Трагические события в московском аэропорту Домодедово могут привести не только к кадровым перестановкам в силовых структурах, но и к переделу рынка московского авиаузла. Не исключено, что собственникам аэропорта придется расстаться с авиационным бизнесом или, в лучшем случае, пересмотреть схему владения аэропортом. Давлением на группу Ист-Лайн могут воспользоваться давние конкуренты. В первую очередь - Шереметьево, которому срочно нужно реабилитироваться после новогоднего коллапса, вызванного отсутствием антиобледенительных реагентов.
Теракт в Домодедово поставил на повестку дня вопрос эффективности расходовании средств на борьбу терроризмом в России. Глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что его ведомство приступает к проверке эффективности этих трат, а также тех, что были направлены на обеспечение безопасности в аэропортах и железнодорожных вокзалах по всей стране. Кроме того, президент Дмитрий Медведев указал, что в том, что террористы имели возможность беспрепятственно пройти на территорию аэропорта и совершить теракт, виноваты не только сотрудники МВД, но и управляющая компания Ист-Лайн.
Кстати, заявления представителя пресс-службы аэропорта выглядели достаточно блекло: она говорила сбивчиво и путалась в цифрах. В частности, в интервью российским телеканалам она заявила, что раненных в результате теракта всего 45, а не более сотни, как передавали ранее все информационные агентства. Кроме того, очевидцы утверждают, что сотрудники аэропорта фактически не участвовали в эвакуации пострадавших в первые минуты после взрыва, этим занимались сами пассажиры. Все это дает основания полагать, что руководство аэропорта не было в достаточной мере подготовлено к подобным событиям.
Справедливости ради необходимо добавить, что досмотр пассажиров, прибывающих в аэропорт - это действительно обязанность линейного отдела Внутренних дел в аэропорту, но и сама управляющая компания была обязана иметь план на случай подобных событий и проводить профилактические мероприятия для их предотвращения. Последние события показали, что персонал аэропорта и служба безопасности были подготовлены к экстренным ситуациям слабо.
Первым, кто поставил вопрос о неэффективности управления аэропортом, был вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. Одной из причин случившейся трагедии он назвал противостояние группировок, контролирующих аэропорт. Действительно, войны вокруг аэропортового комплекса идут уже не первый год. Вспомним немного историю.
Приватизация аэропорта Домодедово состоялась в 1997 году. Управление аэропортовым комплексом контролировала группа Ист-Лайн, а аэровокзальный комплекс был закреплен за госпредприятием "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации". В сентябре 1997 года оно обменяло имущество, оцененное в 21 млн. рублей, на акции ОАО "Домодедово-2", подконтрольное группе "Ист Лайн". Затем ОАО "Домодедово-2" преобразовалось в ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово", а госпредприятие ликвидировалось. Первая атака на собственников Домодедово началась в 2005 году со стороны Росимущества, которое заявило о незаконности приватизационной сделки. Однако высший арбитражный суд учел затраты группы "Ист Лайн" на реструктуризацию аэропорта в $1 млрд и призвал стороны к мировому соглашению.
Однако Росимущество предприняло вторую попытку – оно попыталось оспорить договор аренды аэродромного комплекса. Точку в споре поставил в 2008 году Дмитрий Медведев: "Даже если ошибки при приватизации аэропорта были сделаны, не факт, что государство должно забирать его. Надо исходить из степени правонарушений", — заявил он.
Но на этом конфликт не закончился. В июне 2010 года первый вице–премьер Игорь Шувалов фактически вернулся к вопросу о статусе Домодедово. На заседании в Совете Федерации он заявил, что "в столице создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – Шереметьево, Внуково и Домодедово, что недопустимо". Причем "крайним" здесь было именно Домодедово, так как Шереметьево контролируется государством, а Внуково - на тот момент - правительством Москвы. Что касается Домодедово, то его собственником является группа Ист-Лайн, кто же контролирует саму группу, доподлинно неизвестно.
Реальные владельцы скрываются за спинами подставных лиц, которые к тому же не имеют российского гражданства. Все это может дать повод вновь поставить вопрос о передаче крупнейшего московского аэропорта в собственность государства, особенно после терактов.