Между четвергом и субботой

Массовые облавы, которые сотрудники полиции приурочивают к обязательным пятничным молитвам, в Дагестане уже стали привычными. Так же, как побои, оскорбления, профилактические беседы, снятие отпечатков пальцев и прочие проявления контртеррористического рвения силовиков, сопровождающие эти облавы. Но чтобы при этом ещё и остричь без малого сотню молодых людей, словно овец, – до такого издевательства дело ещё не доходило. Магарамкентский РОВД явно метит в новаторы.

За мечетью села Советское закрепилась в районе слава ваххабитской, причём к созданию этой репутации приложил немало усилий бывший имам мечети Сулейман Пашаев. Дело в том, что в какой-то момент большинство прихожан отказались читать за ним намаз и выбрали из своей среды нового имама – Саида Герейханова. Намаз в мечети стал проходить в два захода. Сначала молились человек десять стариков за Пашаевым, потом заходила молодёжь и совершала намаз за молодым имамом. Поскольку количество тех, кто молился за Саидом, вскоре достигло сотни человек, то пришли к обоюдному согласию – изменить порядок: сначала стала молиться молодёжь. Но, по-видимому, такое положение дел показалось Сулейману Пашаеву несправедливым, и в скором времени и он, и его последователи вообще перестали приходить в мечеть. А попутно развернули против молодёжной общины антиваххабитскую кампанию. Однако для такого масштабного предприятия были нужны союзники.

В администрации села таковых не нашлось. Глава администрации Сергей Хидиров к верующей молодёжи отнёсся хорошо, неоднократно помогал ей и занял здравую позицию, направленную на смягчение разногласий, а не на раздувание конфликта.

Зато в расположенной рядом с мечетью средней школе, преподавателем которой является Пашаев, полностью разделяли неприязненное отношение к молодым прихожанам. Правда, в данном случае речь шла скорее о неприязни к религии как таковой, но, как говорится, «союзников не выбирают – они появляются сами при наличии общего врага».

Директор школы Сидикуллах Ахмедович Ахмедов уже второй год сражается с хиджабом, объясняя это тем, что он запрещён уставом школы. Попытки объяснить, что подобный устав противоречит Конституции РФ, Сидикуллах Ахмедович бойко парирует заявлением, что устав школы является единственным законом, действующим на её территории. Правда, хотя устав никак не регламентирует длину юбок школьниц, директор настаивает на том, что их длина должна быть выше колена. Видимо, желание директора обладает большей силой, нежели поставленный даже выше Конституции устав.

Школьный психолог Ума Исмиханова мыслит более глобальными категориями.

На прямой вопрос одного из мусульман: «Вы что, объявили войну исламу?» – она не менее прямо ответила: «И что? Вашему исламу объявлена война во всём мире!»

Но настоящие «боевые действия» удалось развернуть только после того, как пару месяцев назад начальником Магарамкентского РОВД стал Шакир Омаров, бывший до этого начальником Кировского РОВД Махачкалы (кстати, именно к Кировскому району относится Шамхал, в котором пятничные облавы на мусульман стали уже почти традицией).

Если раньше беседы молодых мусульман Советского с представителями правоохранительных органов проходили вполне миролюбиво и сводились к тому, что «молитесь, как хотите, только в лес не уходите», а уж про бороды и вовсе никто не заикался, то с приходом нового начальника всё изменилось кардинальным образом. Полицейские стали ходить по домам верующих и требовать, чтобы те прекратили посещать мечеть, угрожая в противном случае «потерять и расстрелять», снести дом, посадить и прочими «контртеррористическими» карами. При этом угрожали как самим молодым мусульманам, так и их родственникам.

Апофеозом этого нездорового нагнетания напряжённости в спокойном доселе районе стала минувшая пятница.

Итак, 13 мая около сотни мусульман из села Советского и окрестных сёл собрались в мечети на пятничную молитву. Однако совершить её в тот день им так и не удалось. Около половины второго, в разгар проповеди имама, вооружённые сотрудники полиции в грязной обуви ворвались в мечеть, и, не стесняясь в доме Аллаха нецензурных выражений, потребовали у собравшихся последовать за ними. Затем затолкали мусульман в «газели» и, доставив в Магарамкентский РОВД, высадили во внутреннем дворике. Когда один из задержанных посмел заикнуться о том, что им всё-таки нужно совершить намаз, сотрудники полиции со словами «Сейчас будет тебе намаз!» завели его внутрь отделения и стали избивать. Стоящие во дворе хорошо слышали его крики. О том, что происходило в дальнейшем, рассказано в заявлениях потерпевших.

«…сперва издевались, брили голову наполовину, выщипывали бороду, потом избивали из-за того, что мы молимся, делаем намаз и ходим на пятничную молитву. Беспощадно били они меня и говорили: «Где теперь ваш Господь, где Он теперь? Пускай придёт сюда поможет вам. Вы будете не молиться, а полы мыть у нас», – и матом ругались…»

«…сняли отпечатки пальцев, сняли на камеру, начали угрожать, что если ещё раз увидят, то сломают; обозвали. Потом загнали в кабинет, там были три мужика, двое в масках, один без. Они, ничего не спрашивая, начали избивать, давать пощёчины, а потом били ногами, срезали на голове чёлку, потом, избивая, заставляли убирать. У меня до сих пор болят почки, лёгкие и голова. С мечети нас забирали работники РОВД, и с ними был наш участковый, майор полиции Ямудин Алиев».

