Национализм и его влияние на развитие современного мусульманского общества

Слово “национализм” люди понимают по-разному. Если отойти от научной терминологии и взглянуть на понимание этого слова в окружающем нас обществе, то можно увидеть, что для кого-то национализм – это лишь желание блага своему народу, другие же считают национализмом ущемление или принижение людей отличной от твоей национальности. В любом случае речь в данной статье пойдёт о негативном смысле, который вкладывается в это слово.

Довольно часто в современном дагестанском обществе можно встретить такое явление, как национализм. Основное развитие в Дагестане национализм получил после распада Советского Союза, когда республику разделили всякого рода народные движения и партии, каждая из которых призывала своих последователей к борьбе за свои права, власть и возврату своих исторических территорий. Иногда дело даже доходило до кровопролитных столкновений на почве ненависти к определенной нации. Еще свежа память о межэтнических столкновениях между чеченцами и лакцами, аварцами и кумыками и другими народами Дагестана во всех его уголках, которые оставили неприязнь к братским народам в сердцах людей, проявляющуюся и в наши дни.

Причин у такого национализма в Дагестане, который всегда отличался дружбой своих народов, не мало. Есть как внешние, так и внутренние причины. Но самой главной причиной проявления национализма у дагестанцев, да и вообще и любого мусульманина, является отсутствие полноценной веры, которая никогда не дает человеку относиться с гордостью или презрением к представителю другой национальности.

Положение национализма в Исламе

Всевышний Аллах, велик Он и славен, и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сделали национализм запретным для мусульманина, причислив его к грехам, основой которых является гордость.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (Сура «аль-Бакара», аят 208).

В тафсире «Аль-Мунтахаб» приводится следующее толкование этому аяту: «О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас — явный враг!»

Также Аллах сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Нет преимущества араба над неарабом и неараба над арабом, белого над темнокожим и темнокожего над белым, кроме как в богобоязненности. Люди от Адама, а Адам из земли» (Аль-Байхаки).

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы услышите, как кто-то возносится своим происхождением, как это было во времена джахилии, то скажите ему, чтобы он схватился зубами за член своего отца. И не говорите это другими словами!» (Ахмад, Ан-Насаи, Аль-Багави и другие).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, чтобы мы не передавали этот хадис другими выражениями, смягчая его смысл или меняя слова. Сказав именно так, мы укажем на всю мерзость такого явления как национализм.

Национализм и его крайние формы, как шовинизм, запрещены Кораном, Сунной и единогласным мнением исламских ученых. Человек непременно будет наказан Всевышним Аллахом за проявление гордости и национализма, как ее производной.

Ущемление прав малых народов и этносов

Одним из пагубных воздействий национализма в обществе является ущемление прав малых народов и этносов. Очень часто в обществе, подавляющим большинством которого является одна нация, проявляются националистские высказывания и ущемления прав малых народов. Нередко такие народы бывают лишены права занимать какие-либо руководящие должности, даже если определенный человек обладает довольно глубокими ментальными способностями и отличается своим жизненным опытом. Приоритетом в таком обществе становится не богобоязненность, опыт и ум человека, а лишь его принадлежность к определенной этнической группе. Таких примеров очень много, и упоминать их нет смысла.

Влияние национализма на институт семейных отношений в Исламе

Также национализм имеет пагубное влияние на институт семейных отношений. Довольно часто можно встретить картину на примере Дагестана, когда мусульманин хочет жениться на мусульманке другой национальности, не испытывая при этом каких-либо негативных чувств к ее происхождению, но родители девушки ни при каких условиях не выдают ее замуж за него, каким бы хорошим человеком и мусульманином он не был, только лишь из-за того, что он не их национальности. Порой отец отказывает мусульманину, который старается вести праведный образ жизни, в браке с его дочерью, но в то же время готов выдать её за человека, не соблюдающего предписания Ислама и совершающего большие и малые грехи. Не учитывается будущее детей, а учитывается принадлежность к национальности. То, что такой брак может закончиться разводом и поломанной жизнью, также не берется в расчет.

Казалось бы, что мусульманин в такой ситуации будет руководствоваться словами Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Если к вам придет (свататься) тот, чьей религией и нравами вы довольны, то выдайте за него замуж (свою дочь). Если вы не сделаете этого, то на Земле распространится смута и нечестие» (Ат-Тирмизи). Но, увы, многие отцы забывают об этом хадисе, когда дело касается брака их дочерей.

