Голоса в поддержку хиджабов

Петиция к президенту России Владимиру Путину с просьбой отменить запрет на ношение хиджабов во всех учебных заведениях страны на сайте организации «Авааз» («Голос») собрала уже более двух тысяч голосов. Вслед за школами Ставропольского края дресс-код, запрещающий религиозную атрибутику, начали вводить вузы. Мусульманские юристы считают, что это нарушает право мусульманских девушек на свободу вероисповедания и образование. А по мнению противников хиджабов, за этой незначительной проблемой скрывается более серьезное явление - проникновение радикального ислама в российскую действительность.

16 сентября в Интернете стартовал сбор подписей за отмену запрета на ношение хиджаба во всех учебных заведениях Российской Федерации. Автор петиции – некая Айза - поясняет, почему это важно, ссылаясь на то, что хиджаб для мусульманок – неотъемлемая часть внешнего вида.

«Согласно статье 28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Руководствуясь положениями вышеуказанной статьи, можно сделать вывод о том, что мусульманка в соответствии со своими религиозными убеждениями имеет право носить хиджаб, в том числе и находясь в учебных заведениях», – поясняется под прошением. Поэтому «запрет на ношение хиджаба в образовательных учреждениях является нарушением Конституции РФ и прав второй по величине конфессии РФ».

Автор петиции намеревается собрать под ней 10 тысяч подписей, после чего вручить ее президенту России Владимиру Путину. На данный момент свои электронные автографы оставили около двух с половиной тысяч человек

Перспективы прошения

В 2012 году, перед выборами на свой третий срок Владимир Владимирович пообещал, что общественные инициативы, которые соберут от 100 тысяч подписей, будут рассматриваться на федеральном уровне. Вступив в должность президента, он подписал указы, благодаря которым на свет появился проект "Российской общественной инициативы" (РОИ) – интернет-сайт по сбору подписей под интернет-петициями. Только собранные на нем голоса могут претендовать на рассмотрение местными и федеральными органами власти.

Прежде чем попасть на этот сайт, обращения проходят цензуру Фонда информационной демократии. Принимать участие в голосовании на сайте могут совершеннолетние граждане России только после регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Сайт организации «Авааз», где размещена петиция в поддержку школьных хиджабов, не имеет к РОИ никакого отношения, а значит и собранные под ним подписи не будут иметь юридической силы. Этот всемирный проект создал гражданин США и Канады Рикен Пател, занимаясь проблемой прав человека в Сьерра-Леоне и Афганистане. Некоторые предполагают, что к финансированию организации имеет отношение миллиардер Джордж Сорос.

О политической ангажированности «Авааз» говорит тот факт, что летом этого года с сайта были удалены петиции, набравшие более 100 тысяч подписей, о присоединении юго-востока Украины и о признании президента Петра Порошенко военным преступником. Один из авторов обращений на «Авааз» предлагал считать военным преступником Владимира Путина, к которому сейчас адресовано обращение защитников хиджабов.

Ставропольский прецедент

Начало общественной дискуссии вокруг головных уборов мусульманок в учебных заведениях России положил инцидент двухлетней давности в Ставропольском крае. В ногайском селе Кара-Тюбе директор школы Марина Савченка запретила нескольким девочкам приходить в школу в хиджабах. Правительство края ее поддержало и по совету президента России Владимира Путина ввело школьную форму. После этого не допускать учениц в хиджабах стали и в других населенных пунктах края, в том числе в селе Иргаклы.

Родители школьниц с запретом не согласились и подали иск в суд о нарушении их права на свободу вероисповедания. Они последовательно проиграли во всех инстанциях, вплоть до Верховного суда России. Судьи сочли, что постановление правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 года "Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся" не нарушает права мусульманок на свободу вероисповедания и образование. Во-первых, система образования в нашей стране носит светский характер. А во-вторых, выбирая между религией и школой, родители могут перевести детей на экстернат.

Новый директор школы в Кара-Тюбе Светлана Галустян, комментируя ситуацию с ношением хиджабов спустя два года после скандала, рассказала корреспонденту «Кавказской политики», что три девочки продолжают индивидуальное обучение. Они приходят в учебное заведение после обеда и сдают самостоятельные и контрольные работы. На их успеваемости это пока никак не отразилось. Еще одна ученица, гордость школы, снимает хиджаб у ворот учебного заведения.

Из Иргаклы почти все школьницы, родители которых не разрешили им снять хиджаб, переехали в Дагестан и поступили учиться в медресе.

После того, как Верховный суд подтвердил правоту Ставропольского правительства, вводить светский дресс-код начали школы по всей стране и даже высшие учебные заведения. Хиджаб наряду с крестиками и мини-юбками запретили в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в Волгоградском, Астраханском и Ростовском государственных университетах.

Недавно нововведение поддержал и Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова. Пытались запретить хиджаб и в Красноярске, исключив соблюдающую ислам студентку. Но прокуратура защитила ее, и ее восстановили в университете.

