Работать и молиться в Голландии (о жизни молодых физиков-мусульман)

Виктор, Дезире и Ахамед работают в одном из ведущих технических университетов Европы, на юге Голландии, в самом современном её городе - Эйндховене. Несмотря на то, что ребята являются выходцами из разных стран, их объединяет ислам. Мне стало интересно, как они сочетают работу и религию в светской европейской стране. Возможно ли работать и развиваться в Голландии при этом сохраняя религиозные и культурные ценности?

C Дезире меня познакомил один общий друг. Наша первая встреча состоялась на индонезийском фестивале, который устроили её соотечественники, проживающие в Голландии. Дезире оказалась аккуратной, маленькой девушкой 28 лет, но выглядела она гораздо моложе. Как потом оказалось, это общенациональное свойство. Дезире замужем и в их семье не так давно родился ребёнок. Она приехала из Индонезии, города Бандунг, который находится на западной части острова Ява. В Голландии она живёт с 2006 года. Сейчас она аспирант факультета биомедицинских технологий и трудится над диссертацией. Когда же я предложила ей поучаствовать в интервью она с удовольствием согласилась, как в прочем и все остальные его участники.

С Виктором мы знакомы уже давно. Это приятный молодой человек 28 лет. Он принял ислам в 2006 году, а в 2007 он уже работал в Голландии. Приехал Виктор из Украины, солнечного города Одесса. Женат, детей нет. Он недавно закончил аспирантуру прикладной физики в голландском университете и продолжил работу в той же группе, но уже в новом качестве - постдока.

Когда я искала третьего участника для статьи Виктор познакомил меня с Ахамедом. Ахамед показался мне очень приветливым и улыбчивым. Это один из не многих людей, который поднимает настроение окружающим за счёт своей обаятельности. Ахамед приехал из Индии, деревни Важакат, штата Керала. В Голландии он живёт и работает с 2010 года. Ахамед женат, но детей пока не имеет. На данный момент, он является аспирантом факультета прикладной физики и так же как Дезире пишет диссертацию.

Беседа проходила на английском, хотя меня и сопровождал переводчик, я боялась, что языковой барьер может стать помехой для открытых ответов. Но я ошибалась. Ребята с охотой шли на контакт. Я постаралась выяснить различные аспекты их религиозной жизни на работе. И начать я решила, конечно же, с собеседования:

Ребята, когда вы проходили собеседование, вы затрагивали вопросы о религии? Сообщили ли вы своему работодателю, что являетесь религиозно-практикующими мусульманами и что вам придётся соблюдать предписания прямо на работе?

Дезире: Я никогда не говорила, что я практикующая мусульманка на собеседовании, но думаю, люди уже имели некоторое впечатление, что я мусульманка из-за хиджаба, который я ношу.

Ахамед: Дело в том, что до того как я приехал в Нидерланды, у меня было впечатление, что большинство европейцев предвзято относится к мусульманам. Поэтому я старался скрывать, что являюсь мусульманином и на собеседовании не говорил на эту тему. Конечно, позже я понял, что ошибался.

Виктор: Нет. Я не говорил про свою религиозную принадлежность на собеседовании. Во-первых, на тот момент, я не афишировал, что являюсь мусульманином, хотя и не скрывал. Во-вторых, само собеседование было заполнено интенсивными дискуссиями на профессиональные темы, что не давало возможности обсуждать что-либо ещё.

Дезире, а задавали ли тебе вопросы по поводу платка твоё начальство?

Дезире: Нет, никаких вопросов по этому поводу не было.

А как вы решили вопрос с 5ти кратными намазами, пятничной молитвой, халяль едой на работе, на деловых встречах и на конференциях? Ведь наверняка, вы встречали трудности на этом пути. Поделитесь опытом.

Дезире: Лично у меня был различный опыт:

Сначала, мой магистерский проект проходил в местной компании, где все студенты-магистры работали в одном большом зале. Я не была знакома с окружением, и поэтому обратилась к моему руководителю с вопросом, где я могу совершать намаз. Я объяснила ему, что мне нужно молиться как минимум два раза, зухр и аср, в рабочее время. Руководитель ответил, что свободных мест нет. У меня сложилось впечатление, что он не очень серьёзно подошёл к этому вопросу. Однако позже, я самостоятельно нашла учебный класс, который редко использовали, и стала молиться там. Иногда я использовала кабинет для переговоров, если класс был занят. К сожалению, я не чувствовала себя комфортно во время молитвы, потому что в класс не редко заглядывали, но я все равно продолжала молиться.

