С 1 ноября во всех школах Центрального округа Москвы ежедневно проходят открытые уроки по воспитанию толерантности. Продлятся школьные уроки толерантности до конца учебного года. Вопросами терпимости разных народов друг к другу традиционно активно занимаются в Российском университете дружбы народов (РУДН), однако и в школах, и в вузах такие курсы являются факультативными. «НИ» попытались выяснить, можно ли обучить толерантности с малолетства, как это лучше делать и только ли школьники нуждаются в этих знаниях.
По данным свежего опроса независимой исследовательской компании «Башкирова и партнеры», 45% населения считают, что количество межнациональных конфликтов в России за последний год возросло. Даже в самом толерантном вузе – Российском университете дружбы народов (РУДН) были случаи межнациональных стычек.
Руководитель Центра толерантности при факультете повышения квалификации РУДН Татьяна Балыхина напоминает, что за все время существования университета там обучались студенты из 140 стран мира. Центр толерантности работает при вузе уже шесть лет, однако многие студенты о нем до сих пор не знают. Как выяснили «НИ», лекции по таким дисциплинам, как этнология, конфликтология, этнометодика, этнокультурология, теория этнокоммуникации читают только на факультете повышения квалификации.
Вместе с тем каждую неделю в университете проводятся национальные праздники. Например, недавно студенты организовывали дни Боливии. В любого рода развлекательных массовых мероприятиях (скажем, КВН) участвуют команды, состоящие из студентов самых разных национальностей.
«Мы изучаем этнокультурные особенности как иностранных, так и российских граждан – жителей Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии. И, накопив опыт, умело его используем». Важно отметить, что студенты РУДН могут сами решать, посещать ли занятия по толерантности, но курс преподаватели факультета повышения квалификации читают в обязательном порядке. То есть слушатели находятся. Также Центр проводит научные исследования в области толерантной речевой коммуникации. «Мы выяснили, например, что приспособление человека к чужой культуре наступает через 27 месяцев после его пребывания в стране», – добавляет г-жа Балыхина «НИ».
По мнению директора Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александра Тарасова, научиться толерантности, не декларируемой, а реальной, можно не через слова и напутствия, а в процессе совместной деятельности. «Не в школе, а гораздо позже, обычно на работе, люди убеждаются, что способность к хорошей работе, способность трудиться в команде и вообще личные качества человека не зависят от национальной принадлежности», – отмечает в беседе с «НИ» эксперт.
Уроки толерантности в средних школах пока не входят в обязательную программу, однако они рекомендованы Министерством образования. Тема толерантности включена в цикл гуманитарных предметов, таких как история и обществознание. Открытые уроки толерантности пройдут во всех 126 школах Центрального административного округа столицы с ноября и до конца учебного года. Запланированы и родительские собрания, на которых взрослым разъяснят, как не допустить вовлечения детей в разного рода экстремистские акции.
Корреспондент «НИ» обзвонила ряд столичных школ. Признаемся, что на вопрос о том, проводятся ли уроки толерантности, наши собеседники отвечали либо отрицательно, либо довольно путано. Так, в центре образования №57 «НИ» сказали, что у них подобные занятия не практикуются, а заместитель директора школы №323 Нина Козаченко сообщила нам, что уроки толерантности у них в принципе проводятся и проводились, но без всяких программ. «Открытый урок по профилактике ксенофобии мы проведем во второй четверти», – добавила г-жа Козаченко «НИ». А вот заместитель директора по воспитательной работе школы №711 Ирина Соловьева рассказала «НИ», что в учебном заведении не только проходят классные часы на тему толерантности, но и организуются конкурсы национальной кухни разных народов.
Ряд экспертов между тем относятся к самой идее проведения подобных уроков скептически. «Я уверен, что на таких занятиях происходит обратный результат, – высказал «НИ» свою точку зрения Александр Тарасов. – Их содержание более чем абстрактное. Ученик не может понять, что до него хотят донести, так как нет привязки к реальности. У него складывается стойкое ощущение, что толерантность – это что-то бессмысленное и ненужное. Само слово начинает вызывать отрицательные ассоциации». В свою очередь директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что «обучать толерантности – это примерно то же самое, как говорить человеку, что красть нехорошо».
Президент фонда «Холокост», член Общественной палаты РФ Алла Гербер уверена: чтобы уроки толерантности помогли школьникам, их должны придумывать яркие, талантливые люди, а не чиновники. «Многое зависит от учителя, – говорит «НИ» правозащитница. – Я за то, чтобы учителя не ограничивались своим предметом, а учили жизни в целом. Занятия по толерантности в моем представлении – это не набор поучительных лекций, а беседы, диалоги. Нужна обратная связь». Кроме того, по убеждению г-жи Гербер, важно, чтобы пособия и книги по соответствующим учебным программам не были скучными.
По наблюдениям правозащитников, обучаться толерантности стоит не только школьникам и студентам, но и сотрудникам правоохранительных органов, а особенно подразделениям по борьбе с экстремизмом. «Правоохранительные органы обязаны реагировать на преступления на почве ненависти, однако вся проблема заключается в том, что они часто путают понятия – что есть проявление экстремизма, а что нет, – комментирует ситуацию «НИ» директор Московского бюро по правам человека (МБПЧ), член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Александр Брод. – Живой тому пример – фильм «Россия 88». Этот антифашистский фильм, направленный на воспитание чувства брезгливости к нацистам, как-то пытались признать экстремистским». По словам нашего собеседника, при МВД уже создана межведомственная комиссия по борьбе с экстремизмом. «С 18 ноября МБПЧ будет читать курс лекций для сотрудников МВД на темы этнического многообразия России, проблем экспертизы радикальных текстов и так далее», – рассказывает г-н Брод.
В некоторых городах сегодня действуют специальные программы мероприятий по борьбе с экстремизмом. В то же время некоторые эксперты полагают, что в большинстве случаев такие документы бесполезны. «Все программы толерантности лишь видимость: ощутимого результата не приносят, а у многих даже вызывают недоумение», – полагает социолог Александр Тарасов. На его взгляд, сегодня сложилась такая ситуация, когда свои накопившиеся претензии люди предъявляют не власти, а лицам другой национальности. «Случаев межнациональной розни не становится меньше именно потому, что тем, кто находится у власти, это выгодно», – заключает собеседник «НИ».