Также следует отметить, что не только отцы не выдают своих дочерей замуж из-за национализма, но также часто родители бывают и против женитьбы их сына на девушке другой национальности. Причин они находят много, но, к сожалению, ни одна из них, как правило, не является оправданием в шариате.

Национализм как причина торможения исламского просвещения

Тема влияния национализма на религиозную жизнь в Дагестане достойна отдельной статьи, так как национализм в этой области достиг гигантских размеров. Довольно часто можно встретить выражения «аварская мечеть», «кумыкская мечеть» или «лакская мечеть». Мало того что представители определенных национальностей Дагестана предпочитают собираться для богослужения в определенных мечетях, но с собой в эти мечети они приносят и свой национализм. Такая же ситуация и в религиозных учебных заведениях. Студенты ущемляются в правах не только со стороны других студентов-националистов, но и со стороны некоторых преподавателей, которые считаются учеными, но при этом далеки от знаний религии Аллаха.

Методы искоренения национализма и его остатков

Единственным методом искоренения национализма из нашего общества является возврат к книге Аллаха и сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Лишь после изучения Ислама и углубления в нем мусульманин может избавиться от этого порока, потому что многочисленные тексты Корана и Сунны указывают на запретность гордости и национализма и обещают наказание тому, кто будет проявлять эти пагубные качества.

Заключение

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что Дагестанское общество со временем все-таки перебороло национализм в определенных явлениях. Положение вещей улучшилось со времен девяностых. Во многом это обусловлено тем, что в республике активно происходит исламизация и возврат к исламским ценностям. Это отдаляет национализм от Дагестана, но все-таки полностью он не искоренен. Мы должны бороться против этого порока и прилагать все возможные усилия, чтобы национализм стал нашим прошлым, а не будущим.



7 комментариев


  1. (17.05.2013 15:57) #
    1

    Эта статья во многом, что называется "из одной крайности - в другую".

    Мечети были, есть и должны быть местами сохранения национальных языков. Невозможно в одной мечети, например, в Дагестане слушать мусульманам качественные проповеди (на хорошем литературном языке) на 3 и более языках (лакском, кумыкском, лезгинском, даргинском, аварском...).

    Коран: "Мы создали вас разными народами и племенами, чтобы познавали друг друга и соревновались в благочестии..." Поэтому всегда было, есть и будет стремление людей к «аварской мечети», «кумыкской мечети» или «лакской мечети».

  2. (17.05.2013 17:48) #
    1

    Нет ничего хуже межэтнических конфликтов, войн, когда человека истребляют лишь за то, что он принадлежит к определенной нации, это есть куфр и джахилия, от которой уберег нас ислам. Как правило делить людей по национальной принадлежности свойственно людям с талмудическим складом ума. Но справедливости ради хотелось бы заметить, что есть и еще такое понятие как самоидентичность, еслиб не было национализма(в хорошем понимании этого слова), то тогда бы не было разных культур, цивилизаций, а Аллах всех нас создан разными, например насчет национализма, то есть такой термин таасаб. Ибн Халдун дает ему такое определение: "таасаб - это такая жизненная сила, с помощью которой Аллах формирует народ, определяет место его проживания и укрепляет его основу. Это всеобщий дух, который определяет облик и образ жизни нации. Стойкость и совершенство каждой нации зависит от степени солидарности людей. Как только сила притяжения между людьми ослабевает, тут же все племенные связи слабеют и все строение нации рушится. И как только солидарность слабеет, Всевышний лишает людей радости и отдаляет их от себя. И тогда вмешательство чужеземцев усиливается, и племя оказывается на краю гибели, если только Аллах не смилуется и не возродит в нем былой дух солидарности, чтобы спасти его." Джамалудин Афгани же пошел дальше Ибн Халдуна. Он предложил различать три степени таассоба (групповой солидарности). Первая - иттидаль (умеренная), наиболее совершенная: умеренный национализм, патриотизм. Вторая ифрат (максимальная), которая соответствует крайнему национализму, шовинизму. По убеждению Афгани именно эта радикальная степень была осуждена Пророком (мир ему) за проповедь расового и этнического превосходства, указавшего: "Тот, кто приглашает к ассабийа, не из нас". И наконец третья ступень - тафрит (минимальная), при которой групповая солидарность ослабевает, этнонациональные и родственные связи разрушаются и племенное общество или нация оказывается беззащитной перед лицом чужой агрессии. По убеждению Афгани, если принцип групповой солидарности применять в обществе в ее умеренной, совершенной форме, то это лишь придаст импульс объединению общества в единую нацию. Это же касается и религиозных отношений, когда движимые религиозными чувствами люди помогают друг другу, выступая единым сплоченным фронтом.

