Мусульмане Дании не имеют возможности быть полноценными участниками медиа-дискуссий.
Ровно три года прошло после печально известного «карикатурного» скандала, который вызвал столько горячих дебатов и причинил столько боли датским мусульманам. Кризис открыл глаза на многие проблемы мусульманского меньшинства в Дании, и, в первую очередь, неадекватное освещение средствами массовой информации их позиции и интересов.
«Карикатурный» кризис инициировали СМИ с вполне очевидными информационными целями, им нужно было создать повод для того, чтобы в обществе заговорили о мусульманах, их традициях и перспективах в социально-политической жизни.
Это не был настоящий диалог, так как мусульмане в нем не участвовали. И тогда мусульмане поняли, что не имея собственных средств информации они, по сути, лишены возможности свободно участвовать в медиа- дискуссиях и поэтому, чтобы отстоять свою точку зрения на мировом уровне, им приходится прибегать к печатным и другим СМИ арабского мира.
Ситуация обострилась еще больше, когда стала очевидной поляризация мнений датских СМИ и мусульман. Газеты пестрели сообщениями о том, что разъяренные мусульмане по всему миру призывают к насильственному джихаду, и вообще пресса приклеила мусульманам ярлык низменных «нарушителей спокойствия и общественного порядка». С другой стороны, датская мусульманская община чувствовала, что СМИ сделали их изгоями, навязали стереотипы и вообще, относятся предвзято.
Для датского общества «карикатурный скандал» касался проблемы свободы слова, мусульмане же считали, что его причина – культурные предрассудки.
Оглядываясь на ситуацию три года спустя, стоит задуматься: почему бы не решить проблему сейчас, убив сразу двух зайцев, использовав свободу слова для борьбы с предрассудками и стереотипами? Почему бы не создать мусульманские СМИ, общенациональную мусульманскую газету, еженедельник, телеканал, которые бы отслеживали проявления предубежденности и необъективности в остальных СМИ? Эти средства информации могли бы анализировать и прогнозировать политические проблемы, а не только защищаться от обвинений в других органах печати.
Конечно, мусульмане могут жаловаться на предвзятое изложение информации, писать письма в редакцию и добиваться опровержений или участвовать в семинарах и встречах, на которых выражать свое недовольство.
Но можно сделать и больше.
Можно создать собственное средство информации, которое изменило бы общественное мнение за счет влияния и взаимосвязи с официальными учреждениями, исследовательскими институтами, политической и интеллектуальной сферой. Мусульмане могли бы работать на упреждение, своевременно доносить информацию до тех, кто формирует общественное мнение, а, при необходимости, противостоять предрассудкам, пояснять заблуждения.
Традиционные и предназначенные для широкой аудитории СМИ не могут осветить все важные для мусульман вопросы и часто упускают именно мусульманскую перспективу. Например, хотя датская христианская газета Kristeligt Dagblad часто затрагивает вопросы, касающиеся мусульман, она делает это, прежде всего, с христианской точки зрения.
Тогда как в других западных странах – Великобритании, Германии, Австрии – давно существуют мусульманские медиа-компании, в Дании их практических нет.
Даже редакции обычных датских газет часто признают, что не всегда объективно освещают новости о мусульманах, объясняя это не только недостатком знания материала, но и отсутствием мусульманской информационной сети.
Мусульманские СМИ могли бы иметь преимущество хотя бы в том, что глубоко разбираются в мусульманских вопросах, имеют собственную сеть контактов и возможность информировать своих собратьев в сфере журналистики о различных взглядах среди самих мусульман.
В таких западных странах, как США или Германия, мусульманские организации сотрудничают с основными СМИ, донося до журналистов, редакторов и издателей знания об исламе и вопросах, связанных с мусульманской общиной. Все это создает предпосылки для создания серьезной мусульманской медиа-компании.
Сотрудничая со СМИ, мусульмане и журналисты могут помочь друг другу бороться с односторонним освещением в прессе и других средствах информации. Если бы это происходило раньше, возможно, «карикатурного» кризиса вообще бы не было.
СМИ должны не только сообщать о том, что происходит в обществе, руководствуясь принципом объективности и всесторонности, но также вовлекать общество в диалог как средство выражения свободы слова и дебаты, учитывающие позицию меньшинств.
Иногда датские СМИ оправдываются тем, что в их редакциях уже работают мусульмане. Но этого недостаточно. Пристрастность и однобокость можно преодолеть не только при участии людей различных культурно-религиозных происхождений, но и действительно создавая реальные возможности для того, чтобы меньшинства могли проявить себя в контексте СМИ.
Мусульманам в Дании нужны независимые мусульманские СМИ, которые бы отслеживали проявления тенденциозности в новостях и аналитических материалах. Если датские СМИ серьезно относятся к своей журналистской работе, они должны привлечь мусульман. И если мусульмане серьезно хотят бороться с предубеждениями, им нужно привлекать СМИ.
Сафия Ауде (Safia Aoude) – адвокат из Копенгагена, активистка, писатель, изучает журналистику и ислам.