Мусульманам России пора "выйти" за пределы своей мечети. По следам уфимской конференции

Мусульмане России не должны ограничивать свою деятельность пространством внутри ограды мечетей. Нужно выходить "во вне", отстаивать свои позиции перед лицом общественности, привлекать молодежь к активной работе на благо уммы, не закрываясь в мирке своей общины.

Такой призыв прозвучал в ходе III Всероссийской научно-практической конференции "Фахретдиновские чтения", которая прошла 18 апреля в Уфе, в докладе главы Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина. Сам лидер мусульман страны не смог присутствовать на мероприятии, его выступление зачитал сопредседатель СМР, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов.

Собравшиеся представители религиозных организаций, власти и общественности поднимали проблемы просвещения и перспективы мусульманского образования в России, говорили об исламских ценностях в современном обществе и о молодежи в рамках темы "Коранический гуманизм как основа системы просвещения российского мусульманства в XXI веке".

По мнению Равиля Гайнутдина, для достойного противостояния крайним проявлениям в обществе одних мечетей уже недостаточно.

"Не секрет, что мышление мусульманского духовенства старшего поколения есть результат менталитета, сформированного еще в советские времена. Его отличительной чертой является стремление к консервации и самоизоляции как ответ на антирелигиозные репрессии советского руководства. Между тем, отмечает он, с обретением религиозных свобод, к сожалению, значительная часть мусульманского духовенства считает достаточным благоустройство своей общины сугубо изнутри, не делая ни шагу за ее периметр".

Муфтий заявил, что нельзя оставаться равнодушными к вызовам эпохи: "На сегодняшний день два главнейших нравственных вызова нашей умме − это, с одной стороны, влияние массовой культуры, культуры вседозволенности и потребительства, с другой − псевдорелигиозного радикализма".

"В таких условиях прежние рецепты, а именно − закрыться, законсервироваться и наблюдать за внешним миром, не выходя за пределы своего узкого мирка − уже не работают. Наличие прекрасных мечетей, доступность и свобода каждодневной религиозной практики − это огромная милость Всевышнего и результат большого труда. Но для того, чтобы одержать верх в остром соперничестве с пропагандой распущенности и насилия, наличия мечетей и имамов не достаточно. Нужны интеллектуальная и творческая инициатива, нужна воля к тому, чтобы отстаивать свою позицию перед лицом широкой общественности в условиях открытой конкуренции идей. Нужна воля к тому, чтобы расширить свой горизонт планирования хотя бы на несколько десятилетий вперед", - считает он.

http://www.dumrf.ru/photos/gallery/1460974265/1460974265_1.jpg

Равиль Гайнутдин уверен, что пора выходить в общество с собственной повесткой, вовлекая молодежь в строительство будущего, в созидание и творчество. "Если мы не сумеем создать притягательного для молодежи образа будущего, найдутся те, кто сделает это за нас и тогда жизненное пространство уммы сузится до размеров мечетской ограды".

Глава СМР призвал верующих России стать моделью уммы XXI века, привлекательной не только в нашей стране, но и за ее пределами: активной, патриотичной, мирно сосуществующей с представителями иной веры и национальности, стремящейся к справедливости, ответственной и нравственной. В этом мусульманам поможет образование, основанное на принципах Корана. Он добавил, что все призывы и повеления, с которыми Всевышний Аллах обращается к человеку в Коране, призваны воспитать в человеке просвещенную, свободную, милосердную личность. "Мы должны создать условия для того, чтобы в учебном процессе было обеспечено пространство для критического мышления, дискуссий, творчества, опыта межрелигиозного диалога", - подчеркнул Равиль Гайнутдин.

О неразрывной связи между просвещением и исламскими ценностями говорил на конференции муфтий Башкортостана Нурмухаммат Нигматуллин. Он напомнил, что источником исламских ценностей являются Священный Коран, сунна пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний, иджма – консенсус, и кыяс – суждение по аналогии.

"Смотря на мир через призму ислама, мы видим, что знание норм и положений шариата не является конечной целью. Благодаря познаниям в области шариатских наук, мы можем выстроить систему исламских ценностей, которые являются неотъемлемой частью познания", - пояснил он.

В качестве иллюстрации к своим словам он привел примеры из жизни пророка Мухаммада, мир ему. Он говорил: "Совершайте молитву-намаз, как совершаю ее я", и в то же время разъяснял своим последователям, что молитва-намаз, которая не удерживает верующего от развратного, распутного и скверного, порицаемого, неподобающего и постыдного, не приближает верующего ко Всевышнему, а только разрушает его связь с Ним. Пророк обучал своих последователей правилам поста и при этом говорил: "Аллах не нуждается в вашем отказе от пищи и питья, если вы не отказались от лжесвидетельства и лживых поступков".

