Евро-халяль для российских мусульман, или Вся правда о колбасе

Представим себе традиционное общество прошлого. Вы живете в маленьком населенном пункте. Нет того выбора продуктов, который есть сейчас, и их переработка - не такая сложная и многоступенчатая задача. Вопрос о статусе «халяль» или «не халяль», встает в этом случае только при выборе мяса.

Вот ваш сельский мясник на рынке продает мясо. Шариатских требований к нему два. Первое и самое важное: он должен быть заслуживающим доверия (аманат), второе: он должен обладать знаниями в рамках той деятельности, которую он ведет, то есть знать правила забоя, торговли и т.д. В обществах прошлого, как правило, репутация человека была всем известна, и общий уровень религиозных знаний позволял без проблем решать вопросы обеспечения халяльным мясным сырьем.

Теперь мы живем не только в сельской местности, а поэтому не в состоянии физически знать всех тех, кто живет рядом с нами. В связи с этим появляется необходимость в третьем лице или коллективном органе, который будет проводить сертификацию и контролировать весь процесс выпуска халяль продукции.

Еще один важный факт. Сейчас на нашем столе гораздо больше продуктов, чем в прошлом. При их производстве используется огромное число компонентов и циклов переработки, где они могут быть загрязнены нехаляльными ингредиентами. Мировое производство продуктов сегодня - это глобальный процесс, где сырье готовится на одном континенте, а перерабатывается на другом. И тот простой порядок определения халяль/не халяль, который мы использовали во времена Советского Союза, спрашивая «говядина ли это?», уже недостаточен. Это главное заблуждение и ошибка при выборе халяля мусульманами. Говядина также может быть нехаляльной! Вторая ошибка из этого же ряда: халяль - это не только мясо и мясные продукты.

Где-то с 70-х годов прошлого века в западных странах, где проживают мусульмане, и в некоторых государствах Юго-Восточной Азии с преобладающим мусульманским населением начался процесс халяль сертификации. Сегодня в 50 странах мира около двух сотен организаций проводят такую сертификацию. Крупные и серьезные - имеют связь между собой, подтверждают сертификаты друг друга и объединены в рамках организаций типа WHC и IHIA. Созданы эти организации большей частью выходцами из Индопака. Имеют хорошее религиозное образование, свободно владеют английским и хорошо ориентируются в технологиях современного западного общества. Арабские же страны и диаспоры практически не развивали халяль индустрию ни у себя на родине, ни там, куда они эмигрируют.

Как правило, халяль сертификацию проводят два специалиста, один - из Шариатского совета, второй - технолог-мусульманин. Алим из Шариатского совета должен иметь специализацию в сфере производства халяль продуктов. Мы ведь различаем арбитражный и конституционный суды, гражданское и уголовно-процессуальное право. Так и в исламском праве есть специализация, и, кстати, в мире не так много центров и школ, которые в принципе могут подготовить специалистов для шариатских советов, к примеру, для исламского банка и органа халяль сертификации. На пальцах руки можно пересчитать.

А наши религиозные деятели, в основном учились в арабских странах, которые сами не могут похвастаться какими-то серьезными наработками и по теме исламских финансов, и в вопросах выпуска и сертификации халяльных пищевых и непродовольственных продуктов.

Кроме этой специализированной религиозной школы, должен быть еще серьезный уровень технологов пищевых производств. Технолог знает процесс производства различных продуктов, он говорит шариатскому советнику, что из чего готовится, какой процесс задействован, и уже религиозный ученый выносит заключение.

Понятно, что в арабских странах мало каких бы то ни было производств, работающих на серьезном технологическом уровне. Соответственно и уровень подготовки технологов пищевых производств оставляет желать лучшего. А религиозные центры до последнего времени были (и большей частью остаются) под сильным прессингом государства.

Халяль в России

7-8 лет назад, во время старта процесса сертификации в нашей стране, на мой взгляд, были допущены несколько ошибок и просчетов. Сертификация ведется только теми религиозными организациями, которые входят в состав СМР - в Москве и Казани. (Но это скорее претензия к остальным, чем к тем, кто что-то делает.) При этом в Татарстане сертификация ведется самостоятельно, и фактически сертификационные центры в Москве и в Казани конкурируют друг с другом. То есть в одном российском регионе предприятия получают документы от различных органов сертификации. Мы, таким образом, пошли по пути Австралии, где порядка 30 органов сертификации, хотя мне ближе бразильский опыт, где это делается централизованно.