Между тем, поползли слухи, что даже в Чечне Рамзан Кадыров запретил хиджаб, и полиция преследует укутанных с ног до головы девушек. Глава республики эти домыслы опроверг, но подчеркнул, что скрывать лицо и укутывать подбородок он никому не позволит. «С этого начинали те, кто взрывался на улицах Грозного», – пояснил он. Косынки же на девичьих головах в школах Чечни не только не запрещены, но являются частью школьной формы.

Голос в поддержку хиджабов

Среди подписантов петиции за отмену запрета на хиджабы в учебных заведениях в основном люди с исламскими именами и фамилиями. Но право юных мусульманок на покрытые головы они отстаивают не только в интересах своей религии, а еще и ради целостности страны.

Адвокат и первый заместитель председателя президиума политической партии «Национальной безопасности России» Висит Цороев, комментируя корреспонденту «Кавказской политики» петицию, отметил: «Сторонники такого рода ограничения прав верующих должны понимать, что осознано или нет, но они своими действиями способствуют распространению экстремизма в самой уязвимой части общества, среди молодежи. Идеологи экстремистов широко используют в своей пропаганде ограничения на исповедание религиозных взглядов как аргумент в пользу ведения вооруженной борьбы против властей».

Запрет на ношение платков для девочек в школах и ВУЗах не законен, уверен юрист. Свободу действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями охраняет как Конституция, а Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" требует, чтобы любые нормативные правовые акты в России, затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, соответствовали этому закону, напомнил Висит Цороев.

«Кроме того, в п.2.ст 3 Закона указано, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства, – добавил он. – Из взаимосвязанного толкования названных положений следует, что никакими уставами и другими локальными актами образовательных учреждений недопустимо ограничивать право на свободу вероисповедания, включая право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, которое гарантирует верующим право на ношение соответствующей одежды».

По мнению нашего собеседника, «исключение учащихся из образовательных учреждений оказывает на несформировавшееся детское и юношеское сознание, глубокие психологические травмы» и «ломает их представления о добре и зле».

Манифестное поведение

В свою очередь государственный советник 2 класса, секретарь межконфессионального совета при полномочном представителе президента в ЮФО с 2002 по 2010 годы Сергей Попов считает, что ношение хиджабов в школах – это лишь одно из проявлений гораздо более опасной тенденции.

«Хиджаб в данной ситуации – это не признак религиозности, а скорее признак некой моды, символ манифестного поведения. Но это частность. Сейчас наблюдается тенденция гораздо более серьезная, в том числе в Ставропольском крае, – полагает эксперт. – Были вынесены судебные решения по незаконному строительству мечетей в Пятигорске и Кисловодске, и муфтий края объявил, что полторы тысячи мусульман собираются прийти на намаз в Пятигорске.

После этого в Лермонтове собралось большое количество вольных казаков славянских и родноверческих организаций, которые выразили готовность выступить в ответ, если будет массовое моление мусульман. После этого родилось обращение к полпреду в СКФО Александру Хлопонину от казаков и ОД Русское Единства Кавказа (РЕКА), в котором мы четко и ясно написали, что если случится столкновение по этому поводу, виноват будет он, Хлопонин. Конфликт предотвратили.

Мы не против ислама ни в коем случае. И казаки и русские жили на Кавказе рядом с мусульманами веками. Но на сегодняшний день ислам на Кавказе болен радикализмом, поэтому строительством мечетей на территории Ставропольского края мы этот внутриисламский конфликт переносим к себе, да еще в курортную зону».

По мнению Сергея Попова, если родители хотят вырастить из своих детей читающих Коран на арабском языке, то логичнее отправлять их не в светские учебные заведения, а в медресе. «У нас есть в Ингушетии и в Чечне медресе для девочек, есть исламский университет в Махачкале – отправляйте их учиться туда. А иначе получается лицемерие: образование светское, а атрибуты религиозные», – отметил он.

Кроме того, по словам эксперта, «выделение отдельной группы учащихся в учебных заведениях даже по внешнему религиозному признаку усиливает реакцию "свой-чужой"».

«Любой конфликт на бытовой почве или поставленная двойка могут трактоваться как ущемление по религиозному признаку. Это внесет в учебные коллективы дополнительные проблемы, которых и так хватает. А хиджабы, допустим в медицинских средних и высших учебных заведениях... Это что в клинических больницах операционные надо будет перестраивать? Все, кто затевает кампанию с хиджабами, руководствуются скорее политическими, а не религиозными мотивами и используют момент, когда лояльность исламской уммы в конфликте с США и ЕС востребована российским руководством.

Но надо, прежде всего, смотреть на реакцию соседей. Тем более, когда моноэтнизация некоторых соседних "исламских" республик зашкаливает. В этом случае в чужой монастырь ходить со своим уставом и хиджабом просто неприлично. Как было бы неприлично и не по-соседски настаивать, чтобы дети из казачьих семей в республиканские школы ходили в черкесках с кинжалами или в православной атрибутике», – заключил Сергей Попов.



комментариев