Согласно последним исследованиям, в процессе заучивания Корана создаются естественные условия для статистического обучения грамматике.
В разных странах есть мусульмане, которые не говорят по-арабски (например, в Турции, Индонезии, Пакистане), но знают Коран наизусть, причем заучивание начинается еще в детстве, а дальнейшая тренировка памяти продолжается годами. Этот процесс зачастую не подкрепляется объяснениями или прямым переводом запоминаемого теста. То есть, они усваивают статистику языковых моделей, но не смысл.
Недавно в издании Cognition была опубликована статья Фатимы Манар Зухурудин (Fathima Manaar Zuhurudeen) и И Тин Хуан (Yi Ting Huang), которые воспользовались этим «естественным экспериментом», чтобы проверить, действительно ли простой контакт с различными моделями классического арабского языка на примере Корана ведет к безотчетному овладению грамматикой.
Как пишет журнал Mental Floss, в своем исследовании они сравнивали показатели четырех групп:
те, кто заучивает Коран и параллельно занимается арабским;
те, кто учит Коран, но не занимается арабским;
те, кто просто изучает арабский язык;
те, кто не сталкивался с арабским ни в каком виде.
Группы, имеющие опыт занятий арабским языком, имели определенные познания, непосредственно полученные на уроках, например, как выглядит местоимение первого лица единственного числа (я), как оно связывается с глаголами, как выглядит притяжательное местоимение второго лица единственного числа (твой) и как оно связывается с именами существительными.
Группе знатоков Корана, не имеющей опыта занятий арабским языком, никогда ничего подобного прямо не объясняли. Но оказалось, что они усвоили некоторые правила арабского языка только в процессе слушания и повторения заучиваемого текста.
Участники эксперимента, знающие Коран, но никогда не учившие арабский язык, справились с тестом, демонстрируя знание правил, лучше, чем три другие группы. Однако их познания арабского языка были неосознанными, они не могли объяснить, как работают имена существительные, глаголы, местоимения, но правильно судили о том, корректно ли построены предложения, которое слышали впервые.
Из этого исследователи сделали вывод, что «нисходящий подход», при котором объясняются правила языка, «может негативно влиять на восприимчивость учащихся» к восходящей статистике языка. Не значит ли это, что пришло время полностью отменить уроки языка и начать просто заучивать? Не совсем. Группы, не имевшие уроков арабского языка, показали хорошее неосознанное понимание принципов арабской грамматики, но они не говорили и не понимали по-арабски.
В то же время исследование демонстрирует, что мы способны усвоить сложные модели просто из контакта с языком без настоящего понимания услышанного. Поэтому даже прослушивание записей чтения Корана и заучивание аятов Священной книги пойдет только на пользу.