Недавно в мечети стал невольным свидетелем диалога, который заставил меня задуматься о происходящем в нашей умме последнее время. Один брат спрашивает другого:
- Ты знаешь, кто такой Карадаги? Он уже несколько раз приезжал в Россию, с ним теперь общаются наши муфтии.
- Как бы тебе сказать… Карадаги – это типа нашего Таджуддина, только заграничный.
Забавный и абсурдный, в общем-то, ответ, подумал я. Все-таки кто такой Талгат Таджуддин, бессменный руководитель ЦДУМ, авторитет которого давно ушел в глубокий минус, и Али аль-Карадаги, крупный богослов, генсек Всемирного союза мусульманских ученых – самой крупной и влиятельной организации в своем роде. Небо и земля. Сравнил, что называется…
Но, с другой стороны? Решил разобраться, почему так люди говорят. Все-таки глас народа!
Если оценивать происходящее из российской мусульманской глубинки, то вполне можно прийти к выводу, что Карадаги – это заграничный Таджуддин, не больше, не меньше. Особенно в условиях недостатка информации и понимания сложности всех процессов.
Недавно на форуме в Стамбуле в ВСМУ скопом вступило сразу аж несколько десятков муфтиев и других мусульманских деятелей из России. Не будем уходить в персоналии, но не секрет, что многие из них не то, что не являются алимами (т.е. обладают знаниями Шариата и следуют им сами), но не пользуются среди верующих никаким авторитетом и доверием. Более того, некоторые имеют серьезный антирейтинг, если так можно выразиться.
А, как писали в СМИ, Карадаги заявил, что теперь те фетвы, которые они вынесут относительно применения исламских норм в России, будут санкционированы всем авторитетом ВСМУ. Так как они, мол, знают ситуацию и понимают, как быть в этой связи мусульманам, т.е. нам.
Проблема в том, никакого влияния у многих из нынешних членов ВСМУ от России среди отечественной мусульманской молодежи нет. Со знанием и адекватностью понимания ситуации тоже не все гладко. Их фетвы, даже при всем авторитете Карадаги, или даже Юсуфа аль-Карадави, главы ВСМУ, вряд ли будут восприняты.
То, что в ВСМУ попали лица, у себя на родине, мягко говоря, не считающиеся алимами и не являющиеся таковыми, и вызывает соответствующую реакцию у молодежи. Тень недоверия падает на всю уважаемую структуру. Поэтому, видимо, и говорят, что туда только Таджуддину осталось вступить.
ВСМУ у нас начинают воспринимать как очередное духовное управление, которое существует само для себя, далеко от норм Ислама и нужд мусульман. А Карадаги в глазах простых ребят становится сродни самым одиозным отечественным деятелям от Ислама. Ведь получается, раз он их принимает, то, значит, с ними как бы заодно. Т.е. Карадаги, по этой логике, действительно, как бы Таджуддин – только заграничный.
Простого мусульманина трудно обмануть. Он не может умно объяснить суть происходящего, но интуитивно очень глубоко чувствует неправду.
Понятно, что у ВСМУ нет возможности тщательно проверять каждого, кто к ним вступает. Тем более, если речь идет о России – стране очень закрытой, непонятной для мирового Ислама и арабских алимов в особенности. Они рады любым контактам, любой возможности завязать отношения, чтобы хоть как-то войти в Россию, начать работать и доносить до масс знания Ислама, такими, как он есть.
Но у тех товарищей и ведомств, которые, скорее всего, организовали массовый поход россиян в структуру, вчера еще считавшуюся крамольной, антироссийской и филиалом «Братьев-мусульман», совсем другие интересы. Они не пересекаются с желанием иностранных богословов.
Мне все это напоминает, как ни странно, какой-то «Газпром» и другие российские госструктуры, когда те приходят на европейский рынок. Они не борются в лоб с отторгающей и даже порой враждебной средой, но и не ведут серьезной работы на месте, чтобы расположить окружающих к России. Они делают проще: коррумпируют все и всех, кто попадается под руку.
С алимами, не дай Бог, задействована похожая стратегия. С ВСМУ не будут враждовать, клеймить ее и проч. Но и серьезной работы никто вести не собирается. Их просто попытаются втянуть в наши внутренние махинации, чтобы они своим авторитетом «освятили» творимое и говоримое. Фетвы тех же горе-алимов и муфтиев с отрицательным авторитетом.
То, что случится чудо и будет как-то иначе, особо надеяться не приходится. Некий Луай Юсуф, ставший координатором ВСМУ в России, в интервью в прессе представил свое видение ситуации. По словам этого эмигранта, ранее ни в какой исламской работе не замеченного, наши мусульмане должны быть довольны тем, что живут не в Мьянме и не в Центрально африканской республике, где их единоверцев сжигают заживо и употребляют в пищу. Юсуф еще мог бы в пример привести его родную Сирию, где Асадом учинен настоящий геноцид суннитского населения.
Это, конечно, спасибо, что нас не едят, не закапывают в землю и не травят химоружием. Но мы как-то всегда считали, что у России, даже в случае с мусульманами, другие ориентиры. Не превосходством над Мьянмой и ЦАР гордимся. Хотелось бы, чтобы не запрещали литературу, не блокировали нормальную религиозно-общественную активность, давали бы строить мечети. Ну хотя бы как это было на Украине до известных событий.
Понижение планки стандартов, которые пусть только формально декларируются, - очень опасно. Еще более тревожно, что делают это даже не те муфтии, с которыми все понятно, а претендующие на прогрессивность деятели новой волны.
Жаль, что так все происходит. И очень рассчитываю, что кто-то из братьев, имеющих такую возможность, донесет до ВСМУ суть вопроса.
Все-таки Союз алимов – мощная и авторитетная структура. Карадаги, Карадави, что говорить, - в числе крупнейших богословов современности. Идея сотрудничества нашей страны с ними – правильная и обнадеживающая.
Просто ВСМУ в отношении России надо быть как-то избирательнее. Иначе все, что сделано и делается, легко в очередной раз окажется профанацией всяких жуликов и авантюристов. Все влияние ВСМУ на мусульманскую молодежь будет потеряно, а организация в нашей стране дискредитирована, как и большинство духовных управлений.
Наиль Мухсинятов (Уфа)