Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из хорошего проявления человеком ислама – оставление им того, что его не касается» (Ат-Тирмизи). Пожалуй, никогда эти слова не были так актуальны, как сегодня.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение говорить короткие ёмкие фразы, собирающие в себе много мудрости и пользы. Данный хадис является именно таким. Эти слова лежат в фундаменте социальной культуры исламской общины, и если бы люди прислушались к ним, любое общество избежало бы многих проблем, которые оно сегодня испытывает. Проблем, связанных как с отдельной личностью, так и с политикой целого государства.
Многие социальные недуги произрастают из самых обычных человеческих страстей. Например, упрямства президента страны или желания простых обывателей быть в центре всех скандалов и интриг. На удовлетворении последнего построена большая индустрия, в которой для получения «эксклюзивной информации» тратятся огромные деньги. А потом ещё большие деньги зарабатываются на рекламе посредством увеличенных на сплетнях рейтингов.
Значительная часть общества тратит свои время и энергию, копаясь в грязном белье никогда не пересекающихся с ними людей. Им интересна их личная жизнь: что они едят, носят, с кем живут, на ком женятся, с кем разводятся, почему они это делают, как их встречают из роддомов…
Ислам защищает честь человека, избавляя его от унижения и сохраняя его время. Ислам учит человека жить своей жизнью, а не вздохами по чужой и далёкими иллюзиями, никогда не воплощающимися в жизнь. Ислам учит человека не пренебрегать своими нуждами и целями за счёт переживания в себе всего, что он слышит, читает и видит.
Трудно представить, что люди, достигшие каких-то высот – будь то в знаниях (шариатских или других), бизнесе или карьере – занимали свою молодость пустыми грёзами о жизни других. Помню, как-то в редакции газеты один из журналистов стал говорить об одном тогда очень влиятельном дагестанском политике. Выслушав его слова, Хаджимурад Камалов, находившийся с этим политиком не в самых лучших отношениях, сказал: «А ты знаешь, как он добился того, что имеет сейчас? Он всю жизнь вкалывал и до сих пор появляется на работе в шесть утра, а уезжает поздней ночью». Большинство людей, которые чего-то добились, сделали это посредством своего усердия.
Лишние вопросы
Конечно, упомянутые выше слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) затрагивают и другие, более злободневные темы. Одна из них – бестактные вопросы, никак не касающиеся спрашивающих. Нам часто задают вопросы, на которые нам не хотелось бы отвечать. А порой мы и сами не замечаем, что ведём себя беспардонно по отношению к другим.
Один из часто задаваемых вопросов, который нельзя задавать людям, – вопрос о совершённых грехах. Человек не должен рассказывать другим о своих грехах. Когда Аллах скрывает от людей проступок человека, а он раскрывает его, то таким образом добавляет к своему греху второй. Даже если этот грех связан с правом другого лица, следует постараться восстановить это право, не раскрывая свой грех. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) даже сказал: «Всей моей умме будет прощено, кроме обнародующих (свои грехи)» (Аль-Бухари, Муслим).
С другой стороны, шариат строго запрещает обман. Если человек совершил какой-то грех, и вы спрашиваете его об этом, вы ставите его в неудобное положение. С одной стороны, он не может соврать, с другой – раскрыть свой грех. В такой ситуации ему следует уйти от ответа или дать двусмысленный. Например, сказать: «Ты думаешь, что я могу совершить подобное?»; или: «Такое сделает только невежда»; или, в крайнем случае, сказать: «Нет, я не совершал этого», имея в виду, что не совершал этот грех в последнее время.
Другой пример бестактности в вопросах, противоречащий смыслу слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)– это вопросы о семейной и порой даже интимной жизни. Женщин часто спрашивают: «Почему у вас до сих пор нет детей?», «Когда планируете следующего?»… пытаясь выяснить подробности семейной жизни, абсолютно не касающиеся посторонних людей.
Для мужчины вообще не является нормальным интересоваться о делах чужой жены. Если же в этом будет необходимость, это следует делать деликатно, без лишних слов.
Также не следует приставать к людям, даже близким, с вопросами «Где ты?», «Что делаешь?», «Кто звонил?» и т. п. Одно дело, если это уместно по ситуации и способствует поддержанию разговора. Другое – когда это обычное любопытство, не приносящее пользы спрашивающему и неприятное спрашиваемому.
Также жене лучше не устраивать допрос мужу по телефону, особенно когда он находится в окружении людей.
Лучше почитай
У шариатских текстов есть обратная сторона. Они уникальны тем, что исходят от безошибочного источника. В аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) большое значение имеют не только прямые указания, но и косвенные – указания от обратного. Поэтому, когда хадис побуждает человека оставить то, что его не касается, он побуждает его заняться тем, что является для него важным.
Если бы люди приняли наставление этого хадиса, они перестали бы лезть в те сферы, в которых являются дилетантами и невеждами. Соответственно, вопросы, к примеру, медицинского или шариатского характера, были бы адресованы компетентным людям. Хоть кому-то и стало бы скучно без «скандалов, интриг и расследований».
Оставление того, что не касается человека, позволяет ему сосредоточиться на том, что ему необходимо. Это помогает ему стать более эффективным и целеустремлённым. Если человек перестанет говорить о других, возможно, он станет тем, о ком будут говорить другие. Отведённый нам на земле отрезок времени дан не для того, чтобы мы растратили его на сплетни и зависть. Отказ от того, что нас не касается, обязательно подтолкнёт к саморазвитию и прогрессу. Разве не лучше прочитать несколько страниц полезной книги, чем полчаса обсуждать чей-то новый айфон?