«…завели в кабинет, где четверо в масках и один в гражданке били дубинкой, сбивали с ног, нецензурно выражались, ножницами крест-накрест местами постригли, и я, униженный, вышел из этого беспорядочного места».

Пятнадцать задержанных были несовершеннолетними. Около пяти часов их продержали в отделении. В течение всего этого времени подростков оскорбляли, в том числе нецензурно, и запугивали. Помимо сотрудников полиции, в этом противозаконном «воспитательном процессе» принимали участие и их учителя – уже знакомый нам директор школы Сидикуллах Ахмедов и заместитель директора по воспитательной работеРустам Надырович Карибов. Приехав в райотдел, они стали требовать от сотрудников полиции, чтобы подростков посадили на 15 суток, при этом оскорбляли своих учеников, называя их на лезгинском языке собаками и другими бранными словами. Некоторые школьники были избиты. Так, семнадцатилетнего Романа Феталиева сначала избивали дубинками в отдельном кабинете, а потом вывели в коридор и продолжили избиение там. Находившийся в это время в коридоре Рустам Надырович Карибов,заслуженный учитель РД, победитель конкурса «Учитель года»,молча наблюдал за избиением своего ученика. Страшно подумать, что делал бы на его месте «незаслуженный» учитель!

После всего этого школьников вместе с родителями согнали в зал, и там стали обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своих детей, поэтому те становятся преступниками (надо понимать, что преступление – это совершение намаза и посещение мечети, а непрерывно матерящиеся «стражи порядка», нарушающие законы, которые они, по идее, должны охранять, – это эталон воспитанных и законопослушных граждан!). В случае если дети не перестанут молиться, родителей пообещали лишить родительских прав, а напоследок заявили, что скоро всех мусульман будут расстреливать – вместе с детьми…

На следующий день «воспитательная работа» была проведена с девочками: двое полицейских в сопровождении директора школы обходили классы и обещали, что тех школьниц, на которых в следующий раз увидят хиджабы, разденут догола перед всей школой. Такая вот нехитрая педагогика.

Что дальше?

А дальше начинается история о том, возможно ли, пережив такое унижение, остаться в рамках «правового поля» и добиться восстановления справедливости. История, окутанная пеленой вопросов, риторических и не очень. А есть ли вообще это правовое поле в стране победившего правового беспредела? Имеет ли гражданин РФ, тем паче «кавказской национальности», право на эту самую справедливость, или пресловутая 282-я статья должна, наконец, отбить охоту её искать? Есть ли в Дагестане силы, не на словах, а на деле заинтересованные в «стабильности и процветании»? До бесконечности можно достаточно бессмысленно вопрошать, только чтобы размыть для себя тот факт, что в последнее время сюжет подобных историй до банального предсказуем…

17 мая в Советском собрался сход села. Приехавших на него правозащитников и журналистов попытались туда не пропустить. И очень скоро стало понятно почему. Вместо того чтобы обсудить, как получилось, что такое количество сельчан были унижены и избиты и как наказать виновных в этом беспределе, работники госструктур попытались перевести разговор совсем в другое русло. Бывший имам Сулейман Пашаев очень подробно и эмоционально рассказывал о происках зловредных «ваххабитов». О каких-то абстрактных «околоваххабитских» богословских тонкостях рассуждал заместитель главы Магарамкентского района, при этом очень сильно нервничая, как только разговор заходил об избитых людях. Глава сельской администрации Сергей Хидиров производил впечатление человека, которому заранее объяснили, что он должен говорить. Он делал акцент на примирении, но при этом постарался максимально отгородиться от потерпевших, хотя до этого всегда защищал их и подчеркивал, что они нормальные молодые люди, которые не создают никаких проблем селу. Заместитель начальника Магарамкентского РОВД рассказал, что задержание, в том числе несовершеннолетних, проводилось исключительно в рамках закона: всем задержанным дали возможность совершить намаз, а избиений и издевательств – ну разумеется! – и вовсе никаких не было. Тот факт, что и в селе, и за его пределами всем прекрасно известно, как обстояли дела на самом деле, полицейского чиновника нимало не смущал.

Из молодёжи слово дали только имаму Саиду Герейханову и гостям – адвокату Зияутдину Увайсову и имаму села Каякент Камилю Султанахмедову, которые в очередной раз озвучили очевидные вещи – что единственное, к чему приводят подобные действия силовиков, – это радикализация молодёжи.

В итоге сход решил создать примирительную комиссию. Идея хорошая, но есть опасение, что обе стороны по-разному понимают этот мир. И если для молодёжи примирение невозможно без признания обществом того, что их религия, честь, жизнь, имущество и здоровье должны быть неприкосновенными, то другая сторона хотела бы увидеть смирение перед любым унижением и произволом.

Так не бывает, вам не кажется?

Что дальше?



комментариев