После магистратуры, меня направили проходит интернатуру в Австралии. В мой первый же день, менеджер из отдела кадров сама спросила меня: «Вам нужна комната для молитв во время работы?». Я ответила, что да. Она дала мне ключ от кабинета, где иногда проводились эксперименты. Мне нужно было только проверять расписание, когда помещение свободно. Я практически всегда могла его использовать. Оно находилось всего в 10 шагах от моего рабочего места. Кроме того, менеджер показала мне, где в университете продается халяльная еда. Мне было очень приятно, что она с удовольствием помогала мне и многое знала об исламе.

Сейчас, во время аспирантуры в Голландии, я делю офис с моим коллегой. Я объяснила ему, что я практикующая мусульманка и это мой выбор, поэтому мне нужно делать намаз несколько раз в день и носить хиджаб. Я упомянула про выбор, потому что считаю это особенно важным. На мой взгляд, западным европейцам необходимо понимать, что ты соблюдающая мусульманка не по принуждению, а по желанию. Поэтому когда я стала делать намаз прямо в офисе, мой коллега воспринял это без возражений. Более того, это не редко провоцировало разговоры между нами о мусульманах и Исламе, которые, я надеюсь, привели его к ещё большему пониманию моей религии.

Касательно халяльной еды, то я объяснила своим коллегам и знакомым, что ем только халяль, на случай если они пригласят меня в гости или будет организовано мероприятие с закусками. Мне хотелось избежать недопонимания, если вдруг я откажусь от того, чем они меня угощают. До сих пор, у меня не было негативного опыта на этот счёт. Мои коллеги и знакомые очень тактичны. Конечно, сначала, я стеснялась сказать об этом, но я рада что, в конце концов, решилась. Я подумала, что многие люди легко говорят, что они вегетарианцы, то почему я не могу сказать, что не употребляю не халяль? Сейчас я понимаю как важно, что теперь они осведомлены в данных вопросах, ведь это облегчает мне жизнь в их окружении и позволяет нам приятно проводить время вместе.

Ахамед: У меня не было трудностей с этими вопросами. На моей работе есть специальная молитвенная комната, где люди с разными религиозными взглядами, в том числе и мы – мусульмане, могут молиться. На пятничную же молитву я езжу в ближайшую мечеть. Но во время конференций и деловых поездок я не совершаю пятничные намазы.

Виктор: У нас в университете есть молитвенная комната, про неё и говорил Ахамед, там и правда часто собираются мусульмане и совершают молитву вместе. Однако, эта комната далеко от меня, что бы дойти до неё и вернуться занимает, в среднем, полчаса. Во время интенсивного рабочего графика сложно потратить столько времени на переходы. Например, в зимнее время, когда на рабочие часы приходится зухр, аср и магриб мне бы пришлось тратить полтора часа. Поэтому мне пришлось искать иное решение: вначале я молился прямо в своем кабинете, затем, когда стал делить офис с 3 коллегами, нашел место в другом помещении. Там обычно никто не появляется, потому что это аварийный коридор, который был построен на случай экстренных ситуаций. Однажды, когда я молился, через него проходил один из моих коллег Пим, он голландец. Он увидел меня и прошёл мимо. После намаза, когда я вернулся в офис, он извинился передо мной , за то что возможно помешал мне. Он испугался, что отвлёк меня. Для меня это было не удивительно, потому что к тому времени я уже привык, что голландцы достаточно мягкие и вежливые. Довольно типично слышать от них извинения , когда ты нечаянно наступишь им на ногу.

Вопрос с пятничной молитвой у меня тоже решился благополучно. Я просто решительно стал ездить в мечеть по пятницам, не смотря ни на что. Конечно, это занимает много времени, около часа. Иногда, это сложно сочетать с работой. Что касается коллег и начальства, то с самого начало у нас вышло что-то вроде молчаливого уговора: они не мешают мне ездить в мечеть по пятницам, а я восполняю пропущенное время работы. Но мне кажется, что бы не было недоразумений, нужно заранее обговаривать этот вопрос. И если, так случится, что мне нужно будет менять место работы, то там я постараюсь открыто решить этот вопрос. Тем более в Голландии часто практикуются подобные вещи. Допустим, ты можешь договориться не работать в пятницу, а работать в субботу и т.д.

Что касается деловых встреч и конференций, то я просто спрашиваю: «Где можно помолиться?» и не спрашиваю: «Можно ли мне помолиться?» Я стараюсь ставить вопрос таким образом, что бы дать понять, что я все равно помолюсь, но я оставляю вам выбор, где мне это сделать. Пока у меня всегда получался этот трюк и таким образом я решал этот вопрос. Как правило, партнеры по работе просто предоставляли мне свой кабинет на 5-10 минут для намаза.

