Религия, геополитика и шпионы. Напряжение Ирана и Азербайджана

Со сменой президента в Иране отношения между Баку и Тегераном сошли с первых страниц новостных агентств. Однако еще несколько назад при президентстве Ахмадинеджада отношения между двумя соседями сотрясали периодические шпионские и политические скандалы. Тем не менее, тенденции последнего года снова возвращают нас к этой проблеме.

Братские объятия после скандалов

Повторимся, что сегодня тональность встреч в верхах между двумя странами совершенно другая, нежели это было несколько лет назад. К примеру, на прошлогодней встрече лидеров двух стран в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял буквально следующее:

«В основе наших связей лежит дружба, братство двух народов. Веками наши народы находились в тесной связи друг с другом, вместе жили и творили. Это прочная основа. На этой основе строятся двусторонние межгосударственные связи. В последние месяцы эти связи поднялись на новую ступень».

В ходе совсем уж свежей встречи лидеров МИД двух стран Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров подчеркнул, что Азербайджан и Иран объединяют исторические корни, и отношения между братскими странами должны быть продолжены.

Глава же Иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф отметил: "Отношения с Азербайджаном имеют особое значение для Ирана. Мы должны укреплять связи между нашими народами и прилагать усилия для восстановления безопасности в регионе".

Однако даже на этом благостном фоне между двумя странами есть ряд вопросов, которые нервируют обе столицы. Так, по данным СМИ неуклонно растет количество граждан Азербайджана в рядах группировки ИГИЛ, ведущей тотальную войну на уничтожение против шиитов Ближнего Востока и Ирана, в частности.

Большинство населения Азербайджана, напомним, также являются шиитами, поскольку некогда Азербайджан находился под сильным влиянием Ирана и даже являлся его частью. Однако около трети азербайджанских мусульман – лезгин, цахур, рутулов, аварцев и части самих азербайджанцев – являются суннитами.

Религиозное возрождение в Азербайджане

С момента распада СССР в 1991 году ислам постепенно набирает популярность в Азербайджане. Официальных статистических данных на этот счет не имеется. По оценкам за минувший год местной НПО Института мира и демократии, активно исповедуют ислам в республике порядка 7 процентов населения, составляющего 8 млн. человек.

Признаки возрождения ислама можно наблюдать сегодня повсеместно. В стране растет количество соблюдающих мусульман. Мусульманские одежды, мусульманские магазины, мечети все шире входят в жизнь жителей страны.

Многие крупные компании и НПО, например, имеют теперь в своих конторах специальные помещения, где верующие могут отправлять молитвы в рабочие часы. Автор труда "Политический ислам в Азербайджане" Ариф Юнусов писал по этому поводу:

«За последние 20 лет количество новых мечетей в стране увеличилось во сто крат, и эта тенденция может сохраниться и впредь. Новое поколение молодых азербайджанцев больше интересуются религией, чем представители старшего поколения, воспитанного во времена СССР».

Очень серьезным фактором роста религиозности является соседство и историческая близость Азербайджана с шиитским Ираном. Али Абасов отмечает по этому поводу: «После обретения независимости Азербайджан столкнулся с волной религиозной экспансии из Ирана через радио- и телепередачи, массовый экспорт шиитской литературы, активность религиозных проповедников, создание фондов помощи и т. д.»

С другой стороны, очень активны на территории Азербайджана и суннитские проповедники. Причем, по мнению ряда аналитиков, интерес к суннитскому исламу у молодежи растет быстрее, чем к шиитскому.

И в этом власти Азербайджана видят угрозу, поскольку боится формирования на базе возрождающейся суннитской активности новой оппозиционной силы, ориентированной на выход из-под юрисдикции Баку.

Запреты и ограничения

Оттого в стране растет число ограничений на религиозную деятельность. Главным событием несколько лет назад для верующих Азербайджана стало утверждение парламентом проекта запрещающего в стране исламское просвещение и призыв иностранным гражданам.

До этого был введен аналогичный запрета, но уже на получение религиозного образования за рубежом для тех, кто не получил разрешение на то у властей. Кроме того, властями был введен запрет на ношение платка ученицами школ.

По мнению оппозиционного политолога Зафара Гулиева, скандал вокруг запрета на ношение хиджаба является отражением "исламофобии" азербайджанских властей. Страх чиновников перед исламом явился одним из факторов, приведших к недавним мерам правительства по закрытию мечетей и ограничению на распространение литературы религиозного содержания, добавил он.

Данные запреты привели к росту недовольства в среде верующих и к массовым митингам протеста. Как писал аналитик Парвин Ализада, акции протеста 2012 года против запрета на ношение хиджаба в государственных школах были более жестокими, чем обычно. Из простого протеста они превратились в столкновения между верующими и государством.

Годом ранее, как пишет Шахин Аббасов, около тысячи религиозных активистов, скандирующих "Хиджаб – наша честь и достоинство!" и "Свобода хиджабу!", перекрыли улицу у здания министерства образования и сожгли портрет министра.

Если власти не подойдут к проблеме ношения хиджаба с осторожностью, то "размах и эмоциональный накал религиозных протестов определенно будет возрастать", – прогнозировал некоторое время назад Гулиев.

Отчасти это предостережение подтвердилось числом митингов и тем, что лидер Исламской партии Азербайджана Мовсум Самедов призвал фактически к свержению власти в стране в ответ на запреты мусульманской активности.

Азербайджанские СМИ обычно именуют эту партию, в ряды которой вступают главным образом жители Нардарана - консервативного пригорода Баку и отдаленных селений, "проиранской".