"В таком случае, какая польза от знания норм и правил совершения молитвы-намаза или соблюдения поста, если они не предотвращают от грехопадения и дурных поступков? Таким образом, мы видим, что метод пророка в формировании системы ценностей позволяет решить две задачи: во-первых, связать воедино образовательный и воспитательный процессы, во-вторых, четко обозначить учащемуся конечную цель получения знаний", - резюмировал глава ДУМ РБ.

http://www.dumrf.ru/photos/gallery/1460974265/1460974265_4.jpg

Подлинное кораническое просвещение предполагает развитие как нравственных качеств – смирения, милосердия, умеренности, человеколюбия и пр. – так и интеллектуальных качеств. Такой посыл прозвучал от первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова.

Он выделил пять положений коранического гуманизма, которые должны быть в основе просвещения: братство человечества, убежденность в исконной правоверности человеческой природы, вера во всеобщность божьего водительства, этнический и религиозный плюрализм, вера во всеохватность божественной милости.

При этом Дамир Мухетдинов выразил мнение, что сегодня в деле просвещения верующим необходимо придерживаться единой стратегии, "учитывая сложность современной ситуации – отсутствие собственной богословской и правоведческой школы, недостаток кадров, низкий уровень образования среди мусульман, низкий уровень знаний об исламе среди немусульман и пр.".

"Я убежден, что российским мусульманам не хватает именно концептуального единства в данной сфере. До сих пор не удалось сформировать единого дискурса, который бы транслировался и в систему образования, и в СМИ. Безусловно, ислам по природе плюралистичен и разнообразие мнений должно в идеале приветствоваться, но в трудные времена – во времена, когда отсутствует нормальная система образования, когда мы завалены потоком контрпропаганды со стороны псевдо-исламских течений – необходимо сплотиться вокруг общей идеи", - призвал он.

Приветствие от муфтия Татарстана передал участникам руководитель направления дагвата Духовного управления мусульман Республики Татарстан, имам-хатыб Апанаевской мечети г. Казани, кандидат исторических наук Нияз Сабиров.

Он отметил, что Коран - это "Знание Всевышнего Аллаха, которому ведомо все: прошлое, настоящее, будущее, скрытое и явное. Поэтому в этой божественной книге есть решение всех нравственных проблем, она вбирает все мировые науки", и "на нас лежит огромная ответственность за распространение величайшей красоты, непревзойденной чистоты и высокой нравственности Благородного Корана".

В рамках мероприятия гости и участники подняли также темы востребованности исламских специалистов в общинах и учебных заведениях, экономической самоокупемости религиозных сообществ, преподавание в школах дисциплины "Основы исламской культуры" и пр.

http://www.dumrf.ru/photos/gallery/1460974265/1460974265_8.jpg

Поддержку форуму в Уфе высказал и представители власти. Председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе Республики Башкортостан Вячеслав Пятков отметил, что ислам является одной из ведущих конфессий региона, число религиозных мусульманских организаций составляет около 68% от общего количества объединений. При этом в районах и городах республики расположены более 1200 мечетей, действует 5 исламских образовательных учреждений.

Не могли не затронуть участники конференции и тему грядущего 100-летнего юбилея ДУМ РБ. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин передал свое послание, отметив, что накануне этого события в столице Башкирии чрезвычайно радостно видеть, как активно возводится Соборная мечеть.

"Нет никаких сомнений, что Уфе нужна Соборная мечеть, достойная XXI века и достойная города, которому Всевышним было суждено сыграть большую роль в истории ислама, истории мусульманского духовенства России", - сказал он, поддержав идею муфтию назвать мечеть одним из прекрасных имен Всевышнего "Рахим".

Достойным украшением столицы станет и комплекс "Муслим-сити". В ходе мероприятия заместитель муфтия Башкирии Аюп Бибарсов выступил с предложением присвоить социально-экономическому проекту статус федерального значения.

Конференция организована Духовным управлением мусульман Российской Федерации, Советом муфтиев России, Духовным управлением мусульман Республики Башкортостан, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, Советом по делам религий при Администрации Главы Республики Башкортостан, Институтом этнологических исследований УНЦ РАН, Московским исламским институтом и др.

Форум посвящен памяти крупного богослова, историка и публициста начала ХХ века, муфтия Ризаэтдина Фахретдина (1859-1936), чьи жизнь и творчество тесно связаны с Уфой и Башкирией. Предыдущие «Фахретдиновские чтения» состоялись в 2011 году и прошли под названием «Инновационные ресурсы мусульманского образования».

Фото: Ансар.Ru, Dumrf.Ru



7 комментариев


  1. (22.04.2016 16:04) #
    0

    из пустое в порожнее ,десятилетиями одни и те же лица ,а многие уже не лица ,а рожи ! и все туда сюда болтаюца прохвосты и дармоеды ! бибарсов просто красава ) такие сзади лахмотья отпустил аж дартаньян завидует .

  2. (24.04.2016 02:32) #
    2

    Надо бы, конечно, найти и прочитать полностью тексты выступавших. Большинство приведенных цитат звучат как серьезные программные заявления. Со многими из них я охотно солидаризируюсь.Ясно, что выступления на такого рода конференциях носят тезисный, обобщенный характер и критиковать участников за отсутствие конкретики недопустимо. Между тем, трудности - именно в конкретностях.