Еще одна, на мой взгляд, ошибка. Сертификация ведется различными коммерческими структурами, которые выступают от имени религиозных организаций. В большинстве стран мира сертификацию проводят специализированные некоммерческие организации, в шариатские советы которых входят религиозные лидеры. А у нас этим занимается какое-нибудь ООО по договору с муфтиятом. И эти же компании в последующем осуществляют еще и дистрибуцию. Получается, вроде как, конфликт интересов. Таким образом, теряется общественный контроль над компаниями, которые осуществляют процесс сертификации. Получается, что две коммерческие компании, на основании договоров с муфтиятами, которые входят в одну религиозную организацию, проводят самостоятельную сертификацию.

И что же при этом мы, как потребители, получаем? Надо сказать, что производство халяль продуктов развивается стремительно, и производство, и торговля растут очень активно. Сегодня уже можно покупать, к примеру, халяльную курицу и ряд других продуктов. Большая заслуга в этом принадлежит энтузиастам, которые и в Москве и в Казани (практически в одном лице) протоптали эту дорожку.

Главный перекос и «родовая травма» российской халяль сертификации - это её зацикленность на мясных продуктах и вытекающее из этого разрешение крупным предприятиям, выпускающим нехаляльную колбасную продукцию, выпускать в рамках отдельных рабочих смен «халяль», эдакий «воскресный халяль» (по аналогии с «евро-исламом» «евро-халал»). В попытках изменить это положение дел не помогли аппеляции к необходимости специальной многократной очистки с использованием земли, в случае если имело место загрязнение свининой. Если оборудование было загрязнено свининой, то переход на выпуск халяль возможен, но он однократный. При таком переходе применяется специальная шариатская очистка. После этого последующий переход снова на выпуск нехаляльной продукции не допустим. Одним словом, выпуск халяля должен быть на отдельной линии, которая не используется для производства нехаляльных колбас и других продуктов. Кто был на колбасных производствах, тот, даже не имея религиозного образования, поймет, что загрязнение там неизбежно. Если ходить рядом с пропастью, то обязательно туда свалишься.

Эта «уступка» производителям была сделана при том, что они-то как раз готовы выполнять все условия, которые выставят перед ними религиозные организации.

В конце концов, лучше не делать эту колбасу совсем! Никто еще не умер от того, что ее не ел. Это вообще не очень полезный продукт, который и появился как попытка консервирования свежего мяса. Свежее мясо всегда будет лучше и полезней колбасы!

Если взять мировой опыт халяль сертификации, то здесь мнение также однозначное: или халяльная линия, или не халяль. В частности, представители Департамента экономических программ Духовного управления мусульман Поволжья советовались по этому поводу со многими признанными в мире центрами халяль сертификации, и никто из специалистов не видит в этом вопросе даже намека на возможность различного толкования.

Потом появились экспресс-тесты, которые позволяли в течение нескольких минут подтвердить или опровергнуть наличие свинины в халяльной колбасе. Даже тогда, когда было подтверждено, что есть свинина в «халяльном» продукте, не последовало никаких изменений. В этих условиях под подозрение попадают даже те производители, у которых есть собственные хяляльные цеха переработки. Они, в случае срочного заказа и перегруженности собственного цеха заказывают производство колбас под своей маркой, но уже на тех смешанных производствах - крупных мясокомбинатах, где по некоторым сменам производят «халяль». Если к этому добавить, что у нас есть привилегированные получатели халяль сертификатов, которых в силу наличия личных связей с муфтиями вообще «нельзя проверять», то мы получаем безрадостную картину большого хозяйства, в котором мало смысла.

Мы рядовые потребители. Мы - люди, которые потребляют всю эту продукцию и дают оценку деятельности тех, кто производит халяль, и тех, кто его сертифицирует. Нам решать, какой продукт нам нужен, и кому мы доверяем. Значит, мы должны держать эти процессы под общественным контролем, а для этого необходимы совместные усилия.

Азамат Исмаилов, руководитель Департамента экономических программ Духовного Управления мусульман Поволжья

P.S. В связи с вышеизложенным редакция сайта «Ансар.Ru» объявляет о начале акции «Проверь свой халяльный магазин и своего производителя». Подробности об акции и условиях участия в ней читайте в ближайшее время на нашем информационно-аналитическом канале.



комментариев