Шахин Аббасов писал ранее: «Регистрация Исламской партии была аннулирована в 1995 году после ареста руководства партии по обвинению в шпионаже в пользу Ирана и подготовке государственного переворота».

Влияние Ирана

Здесь мы снова подходим вплотную к напряженным отношениям между двумя странами. И напряжение это, в первую очередь, связано с попытками Ирана усилить темпы исламизации Азербайджана в шиитском ключе и недовольства Тегераном близкими отношениями Баку с США и Израилем.

Пиком скандальности отношений двух стран несколько лет назад стали гневные заявления из Ирана против анти-иранских митингов в Баку, на которых звучали угрозы в адрес Ирана и оскорбления в личный адрес духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи.

Отношения стран-соседей в то время очень обострились. Баку обвинял Тегеран в шпионаже и подготовке терактов на своей территории. А Иран заявлял, что Азербайджан сотрудничает с израильской разведкой.

В феврале 2012 года послу Азербайджана в Иране была вручена нота протеста с требованием "прекратить антииранскую деятельность израильских спецслужб на азербайджанской территории".

МИД Ирана заявлял о том, что террористы, причастные к убийству иранских ученых-ядерщиков, свободно перемещались по территории Азербайджана при содействии израильской разведки "Моссад".

В мае 2012 Иран отозвал посла Мухаммеда Багира Бахрами из Азербайджана после того, как исламское духовенство раскритиковало Баку за проведение песенного конкурса Евровидение-2012, что привело к еще большему ухудшению отношений между двумя странами.

Причины напряжения

Как отмечал London Times, напряженность в отношениях между Тегераном и Баку сейчас нарастала неуклонно. Государственные азербайджанские информационные службы все чаще сообщали о жестоком обращении с азербайджанцами в Иране.

По данным газеты, азербайджанцев раздражает высокомерие иранских властей и их попытки расширить иранское влияние в Азербайджане путем усиления шиитских религиозных настроений. Раздражает их и то, что Иран продолжает поддерживать и развивать отношения с Арменией.

Сотрудник Института востоковедения НАН Азербайджана, кандидат исторических наук Акрам Рагимли отмечал, что в последнее время наблюдается систематическое давление и угрозы со стороны духовных лидеров и руководства Ирана в адрес Азербайджана.

«Периодически иранские СМИ сообщают о преследовании в Азербайджане верующих, закрытии и разрушении мечетей, аресте отдельных персон, заявляющих о себе как о «предводителях азербайджанских мусульман» или «духовных наставниках», используя при этом граждан Азербайджана, получающих финансовую поддержку из Ирана», - отмечал он.

Люди, пропагандирующие в Азербайджане иранские интересы, получают финансовую и духовную помощь со стороны ИРИ. В том числе со стороны иранских СМИ, которыми пропагандируются как «герои», «борцы за исламские ценности», в случае их задержания.

С его слов, особое беспокойство вызвала угроза, прозвучавшая со стороны «Хизбуллах», о возможности захвата азербайджанского консульства в Тебризе. «Хузбуллах» проникает в Азербайджан определенной линией», - утверждает эксперт.

«Часть молодых людей, получивших образование в иранских духовных университетах, подкупается иранскими специальными службами с целью пропаганды в Азербайджане иранского религиозного фанатизма.

Члены организации проникают в Азербайджан под видом ученых, предпринимателей, студентов, медиков, торговцев, верующих – поле их действия широко. Используя свои сферы действия, они пытаются повлиять на сознание наших граждан», - писал Акрам Рагимли.

Со слов Али Абасова Иран беспокоит потенциальное формирование сильного государства в Азербайджане и его светский характер, являющийся плохим примером для всей системы государственного устройства Ирана, основанного на принципе доминирования религиозных ценностей, а также угроза сепаратизма на территории Южного Азербайджана, населенного тюрками.

Как заявил несколько лет назад известный своей резко прозападной ориентацией политолог Вафа Гулузаде: «В нынешней ситуации Иран считал бы для себя огромным успехом, если б смог добиться того, чтобы в Азербайджане произошла исламская революция, и Азербайджан стал исламским государством.

Суннитский фактор

Что касается роста активности суннитов Азербайджана, некоторое время назад мы писали, местные службы решали эту проблему поощрением шиитской экспансии в суннитские районы и выдавливанием чрезмерно активных суннитов в соседний Дагестан.

Дагестанские силовики даже привести конкретные цифры, сколько боевиков в дагестанских лесах являлись выходцами из Северного Азербайджана. Сегодня же суннитская молодежь массово перетекает на Ближний Восток и вступает в ряды ИГИЛ.

С одной стороны, власти Азербайджана не сильно этому препятствуют. Поскольку этот отток горячих голов за рубеж снижает напряженность в стране. С другой стороны, этот поток снова портит отношения между Баку и Ираном, против которого и направляют оружие члены ИГИЛ.

И самое важное – участие граждан Азербайджана в войне против шиитов на Ближнем Востоке повышает градус суннитско-шиитского противостояния в самом Азербайджане. И здесь уже начинает нервничать сам Баку.

Как отметил азербайджанский эксперт Араз Ализаде, желание разжечь на Кавказе суннитско-шиитское противостояние - это тот же самый сценарий, который был реализован в Ираке. Американская армия ушла, а сунниты с шиитами друг друга уничтожают. С его слов, это очень страшная вещь.

Фарида Санджах



комментариев