Жители Чечни неоднозначно оценивают форму почитания чаши пророка Мухаммада

Чаша пророка Мухаммада, доставленная в Чечню в сентябре этого года, используется для примирения кровников и в медицинских учреждениях республики. В различные учреждения республики автоцистернами доставляется вода, размешанная с водой, налитой из чаши пророка Мухаммада, которая затем раздается всем желающим. Некоторые жители говорят о чудодейственности попавших в Чечню реликвий. Историки и богословы не имеют общего мнения о происхождении и форме почитания чаши пророка.

Напомним, чаша пророка Мухаммада и два ковра, которыми долгое время была покрыта его могила, были доставлены 21 сентября в Грозный из Англии. Реликвии первоначально выставили в главной мечети Чечни имени Ахмата Кадырова, а затем перевезли в родовое селение Кадыровых – Центорой. 22 сентября Рамзан Кадыров и религиозные деятели республики провезли реликвии по святым местам Чечни.

Некоторые жители Чечни говорят о чудодейственности чаши пророка Мухаммада и его ковров

Раздача воды из чаши пророка ведется практически во всех учреждениях Чечни. Испить эту воду уже смогли пациенты геронтологического центра в Грозном, других лечебных учреждений и государственных организаций. Одним из привезенных из Великобритании ковров покрыта могила бывшего главы Чечни Ахмата Кадырова, куда теперь совершают паломничество сотни местных жителей.

"У нас в республике есть несколько конфликтов на почве кровной мести, где стороны отказываются идти на примирение. Чтобы решить этот вопрос, глава нашей республики Рамзан Ахматович Кадыров дал чашу пророка членам комиссии по примирению, которые выехали с ней к одному из кровников и дали ему испить воды из этой чаши. Те, кто там был, рассказали, что после того, как старший член семьи, отказывавшейся идти на примирение, выпил предложенную воду из чаши пророка, тон разговора кардинально сменился", - рассказывает работник муфтията Чечни.

По его словам, для любого верующего мусульманина иметь возможность прикоснуться к одной из святынь мусульман, подержать в руках и, тем более, испить воду из чаши самого пророка Мухаммада, это не только большая награда, но и сильное духовное потрясение. "Те, кто имеет возможность хотя бы подержать в руках эту чашу, не могут скрыть слез", - говорит собеседник.

Жители республики рассказывают, что воду из чаши пророка теперь выливают в автоцистерны, которые затем развозят ее по всей республике.

"К нам в организацию приехала автоцистерна с водой, смешанной с водой из чаши пророка Мухаммада. Все желающие могли бесплатно набрать ее в емкости и забрать к себе домой. У цистерны сразу же выстроилась большая очередь, но воды хватило всем", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" работник предприятия "Роснефть" в Чечне Салман И.

Автоцистерны с этой водой, а также емкости с ней доставляются и в лечебные учреждения республики.

Продолжается и паломничество местных жителей на кладбище села Центороя (Хоси-Юрт), где похоронен бывший глава Чечни Ахмат Кадыров, на могиле которого постелен ковер, покрывавший в свое время могилу пророка. Жители близлежащих сел и даже других районов Чечни едут туда, чтобы иметь возможность прикоснуться к ковру, надеясь получить исцеление.

"Моя мать ездила в Центорой со своим молитвенным ковриком, который она приложила к ковру, которым в свое время была покрыта могила нашего пророка. Теперь она говорит, что совершать молитвы ей стало намного легче, и она уверена, что это паломничество придало ей сил. Она говорит, что многие приводили туда своих больных родственников и детей, надеясь, что они получат исцеление. Не удивлюсь, если в некоторых случаях так и будет, потому что как врач знаю, что многое зависит от самого больного и его веры в исцеление", - рассказала жительница Грозного Мадина А.

Однако не все в Чечне склонны разделять мнение о чудодейственных свойствах воды из чаши пророка Мухаммада и ковров с его могилы. Некоторые считают, что это противоречит нормам исламской религии и сравнивают происходящее с обрядами православия и католицизма.

"В исламе нет таких понятий, как "святая вода", "мощи святых" и так далее, что есть в православии и католицизме. Более того, нельзя называть вещи, пусть даже и принадлежавшие самому пророку Мухаммаду, "исламскими святынями". Это в корне неправильно, потому что святынями ислама признаны только священная Мекка, гробница пророка Мухаммада и мечеть Аль-Акса", - отмечает Ислам, представитель духовенства, в свое время окончивший одно из духовных образовательных учреждений в Египте.

По его словам, чаша пророка, безусловно, великая реликвия, но не святыня. "И говорить о том, что вода из нее может исцелять от болезней и так далее, как мне кажется, совершенно неправильно", - заключает Ислам.

Историки и богословы не имеют общего мнения о происхождении и форме почитания чаши пророка в Чечне

Для многих верующих в Чечне информация о том, что в республику доставлены предметы, принадлежавшие самому пророку Мухаммаду, стали полной неожиданностью. Они высказывают сомнения по поводу того, что доставленная в Чечню чаша пророка Мухаммада действительно принадлежала именно ему. Разные мнения по этому поводу имеют ученые и представители мусульманского духовенства России.