  3. (17.05.2013 21:23) #
    0

    Автор совершенно правильно акцентирует внимание на пороках национализма. Однако гордость за свой народ, за принадлежность к этому народу - это не порок. Такая гордость сплачивает народ. Но, если гордясь принадлежностью к определенному народу, человек унижает другие народы, притесняет их - вот это как раз и является национализмом. А если говорить о религии, то религия ислам на любом языке одна. Если люди понимают арабский язык, то можно читать проповеди на арабском. Но беда в том, что все говорят о религии, а учить и понимать язык Корана не хотят. Не понимаешь арабский, слушай язык государства в котором живешь. И никому не будет обидно. Никтоне будет чувствовать себя ущемленным, так как говорили на не понятном языке.

  4. (17.05.2013 23:34) #
    0

    Если подойти с точки зрения "микрокосм в макрокосме(малое в большом), то позитивный национализм(любить родителей, поддерживать родственные связи, радеть за свою нацию), аккуратно ложится в свою ячейку в Исламе. Каждая мусульманская нация должна иметь свое место в мозаике глобального Ислама. Надо учитывать то, что отдельные национальные проекты, априори, не в силах долго противостоять проекту глобальному, наднациональному, и могут исчезнуть как в черной дыре в глобализирующимся мире, а Ислам, как проект глобальный, но с догматами равных прав(Прощальная Проповедь Пророка Мухаммада с.а.в.), явится защитой и гарантом каждой нации для сохранения ее как нации. В настоящее время существуют три реальных пути развития глобализации- Западный(капиталистический), Красный(социалистический) и Исламский. Попытка реанимировать в России Христианско-Православный путь- лишняя трата денег и времени. В настоящее и ближайшее время в Европе будет происходить мощная экспансия Исламского вектора глобализации, которой будет пытаться противостоять Западный вектор. Хозяева умирающего("загнивающего" по Ленину) Западного проекта не жалеют ни сил, ни денег на медийную и даже открытую(под предлогом демократизации) войну с Исламским проектом, как глобальным конкурентом. Противостояние будет безжалостным и беспощадным. Этому доказательство то, как Запад, в лице США долго противостоял оплоту Социализма, в лице СССР, и в итоге, бескомпромиссно его уничтожил, как глобального конкурента. Между Исламским и третьим субъектом сопротивления- Красным отношения складываются более- менее дружелюбные. Дело в том, что Красный(социалистический) проект может, в отличие от Западного, ассимилировать исламское население Европы, как это было сделано в СССР(при этом надо учитывать стратегические ошибки, допущенные мусульманскими лидерами в деле становления Красного проекта, как союзников, на территории отдельно взятой страны). В ближайшее полвека, в Европе, скорее всего, тоже возникнет временный союзный глобальный проект(после тяжелейшего экономического кризиса и краха ростовщического капитализма), некий симбиоз Ислама и Социализма, который можно означить как "Исламский социализм" и который послужит гарантом сохранения технологической цивилизации в Европе и освобождения ее от аморальных Западных "ценностей".

  5. (19.05.2013 23:13) #
    1

    На счет национальности жениха и невесты хотел бы добавить, что многие парни ищут девушку своей национальности не только из-за прихоти, или не знания основ веры, а из-за того что бы дети разговаривали на одном языке! А это существенный фактор!

  6. (19.05.2013 23:14) #
    1

    ...На одном языке с родителями, иначе они не будут знать не один из языков родителей, а выучат только русский!

    • (19.05.2013 23:26) #
      -1

      Думаю, те кто поступает так - ошибается. У детей, родители которых говорят на разных языках, развивается билингвизм - оба языка для них родные.