Ливия, закрытая и, как считают многие эксперты, отсталая страна, намерена повторить подвиг "азиатских тигров" и стать первым "тигром" в Северной Африке. Власти воспользовались тем, что Ливию практически не затронул мировой финансовый кризис (так, по итогам 2010 года ожидается рост экономики на 5,4%), и деньги, следовательно, в казне есть. Лидер государства Муамар Каддафи намерен потратить астрономическую сумму - полтриллиона долларов, с тем чтобы построить "новый Дубай".
Под "новым Дубаем" подразумевается деловой, транспортный и туристический хаб того же масштаба, что и Дубай в Персидском заливе. Дубай известен прорывными архитектурными решениями, отелями высшего класса (кто не слышал про гостиницы, где из золота все, включая ванные комнаты - хотя многие из этих баек на поверку байками и оказываются), особыми условиями ведения бизнеса, аэропортом, через который летает полмира, наконец, дешевыми рынками (эмират практически целиком объявлен свободной экономической зоной). Трудно сказать, что из этого удастся повторить у себя Каддафи, ведь одних денег мало, нужно еще и обеспечить особую, либеральную деловую среду, а с этим в Ливии туго. Но, по крайней мере, денег решено не жалеть. Доходы от экспорта нефти страна складывала в некую "копилку". Теперь Каддафи в состоянии потратить на реализацию своих мечтаний полтриллиона долларов за десять лет. К делу уже подключены американцы, в принципе в странах типа Ливии не слишком любимые.
Пока в Ливии затеяли проект по строительству 160 тысяч объектов жилой недвижимости, на это хотят потратить 80 миллиардов долларов. В частности, в столице государства, в Триполи, возводят комплекс высотных зданий премиум-класса за 1,3 миллиарда долларов. "Возводят", впрочем, неточное слово, в ноябре первую высотку уже сдадут, она называется Bab Tripoli, в ней две тысячи квартир, больница и торговый центр. Помимо этого, затеяна стройка университетского городка, он обойдется властям в 8 миллиардов долларов.
К марту, сообщают информационные агентства, завершат модернизацию международного аэропорта Триполи. Он получит два новых терминала и сможет принимать до 20 миллионов пассажиров в год. Помимо этого, в столице замечены представители практически всех известных мировых отельных сетей (Intercontinental, Sheraton и Marriott) - каждый возведет гостиницу, и не одну. Ну а поскольку туристу необходима помимо отеля еще и инфраструктура, власти хотят запустить модную нынче трассу для суперпоезда протяженностью 500 километров, она пройдет вдоль побережья Средиземного моря и станет частью континентального транспортного коридора.
Эксперты говорят, что эти планы могут быть поставлены под вопрос, если страна не сможет подкрепить финансовые затраты переменами во внутренней экономической жизни. Каддафи демонстрирует, что он готов и к таким действиям. Ливия не тратит денег на поднятие своего имиджа как свободного государства, полагая, что дела скажут красноречивее слов. Зато в банковском секторе (а какие проекты без банковской инфраструктуры?) перемены налицо. Так, банк мирового уровня UniCredit уже получил лицензию на работу в Ливии, другой банк аналогичного уровня ждет решения, но его название пока не разглашается. С 2005 года объем иностранных инвестиций в страну вырос в четыре раза. То ли еще будет, убеждают ливийцы аудиторию на разнообразных международных форумах, ведь настоящие реформы еще впереди. Правда, пока уровень безработицы в государстве составляет 30%, а банковские карты - экзотика.