Член экспертного совета "Совета муфтиев России", кандидат политических наук Ринат Мухаметов отмечает, что по всему исламскому миру в мечетях, музеях и прочих местах встречаются вещи, которые принадлежали пророку, его сподвижникам или великим шейхам и имамам.

"В Стамбуле, например, есть много мечетей, где хранятся различные исламские реликвии. Есть даже одна мечеть, в которую попали осколки "Черного камня" из Каабы, много столетий назад расколотого карматами (религиозно-политической сектой, утвердившейся в IX-X веках в Аравии, Ираке, Сирии и Персии. – Прим. "Кавказского узла") на кусочки и увезенного из Мекки. Потом его вернули обратно, но частички остались в столице Османского халифата. Есть также целый музей, где можно найти вещи, принадлежавшие не только пророку Мухаммаду, его сподвижникам и членам его семьи, но даже пророкам Дауду, Сулейману, Ибрагиму, Юсуфу. В свое время эти реликвии были взяты Османами у Мамлюков", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ринат Мухаметов.

По его мнению, "подлинность многих этих вещей, конечно, вызывает сомнение, но с исторической точки зрения, как минимум, это интересно и стоит того, чтобы прикоснуться к этому наследию".

"Почитание реликвий называется в исламе "табарук" (снискание благословения). Это легализовано исламом при правильном понимании и практике. К сожалению, иногда некоторые невежественные мусульмане доводят "табарук" до его противоположности, уподобляясь немусульманам. Это неправильно. Знатоки религии должны постоянно разъяснять людям, как нужно, согласно шариату, воспринимать такого рода вещи, как, например, чаша пророка Мухаммада, чтобы не было экзальтированного псевдопочитания", - подчеркнул исламовед.

Что касается вопроса о том, являются ли привезенная в Чечню чаша пророка Мухаммада подлинной, то, по словам Мухаметова, на этот вопрос должны отвечать историки. "Вполне возможно, что она использовалась пророком", - заключил эксперт.

Один из российских мусульманских богословов, выпускник Египетского исламского университета "Аль-Азхар" считает, что вещи пророка Мухаммада должны находиться в музеях исламской культуры:

"Все, что связано с пророком Мухаммадом – это свято. Жены и сподвижники пророка хранили и почитали его вещи. Но, согласно исламской традиции, нельзя их обожествлять. Недопустимо, чтобы люди надеялись на излечение, выпив воду из этой чаши или притронувшись к коврам. Нужно их хранить, знакомиться с этими вещами, почитать их, но не более. Нельзя их делать объектом поклонения".

Кроме этого, он подвергает сомнению то, что эти реликвии принадлежат пророку Мухаммаду: "Я почему-то не могу утверждать, что они принадлежат именно пророку. Для того, чтобы быть уверенным в этом, нужно доказать детально, как она передавалась, кем привезена именно в Англию. Об истории этих вещей говорят в общем, что какие-то потомки пророка их вывезли, но кто именно, в каком году, не указывают".

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Владимир Бобровников отмечает, что почитание реликвий пророка присуще всем мусульманским народам.

"Это не только особенность чеченского или дагестанского народа. Почитание религиозных святынь можно встретить где угодно. В Стамбуле, в музее Топкапы хранятся реликвии, привезенные Османами из Мекки и Медины, куда они совершали паломничество. Другой вопрос, насколько такое почитание соответствует шариату. Но это лучше объяснят уже специалисты шариатских наук, муфтии или кадии", - говорит Бобровников.

По его словам, многие реликвии пророка Мухаммада сохранились во всем мире. "Теоретически возможно, что чашу пророка Мухаммада могли вывезти его потомки из Англии. Потомки пророка, которые обладают такими титулами как саиды, шарифы, рассеяны по всему миру как в странах, где мусульман большинство, так и в таких странах, как Англия. Реликвии пророка почитаются, хранятся в некоторых государственных музеях. Это уже результат политики секуляризации. Например, в Турции часть религиозных святынь вошла в музеи", - пояснил Владимир Бобровников.

"По поводу того, принадлежали ли эти вещи пророку Мухаммаду, то этот вопрос неоднозначный. Я бы не советовал устанавливать их идентичность. Это то же самое, что сказать: "Выньте из Каабы "Черный камень" и проверьте на радиоуглеродный анализ". Это будет кощунство. Того, кто это сделает, ожидает печальная судьба. В 20-х годах прошлого столетия развернулась кампания по борьбе с мощами в православном христианстве. Ни к чему хорошему она не привела. Была масса свидетельств, что эти мощи поддельные. На мой взгляд, и к этим мощам, и к почитаемым святыням нужен другой подход", - заключил историк.

Профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, доктор политических наук Майя Аствацатурова констатирует, что популяризация религиозных символов сегодня распространена среди многих конфессий Российской Федерации.

"Каждая конфессия предлагает свои символы. Например, в Ставропольском крае на многих дорогах – въездных и выездных, установлены кресты, которые "освящают" путь, во многих городах установлены символы ангелов. Мы видим, как наше духовное и культурное пространство постоянно пополняется религиозной атрибутикой. Приобретение чаши пророка Мухаммада – публичный и, несомненно, важный акт", - говорит Аствацатурова.

По ее словам, "в приобретении материальных святынь есть духовный гуманистический смысл". "Конечно, хорошо все это использовать не в демагогических, а в истинных целях, которые проповедует каждая религия", – считает политолог.



комментариев