    Из общих,. принципиальных моментов, как мне кажется, можно было бы более точно обозначить исходные относительно Уммы , Общества, власти, государства, а также некоторые международные аспекты отношений применительно к Умме. Потому что только правильно выявленные исходные, позволяют формировать грамотные программные и плановые решения.
    Впрочем, отсутствие в речах анализа исходных тоже можно понять. Ведь тогда надо было бы говорить достаточно критические слова в адрес существующей системе власти, системе отношений в обществе и в государстве. Но без прямого, безжалостного и, скажем честно, без не очень лицеприятного критического анализа этих отношений не обойтись.

    Нам предлагают и правильно предлагают "выйти за периметр, за рамки Уммы" , но мы должны знать куда мы выходим и что там сегодня за периметром нас ждет. Ждут ли там нас вообще, как ждут, какое место мы занимаем в системе их ценностей, какие императивы доминируют в их отношениях к нашим ценностям. Дамир Мухутдинов намекнул о "сложностях современной ситуации". Думаю, они гораздо шире и сложнее перечисленных им в его выступлении. и он сам прекрасно знает об этом.

    Они - люди, обладающие определенным статусом в духовном управлении мусульманами, не могут в силу деликатности отношений с властью, прямо писать о многих вещах, которые необходимо нам обсуждать в обязательном порядке. Поэтому есть смысл помочь им. а именно: взять на себя ( людям, не входящим в состав ДУМ) обсуждение этих самих исходных: Умма- Общество, Умма - власть, и т.д,, и т.п..

    • (24.04.2016 12:45) #
      3

      Согласна, Фидарис.
      Думаю, конференция должна иметь логическое продолжение. Очень важна инициатива "снизу".
      Должны быть публичные дискуссии, Круглые столы для того, чтобы можно было сформировать общие подходы, концепции, найти какие-то компромиссы.
      Но потом эти концепции должны лечь в основу конкретных согласованых действий. Вот с этим, как правило, загвоздка.
      Должно быть больше интеллектуальных инициатив, поддержка образовательных программ
      Отлично сказано : " связать воедино образовательный и воспитательный процессы,… четко обозначить учащемуся конечную цель получения знаний"
      Дамир Мухетдинов также верно отметил :" отсутствие собственной богословской и правоведческой школы, недостаток кадров, низкий уровень образования среди мусульман".
      Мы не преуспеем, если не поставим себе целью всеобщее, тотальное, поголовное образование – как в религиозных, так и в светских науках.
      Мы обречены на роль вечного просителя: «Разрешить нашим женщинам носить платки. Разрешите нам молиться», если не начнем завоевывать стратегические позиции в сфере бизнеса, образования, политики.
      А сегодня получается так, что успешный бизнесмен либо профессионал своего дела свою конфессиональную принадлежность «задвигает» подальше. Я не имею в виду отказ от предписаний ислама Но они старательно стараются обходить вопросы религиозной принадлежности, поскольку они потянут за собой другие вопросы, например, темы «халяльности» любого бизнеса, которые человек предпочитает не затрагивать, поскольку если копать слишком глубоко, то сам бизнес окажется под угрозой.
      Поэтому здесь и проблемы исламского банкинга, и консультаций со знающими людьми.
      В общем, это сфера интеллектуальных наработок и технологий.
      Я бы ещё добавила "женский вопрос" - мусульманке, которая хочет соблюдать все предписания ислама, путь к профессиональной самореализации закрыт. Даже в сугубо «женских» сферах, таких, как педагогика и медицина соблюдающей мусульманке устроиться практически невозможно. Даже детям запрещают посещать школу в платке. Что уж говорить об учителях.
      И в этом вина не только светского общества, но и самих мусульман, которые не оказывают таким женщинам должной поддержки. Иногда бояться конфликта с консервативно настроенной частью мусульманского общества.
      В общем, пусть Всевышний поможет нам всем найти правильный путь. И пусть нашим лоцманом будет наша вера.

      • (24.04.2016 12:47) #
        2

        Иногда боятся конфликта. Сорри за ошибки

  3. (26.04.2016 14:41) #
    0

    Правильно наставлял Аллах своего Пророка (САС). Не надо просвещать того, кто не уверовал в Аллаха и Его Пророка.Не зря Пророк (САС) свыше 10 лет утверждал среди своего народа, что нет Бога, кроме Аллаха. и что Мухаммад Его раб и Посланник. Мы же хотим и предполагаем что все ,так называемые этнические мусульмане, были грамотными в религиозном отношении. Однако, даже назначенные имамами бывшие бригадиры колхозов, не различают арабские буквы и читают суры по заученному письму русскими буквами. Так вот, пока не будет ликвидирована элементарная безграмотность имамов, бесполезно говорить о богословии и выходе за периметр мечетской ограды.