когда он выздоровел, отец тут же явился и насильно отобрал малыша у бывшей гражданской жены. Та на нервной почве заболела. И тогда ее мать обратилась в правоохранительные органы. Сын был возвращен матери при содействии сотрудника районной администрации, участкового инспектора и представителя районного суда.

Это счастливый конец. Хорошо, что мать сумела отстоять интересы дочери и внука. Но сколько их, молодых мам, не умеющих защитить ни себя, ни своих детей. Похищение девушки подпадает под 126-ю статью Уголовного кодекса РФ, но в республике ее считают неприменимой. Хотя речь идет о похищении человека, неприкрытом насилии, как и о привлечении виновника к уголовной ответственности, - заключила Лидия Тимиргаева.

Ранние браки плодят пожизненных домохозяек

Судя по всему, дело не только в недостатке религиозной просвещенности. Виной всему низкое качество образования (в том числе по причине низкого его рейтинга в маргинальной среде), "неконвертируемого" даже в пределах республики. Словом, "минусовой" уровень просвещения и высокая безработица - таковы "базовые" причины ранних браков с их неотъемлемой частью - похищением потенциальных невест. А поскольку последнее явление обусловлено, как упоминалось, односторонним желанием жениха, то даже образованной барышне, попавшейся в сеть современного чеченского неуча, грозит участь вечной чистильщицы кастрюль. Знаю случай, когда 22-летнюю выпускницу юридического факультета родители с трудом устроили на работу в районный суд, а через месяц молодого специалиста банально затолкали в автомашину… Дальше - как всегда: главным аргументом жениха и его родни стали обещания не препятствовать карьерному росту невесты. Однако после ее согласия на брак и отгремевшей свадьбы, ситуация, как водится, резко изменилась - молодой жене было заявлено, что чистка, уборка дома и готовка более уместные занятия для чеченской женщины, нежели работа в госучреждении. В итоге несчастная потеряла с трудом обретенное рабочее место и всякие надежды реализовать себя за пределами кухни. Так что похищения невест - в какой-то степени фактор негативного влияния на социальную адаптацию молодежи.

Приплетать сюда национальные традиции - значит, оправдывать насилие. Тем более, что традиции тут не при чем. Чай, миновал век каменных башен, когда семейные женщины жили как за "каменной стеной" совместного с мужем выживания и неимоверного труда на скотном дворе и участке земли. В средневековье, как известно, наши предки разводились в разы меньше, чем их современные непутевые потомки. Сегодня последствия умыканий девушек с целью женитьбы - это гарантированная армия невест "второго розлива" или вечных домохозяек (замужних или разведенных) с их полной экономической зависимостью от супруга.

Как правило, недоучившимся школьницам как-то в голову не приходит прививать детям то, чего они были лишены - интереса к учебе, созданной в семье атмосферы приоритетности знаний, "просвещенья дух"… Неучи, недоучки и малообразованные люди множат себе подобных. Напрашивается вывод о том, что в долгосрочной перспективе ранние браки являются фактором маргинализации общества. Чем это чревато мы убедились в новейшей истории.



4 комментариев


  1. Иса
    (15.03.2011 08:42) #
    0

    АстахфируЛлах, какая гадкая статья... Название ей: "Взгляд атеиста на мусульман с выливанием помоев из лжи и фантазий".. еще и с душком женской обиды...

    Домохозяйство - плохо, брак - плохо, права отца - тоже плохо... Единственно, что хорошо женщине по этой статье - "реализация себя в госучреждении".. СубханАллах, чеченцы, держитесь, не берите пример с нас, с русских...

  2. guzel-guzel
    (16.03.2011 15:11) #
    0

    ...счастье в его обычном понимании - ощущение удовольствия или положительные эмоции - намного менее важно для физического здоровья, чем внутренняя удовлетворенность от целеустремленной деятельности - так называемое "эвдемоническое благоденствие"...

    http://www.inopressa.ru/article/15Mar2011/wsj/happiness.html

  3. guzel-guzel
    (16.03.2011 15:11) #
    0

    Гедонистическое и эвдемоническое благоденствие не являются взаимоисключающими. Но те, кто стремится прежде всего к внешним вознаграждениям вроде денег или карьеры, часто не особенно счастливы, отметил Ричард Райэн из Рочестерского университета. Он также предостерег, что эвдемоническое благоденствие недостижимо, если просто принуждать себя, например, к волонтерской работе, надеясь на какую-то награду в будущем.

  4. Иса
    (16.03.2011 23:16) #
    0

    Столько терминов... если правильно понял, то СЧАСТЛИВЫЕ женщины как правило именно с кастрюлями, пеленками и уроками, а не мчащиеся на своем личном драндулете каждый день в офис к 9.30.