На встречах или конференциях, зачастую, халаль еду не предусматривают. Но всегда есть выбор среди рыбных или вегетарианских блюд, я просто выбираю что-то из этого. Иногда, когда есть возможность решить этот вопрос заранее, то прошу заказать халяль еду, особенно если собираемся вместе с коллегами на пикник или на какое-либо другое мероприятие. В этом вопросе, как и в вопросе с намазами, ко мне всегда понимающе шли навстречу.

Альхамдулиллях, серьезных препятствий на этом пути пока не было.

А как складываются ваши отношения с коллегами не мусульманами? Чувствуется дискомфорт? Все ли с пониманием относятся к вашей религиозности?

Дезире: Недопонимания со стороны окружения я до сих пор не замечала, Альхамдулиллях. Дискомфорта в общении с коллегами немусульманами я тоже не чувствую. Но иногда, мне бывает неловко, когда они начинают во время каких - либо поздравлений обнимать меня или целовать в щёчку. Обычно это происходит очень быстро, и я не успеваю реагировать.

Ахамед: Нет, я не чувствую дискомфорта при общении с коллегами – не мусульманами. Возможно, это потому что я родом из светской страны – Индии. На моей родине 70% моих коллег были немусульмане.

Виктор: Я бы сказал, что мои коллеги - немусульмане, относятся с уважением и терпением к другим религиям и к Исламу тоже. Но это не значит, что им нравится всё, что я делаю или соблюдаю из религии. Поэтому я стараюсь как можно чаще объяснять им про поклонение мусульман, иногда рассказываю что-то из жизни Пророка (мир ему) или некоторых выдающихся сподвижников. Я стараюсь делать это ненавязчиво и кратко, провоцируя вопросы. Например, можно сказать, что не пью пиво, и в определенных обстоятельствах они сами спросят почему, открывая возможности для дискуссии. Дискомфорта от того, что большинство коллег - не мусульмане, я не испытываю. Хотя бывает иногда, из-за рукопожатий коллег-женщин, во время поздравлений, я чувствую себя неудобно. Мне бы хотелось научиться тактично отказывать им в этом, не обидев.

А какие отношения у вас с соседями? Вы общаетесь с ними? Они знают, что вы мусульмане? Не было ли у вас с ними недопонимания по поводу вашей религиозной принадлежности?

Дезире: Да, я общаюсь со своими соседями, и думаю, они знают, что я мусульманка. Они не избегают меня, и до сих пор у нас не было недопонимания.

До замужества, я жила в студенческой квартире с соседкой-китаянкой. Я, конечно же, объяснила ей о своих молитвах, потому что мне нужно было рано вставать на намаз и я боялась разбудить ее. Так, к примеру, я объяснила ей, чтобы она не удивлялась, если увидит меня готовящей в 3 часа, во время поста.

Ахамед: Я общаюсь со своими соседями. Мы часто проводим время вместе. Они иностранцы так же как и я. Большинство из них знает что я мусульманин и я никогда не чувствовал недопонимания с их стороны.

Виктор: Я тоже общаюсь с соседями, и они знают, что я мусульманин. Они не раз поздравляли меня с мусульманскими праздниками. Я стараюсь поддерживать доброжелательные отношения с ними. Конфликтов или недопонимания с ними у меня не возникало. Периодически, мы с женой делаем какие-нибудь сладости на мусульманские праздники и угощаем наших соседей. Пока нам их ни разу не вернули. А если серьёзно, то у нас отличные соседи. Преимущественно голландцы. Они нас не раз выручали. Был даже случай: я оставил велик около дома, предварительно закрыв его на замок и уехал с женой по делам на пару часов в другой город. Я спешил и не стал завозить его в гараж. Вернувшись домой мы даже не заметили что велика не оказалось на месте. Мы очень устали и наши мысли были только об отдыхе. Через несколько минут к нам пришёл один из наших соседей. В руках у него был наш велик. Оказалось, что после того как мы ушли, наш велик хотел украсть какой - то мужчина. Увидев это, наш сосед спустился и отбил наш велик у вора. Ну а потом вернул нам. Мы были поражены и конечно же очень благодарны ему. Если бы можно было менять место жительства, прихватив соседей, мы бы так и поступили.

Если посмотреть на вашу жизнь в Голландии, то сложно ли вам жить, будучи соблюдающими мусульманами, в нерелигиозной европейской стране?

Дезире: Мне не сложно жить в европейской стране. Как правило, люди с пониманием относятся ко мне, когда я объясняла им о своих вероубеждениях и религиозных нуждах. Я могу жить среди них без проблем и при этом соблюдать свою религию.

