Кто виновник нашего настроения?

В сегодняшнее жизненное пространство уверенно стало вторгаться определение “ангедония”, подразумевающее утерю ощущения радости от жизни. Сплошь и рядом слышатся сетования на отсутствие настроения; массы людей констатируют неудовлетворенность течением их жизнедеятельности (причины варьируются). Вопрос, однако, в том, не мы ли сами являемся авторами происходящей с нами картины? Не от нас ли зависит наше состояние – радостное или печальное?

Интересно на этот счет высказался президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) Джон Тейлор (XIX в.). По его словам, в связи с желанием Всевышнего создать радость в нашей жизни, “среди творений Бога” отсутствует что-либо мрачное и наводящее уныние. Поэтому, взглянув вокруг, мы видим гармонию, очарование и красоту. Другое дело, говорит Д. Тейлор, “унылыми людей делают мирские пороки”, являющиеся рукотворными источниками зла и горя”, а отнюдь не результатом “неблагословения Бога”(1).

Действительно, не мы ли сами являемся авторами нашего жизненного пазла? Не наши ли собственные помыслы и действия создают радостную атмосферу внутри нас, позволяя чувствовать себя полнокровными людьми с позитивным настроением? В конце-концов, мы прекрасно осознаем, говоря детским языком, что есть хорошо, а что – плохо. Потому не можем мерно и полноценно дышать с полным сердцем, понимая некачественность наших поступков в определенные моменты.

Согласимся, одерживая любую мини-победу над своими недоброкачественными мыслями, желаниями, деяниями и бездействиями, мы испытываем ни с чем несравнимое состояние души. А что происходит с нами в противном случае? Значит, ощущение радости, вкуса жизни в глобальном понимании, зависит, все же, от наших “личных” шагов, не так ли? Тогда и причины нашего эмоционального подъема или упадка настроения мы должны искать в себе.

В Библии (Новый Завет) говорится, что “мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления”. Другое дело, “о том помышляйте”, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, “только добродетель и похвала” (Фил.4: 4, 6-8). Глубинность коранического подхода к этой канве исходит как из определения допустимого и запретного, так и констатации обещания, что уверовавшие и совершавшие “праведные деяния, будут радоваться (или слушать пение) в Райском саду” (“Римляне”: 15).

Так что постараемся не огорчать самих себя, по возможности пытаясь вести образ жизни в соответствии с Божественными постулатами. Внутри себя-то мы понимаем, что это единственный путь, позволяющий надеяться на продвижение вперед во всех смыслах.



комментариев