На просторах Рунета предлагают старинные Кораны за баснословные деньги, Продавцы оценивают многовековые Священные тексты мусульман в миллионы рублей, передававшиеся из поколения в поколение, написанные от руки необычными чернилами или привезённые из Мекки. Лайф изучил наиболее дорогие объявления, расспросив продавцов о причинах столь высокой цены и причине продажи реликвий.
"Оценили в 600 тыс., но я выставил за 10 млн"
В одном из объявлений Абдул из Махачкалы продаёт за 10 млн рублей Коран начала XVIII столетия (объявление размещено 17 октября). Лайф позвонил продавцу, который объяснил высокую стоимость книги её редкостью.
— Вы сами прекрасно знаете, что такие книги бесценны. Я отнёс Коран на экспертизу, мне его оценили, фото заключения я вывесил на сайте (в экспертизе сказано, что Коран относится к началу XIX века. — Прим. Лайфа). Экспертизу делали в Махачкале, Коран мне оценили в 10 тыс. долларов (примерно 600 тыс. рублей. — Прим. Лайфа), а я выставил на продажу за 10 миллионов. Я думаю, что это разумная цена. Могу немного скинуть, если договоримся. Сделка будет проходить в Махачкале. Книга сейчас находится на хранении в банке, — говорит Абдул.
По его словам, эта книга — семейная реликвия.
— Я знаю точно, что моей маме её тетя подарила. До этого книга испокон веков передавалась из поколения в поколение. Книга в кожаном переплёте, состояние хорошее, но в конце одной или двух страниц не хватает, — рассказал продавец.
Ещё один Коран, на этот раз уже рукописный, с комментарием "очень старый, музейный экспонат, привезён из Мекки и Медины" (священные города ислама), выставлен на продажу Муратом из Грозного. На звонок отвечает мужчина. Речь сразу выдаёт интеллигентность и образованность.
— По фотографиям невозможно определить, насколько ценная эта книга, — объясняет он. — Она рукописная, считается очень старой. Я показывал одному старику, он разбирается. Он посмотрел и сказал: "Ей вообще цены нет". Он сказал, что книга привезена из Мекки или Медины. Он даже упомянул какого-то автора, который написал её, — говорит Мурат. — Это наша семейная реликвия, передаётся по мужской линии — от дедушки к внуку. Очень старинная книга, поэтому такая цена.
Ещё один рукописный Коран предлагает за 4 млн руб. житель чеченского Урус-Мартана Артур.
— Наши муллы из Урус-Мартана оценили его в такую сумму. Коран записан чернилами из роз. Муллы также сказали, что он был написан 400 лет назад. Мой дед был другом одного местного устаза (суфийского наставника. — Прим. Лайфа). Старец дал деду этот Коран и сказал: "Пускай этот Коран остаётся у тебя". Вот так он попал в нашу семью. Дед мой оставил отцу, а отец мне.
На вопрос, почему продаёт семейную реликвию, отвечает: "Нужны деньги, я по уши в долгах".
Схожая причина у Седы, проживающей в дагестанском Хасавюрте и предлагающей купить у неё за 3 млн рублей 142-летний Коран (1296-й год изготовления указан по мусульманской эре).
— Я посоветовалась с местными антикварами, они оценили Коран в 4 миллиона. Но я подумала, что это слишком много, и снизила до трёх. Книга — семейная реликвия, передаётся от седьмого деда. Нужны деньги, так как я осталась вдовой, а нужно поднимать детей, что-то делать. Книга очень хорошо сохранилась, в ней все страницы целые.
И она тоже обещает скидку, если покупатель выскажет реальное желание купить Коран.
Цифры с потолка
Лайф попросил прокомментировать адекватность указанных цен эксперта — директора Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Рината Патеева.
Ринат Патеев: Представленные цены, честно скажу, явно неадекватные. Таких книг, например у татар в домах, осталось достаточно много, они не являются редкими, за исключением первых изданий "казанской басмы" (особенность оформления, где чётко выделены каждая буква и каждая огласовка. — Прим. Лайфа), так как книгопечатание активно развивалось уже с начала XIX века и книги широко были распространены.
Е.К.: Какие Кораны считаются редкими и уникальными?
Р.П.: Самыми редкими печатными Коранами являются Кораны екатерининской эпохи, XVIII века. В мире их осталось всего четыре-пять экземпляров: один в Стамбуле, другой был обнаружен в Европейском институте, два Корана в Питере у нас хранятся.
Е.К.: Когда появились первые печатные Кораны?
Р.П.: Первые печатные Кораны появились в Европе, в Венеции, потом несколько раз переиздавались в Германии, потом Екатерина II их издала в России. Татарские мусульмане в начале XIX века начали их очень активно печатать и распространять через Центральную Азию. Казанский типографический вариант оказал очень сильное влияние на единую унификацию коранического текста.
Вообще, я не знаю, насколько такие вещи можно оценивать в денежном эквиваленте. Коранические тексты — это речь Бога. Изначально, если говорить о печатании Корана, очень долго стоял вопрос, можно ли печатать речь Бога типографским способом.
Е.К.: Есть ли спрос на антикварные Кораны у современных мусульман?
Р.П.: Я бы не стал говорить, что есть какой-то спрос, сформирован какой-то рынок. Такого нет. Книги хранятся как реликвия, многие относятся к ним как к сакральным вещам, хотя бывают крайне парадоксальные вещи. Человек хранит какую-то книгу и даже не знает, что в ней написано, а потом вдруг выясняется, что это, грубо говоря, коммунистическая пропаганда, написанная в начале XX века. И такое бывает. Люди просто мало разбираются в этом. Не могут отличить рукописный Коран от нерукописного, вообще отличить текст Корана от каких-то других религиозных книг. Мало кто в этом из обычных мусульман разбирается. Просто хранят какую-то книгу с арабским текстом.
Е.К.: Вы не могли бы прокомментировать некоторые экземпляры, выставленные для продажи в Интернете? Можно начать с рукописного Корана за 10 миллионов рублей. Как заверил продавец из Грозного, рукопись очень древняя, была привезена из Мекки или Медины.
Р.П.: По фотографиям это очень похоже на суфийскую рукописную книгу. Рукопись довольно интересная. Здесь есть коранические тексты с комментариями. Однако сообщение, что "Коран привезён из Мекки или Медины", достаточно странное. На Кавказе исторически очень сильное влияние суфизма. Там рукописные книги были широко распространены, поэтому не факт, что этот экземпляр был привезён из Аравии. Возможно, продавец просто указал это, чтобы дороже продать. Но нужна экспертиза.
Е.К.: А что скажете по поводу Корана, предлагаемого за 10 млн продавцом из Махачкалы, и Корана из Хасавюрта за 3 млн?
Р.П.: Первый — рукописный текст. Такого рода книги встречаются достаточно часто, но какую-то конкретику указать в данном случае сложно. Какова его реальная стоимость и историческая ценность, мне сложно судить. Нужна экспертиза. Второй — экземпляр Корана "Калям Шариф", 1879 года — действительно редкая книга, такую не каждый день можно увидеть. Титульная страница сохранена, это означает, что Коран в хорошем состоянии. Это редкость, что такая книга конца XIX века сохранилась в таком качестве. Это не так часто встречается. Это казанское издание — "казанская басма", это очевидно. Однако это не такая большая реликвия, чтобы её так высоко оценивать.