Ахамед: Я считаю, что Голландия дружелюбна к мусульманам, иначе здесь не было иммигрантов - мусульман, равно как и мечетей. Я так же не вижу сложностей, что бы практиковать свою религию. Возможно, я не знаю о последних решениях правительства, вроде запрета халяльной еды и т.п., но у меня нет других примеров, и я смело могу сказать, что не имею проблем в соблюдении 5 столпов Ислама в Голландии. Ни одно из моих прав не было ущемлено из-за того, что я мусульманин.

Виктор: Если говорить о Голландии, то особых сложностей нет. Самое большое недопонимание , которое возникало лично у меня это то, что большинство голландцев, которых я встречал, воспринимают религию в целом как некий набор средневековых догм, который несовместим с современной жизнью. В то время, как Ислам, на мой взгляд, это и образ жизни, и моральный кодекс , и мировоззрение, которое всегда современно и практично. Именно эту разницу в восприятии я считаю основной причиной недопонимания.

Дезире, я знаю, что у тебя уже есть ребёнок. Сложно ли воспитывать его в Голландии?

Дезире: У меня есть дочка, ей 21 месяц. Проблем с её воспитанием пока не возникало, наверно потому что она ещё совсем маленькая. Когда я отдавала её в детский сад в первый раз, то я просто объяснила сотрудникам, что мы - мусульманская семья, и поэтому у нас есть диетические ограничения. Они отнеслись к нам с пониманием.

Ребята, а по окончанию контракта вы хотите остаться или вернуться на родину?

Дезире: Я и мой муж планируем вернуться на родину, и собираемся туда, когда нашей дочери будет 6-7 лет. Нам кажется важным вырастить наших детей в обществе, где они легко могли бы понять исламские ценности. Несомненно, можно воспитать детей мусульманами и в Голландии, но это будет очень сложно, ведь они могут воспринять за норму те вещи, которые в исламе не считаются таковыми или даже запрещены. Мы не хотим так рисковать.

Ахамед: Да, я хочу вернуться на родину. В индии я чувствую себя комфортнее. Моя культура, традиции, семья делают меня более счастливым. Мне не хватает моих родственников и традиционного мусульманского окружения.

Виктор: Пока я не собираюсь возвращаться в Украину. Во-первых, пока на родине сложно найти работу, которая бы меня интересовала и была бы достойно оплачиваема. Во-вторых, мне нравятся голландцы, которые обладают рядом отличных качеств, таких как терпимость, организованность, креативность. Мне есть чему учиться. В-третьих, в Голландии, я могу принести пользу своими знаниями и что самое важное, что здесь они востребованы. В - четвертых, здесь растущая мусульманская община, и в будущем, я хотел бы участвовать в различных исламских мероприятиях этой страны, что бы показывать ислам с самых лучших сторон.

А если выбирать из всех существующих стран, в какой стране в идеале вам хотелось бы жить и работать?

Дезире: В идеале, я бы хотела жить и работать в Индонезии, Сингапуре или Малайзии, потому что это моя родина, и культуры этих стран близки с исламскими ценностями.

Ахамед: Как индийцу и как мусульманину мне бы хотелось жить и работать в Индии. Я люблю свою родину.

Виктор: В Голландии. Здесь толерантное окружение, много университетов и компаний занятых инновационными технологиями и много возможностей для очень интересной работы с перспективами для роста.

Ну и наверно, последний вопрос к вам или точнее просьба : представьте мусульманина соотечественника, который имеет возможности и желание обосноваться в Голландии, но пока сомневается, стоит ли, что бы вы ему посоветовали?

Дезире: Я посоветую ему приехать в Голландию, потому что знакомства с новыми культурами всегда обогащает кругозор. Мне так же кажется, что чем больше хороших мусульман приедет в Голландию, тем больше положительных примеров тут будет. Сегодня так много негативных стереотипов на наш счёт, что по крайне мере, мы могли бы попытаться изменить их, приезжая сюда.

Ахамед: Я бы тоже одобрил его приезд в Голландию и по возможности помог ему. В Голландии процветающая наука и быть частью этого означает обогатить свои знания. Здесь можно получить отличный опыт, который даст возможность сделать весомый вклад в развитие Индии и всего мира. Я думаю, что у европейцев есть много хорошего как в науке так и в самих людях, чему стоит поучиться, чтобы стать лучше.

Виктор: Я согласен с ребятами. Как минимум, сюда стоит приехать для того, что бы познакомится с передовыми технологиями, голландским искусством, системой высшего образования и т.д. Мне кажется, любой человек откроет для себя что-то новое и полезное в этой стране и в самих людях. Здесь мультикультурное общество, и у каждой общины есть чему поучиться. Голландия, на самом деле, замечательная страна и она стоит того, что бы поближе с ней познакомится.

Cпасибо вам большое за откровенность. Я надеюсь, ваш опыт, приобретённый в Голландии, будет интересен нашим читателям.



комментариев