Последние несколько недель компания H&M распространяет рекламный ролик, ключевой фигурой которого является мусульманка в хиджабе. Однако они не первые в сфере розничной торговли в Швеции, использовавшие этот образ. В осенней коллекции Ahlens также представлена мусульманская одежда.
Одни встречают это нововведение в индустрии моды с восторгом, другие же видят в такой тенденции «становление хиджаба нормой и поддержку угнетения женщин».
Эти настроения хорошо знакомы Иман Альдебе, молодому шведскому дизайнеру, уроженке Иордании. Ее тюрбаны представлены во многих эксклюзивных магазинах Швеции, Парижа, Нью-Йорка и Дубая. Дочери имама, ей было сложно на пути к высокой моде. Альдебе выросла в религиозной семье в Стокгольме, где в начале 90-х годов для богослужений было всего одно подвальное помещение, служившее также центром общины.
Мусульмане со всех уголков страны приезжали в столицу, чтобы помолиться, купить исламские книги, халяль и изучать Коран. Всего несколько часов в выходные или во время отпуска люди могли насладиться обществом единоверцев, собравшихся здесь. В таком окружении дочь имама должна была выглядеть соответственно.
«Я начала носить хиджаб с 6 лет», — рассказывает 30-летний дизайнер. «Я всегда находилась под надзором, пока росла. Макияж и все, что отличало тебя от других, строго порицалось общиной».
Однако девушку привлекала мода.
«В детстве мне не нравилась однообразная одежда мамы и ее подруг, их бесцветные платки. Они носили одинаковые вещи, которые только можно было найти в магазинах из скромной одежды».
В 16 лет Иман начала изучать дизайн одежды в школе и быстро поняла, что ей это интересно. Она начала создавать наряды для выпускных вечеров и свадеб, которые шли в ногу с модой, но были довольно скромны.
«Я начала с небольших заказов для друзей и родных», — говорит она. Альдебе поступила в университет, чтобы изучать журналистику и право, однако уже через год бросила учебу.
В этот год она получила ценный опыт: работа в розничной торговле и дискриминация из-за хиджаба.
Она вспоминает, как один бутик выставил объявление о вакансии менеджера по продажам. Когда она обратилась к ним, ей отказали, сказав, что место уже занято. Почувствовав, что что-то не так, она отправила по тому же адресу свою подругу, которая не носила хиджаб. Ей предложили приступить к работе.
Один человек в центре занятости сказал о том, что религии нет места на работе. «Этот человек сказал, что было бы лучше, если б я сняла хиджаб», — рассказывает мусульманка.
Чувствуя разочарование, но разобравшись в себе, Иман вернулась к занятиям и окончила университет по специальности «радиожурналистика и право» в 2012 году.
В конце концов, она смогла совмещать учебу и работу – но после небольших изменений в своем хиджабе.
«Я решила носить его, обернув вокруг головы и завязав сзади на африканский манер. Когда я пришла на собеседование в таком тюрбане, меня приняли».
Она вспоминает, что клиенты делали ей комплименты.
«Я поняла, что необходимо ввести некоторые изменения, которые были бы компромиссом между моими убеждениями и тем, что приемлет шведское общество».
В 2006 году Альдебе приняла участие в одном из утренних шоу вместе с другими мусульманскими дизайнерами, чтобы обсудить стиль хиджаб.
После этой передачи ведущая шведская газета провела опрос среди владельцев магазинов, станут ли они вводить в продажу мусульманскую одежду. Большинство ответов были отрицательными.
Тогда Альдебе задумалась о модернизации мусульманской моды. И начала собственный бизнес.
За это время, как говорит сама дизайнер, многие магазины изменили свое мнение в пользу мусульманской одежды.
Рынок хиджабов – это быстрорастущий рынок. Многие известные бренды выпускают коллекции, приуроченные к Рамадану.
Однако Альдебе увидела пробел на рынке: многие женщины хотели бы носить готовые головные уборы. И тогда девушка выпустила коллекцию «Счастливый тюрбан», заинтересовавшую как мусульманок, так и немусульманок.
Дизайнер создает не только головные уборы, но и одежду для «мусульманских модниц». Она вспоминает, что ее работа встретила негатив с двух противоположных сторон: со стороны мусульман и шведских националистов. Ей даже поступали угрозы типа «Вы можете поскользнуться и умереть на собственном балконе».
Критику мусульман дизайнер связывает с тем, что, оказавшись в Европе, вдали от собственной культуры, люди цепляются за все, что им напоминает о родине.
Однако она сумела завоевать сердца своих критиков. «Многие из тех, кто не принимал меня поначалу, стали моими клиентами», — говорит Иман.
9/11 были переломным моментом для мусульман Европы, считает девушка. Враждебность по отношению к мусульманам выросла, и в этой ситуации наиболее уязвимыми оказались женщины в хиджабе. Многие пришли к решению снять хиджаб, другие же стали его модернизировать по примеру Альдебе.
И для нее это больше, чем просто мода. Ведь раньше, как она рассказывает, мусульманки в Швеции не могли устроиться на работу, их выбор был ограничен.
А в 2007 году Иман было поручено создать головной убор для мусульманок, работающих в полиции. Теперь ее разработку носят не только в полиции, но и мусульманки, работающие в пожарных частях, аптеках, больницах.
«Для меня мода – это инструмент борьбы с предрассудками относительно мусульман. Я хочу бросить вызов стереотипу угнетенной мусульманки, сложившемуся на Западе».
Несмотря на возросшее количество угроз в свой адрес, Иман остается настроенной решительно.