Некоторое время назад все солидные СМИ сообщили об уходе из жизни известного американского ученого, основателя концепции крионики Роберта Эттингера. Научное определение крионики звучит, как посмертная заморозка тела или мозга с последующим воскрешением. Непосредственно Р.Эттингер оказался подвергнутым первой половине процесса. Контейнер с его законсервированным трупом будет находиться в созданном им мичиганском Институте крионики, где уже покоятся замороженные тела матери, обеих жен ученого и еще 102-х человек (некоторые СМИ отнеслись к происшедшему с нескрываемым сарказмом, озаглавив статьи, скажем, как ожидание отцом крионики «воскресения в жидком азоте», и т.д.).
В свое время тяжело раненому во время Второй мировой войны Р.Эттингеру пересадили фрагмент кости, вернув способность ходить. После чего он и задумался о научном подходе как к сохранению жизни людей, так и ее возвращению им после смерти, в частности, посредством замораживания тел умерших (в целях сохранения тканей и органов), с последующим размораживанием (посредством создания в будущем медицинских технологий по «ремонту» клеток и тканей).
Наука без Всевышнего?
Это может осуществиться, по его словам, врачами будущего, которые, «скорее всего», сначала восстановят или предоставят с помощью внешних средств дыхание и кровообращение, затем, «исправят или заменят дефективный орган», послуживший причиной смерти; а уже вылечив все серьезные болезни, выполнят «общий капитальный ремонт и омоложение»(1).
В этом ракурсе просматривается определенная параллель со сказанным известным русским религиозным мыслителем и философом-футурологом, одним из основоположников российского космизма Николаем Федоровым (XIX – нач. XX вв). Отмечая абсолютное незнание «о пропасти и победе побежденной смерти», он полагал возможным и необходимым для людей, в качестве «орудий Бога отцов, вдохнувшего в нас жизнь», достичь посредством «познания и управления всеми молекулами и атомами внешнего мира» такого уровня, при котором становится реальным «рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е. сложить в тела отцов, какие они имели при своей кончине». Правда, согласно ученому, возвращение жизни этим путем должно протекать параллельно замене рождения детей, т.е. привести к отказу от предусмотренной Всевышним деторождаемости(2).
В любом случае, перспективное воскрешение, по Федорову, даже с учетом постоянного обращения им к Божественной субстанции, во главу акции ставило науку. Именно этот акцент в целом роднит взгляды Федорова и Эттингера, пусть и подходящих к «процессу» с разных сторон. Последний, в частности, отмечал, что с наступлением Золотого Века «мы изменим» мир и «самих себя», а «не только наших потомков», т.к., перейдя из стадии замороженности к оживлению, люди окажутся «не просто восстановлены и вылечены, но расширены и улучшены», в целях «жить, творить, играть, возможно, сражаться, по-новому и в новых масштабах».
Однако, в данных представлениях происходит нестыковка с Откровением в аспекте оценки Господом жизнедеятельности своих созданий в зависимости от исполнения ими предписанного Кораном. Прежде всего, Аллах проводит четкий водораздел между верующими (верными Богу) и неверующими (неверными Богу). Если первые «пребудут в Райских садах и блаженстве» (сура «Гора»: 17), не уверовавшим «уготован огонь Геенны» (сура «Ангелы»: 34-36). Т.е., по Корану, наш новый уровень после возрождения является следствием наших деяний в земной жизни: «каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила», сполна получив за приобретенное (сура «Семейство Имрана»: 30).
Как бы парадоксально это не звучало, данная ситуация, пусть и опосредованно, в общем-то очерчивается Эттингером. Согласно ученому, с наступлением времени детального изучения методов «кодирования памяти мозгом», информация, будучи считываемой непосредственно «из нервной ткани», окажется записываемой. Детализация деяний пациента (терминология Эттингера) позволит психологам-физиологам будущего «сделать важные выводы о том, кем он был», в свете чего необходимо «предпринять любые разумные действия» по получению и хранению значительного объема информации о том, «что мы видели, слышали, чувствовали, думали, говорили, писали и делали на протяжении всей нашей жизни». Тем самым, хотя и не напрямую, Эттингер все же актуализирует ракурс мирской жизни для определения будущего человека. Да, его подход совершенно не несет религиозный посыл, но от этого акцент на поведение при пребывании на земле не лишается своей значимости.
Как быть с душой?
Безусловно, ученый прекрасно осознавал отрицательный резонанс своего видения обустройства мира в религиозных кругах, в которых «заморозка» всегда будет восприниматься противоестественно, вследствие непредназначенности трупов «для оживления». Хотя, подразумевая, скорее всего, невосприятие верующим сообществом аспекта возвращения к жизни мертвых материализованным путем, Эттингер все же подходил к рассмотрению аспекта души индивидумов. Возможно, каким-то непонятным образом, душа это не человек, писал он, но, тем не менее, его самая важная часть. Не исключая отделения тела от души, с учетом неуничтожения сущности последней, Эттингер рассуждал о возможности замены в оживленном теле попавшей (после клинической смерти) «в иной мир» души на другую («душа-близнец»), «самым простым решением» называя подход «считать оживление продлением жизни, а не ее возрождением, предположив, что смерть не была настоящей».
Коран, фиксируя, что «каждая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам» (сура «Паук»: 57), раскрывает: «Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный срок» (сура «Семейство Имрана»: 145). Четко улавливаемый здесь водораздел между физическим телом человека и его душой, однако, ни в коей мере не означает наличия некой внутренней разрозненности этих понятий для индивидуума при его мирской (сознательной) жизни. «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права» (сура «Перенес ночью»: 33), – говорится в Коране, с предписанием: «Душа – за душу, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо» (сура «Трапеза»: 45). Т.е. в жизненном (земном) ракурсе аспект души и тела рассматривается Откровением в единой связке, но, согласно известному мусульманскому ученому современности Абд Ар-Рахману Ас-Саади, в «разных субстанциях», существующих «самостоятельно» и имеющих «различную сущность»(3).
Душа между смертью и воскресением
По Эттингеру, закрывший глаза старик «может думать о своей предстоящей временной смерти» как о еще одном периоде «пребывания под наркозом в госпитале». Прошествие столетий «для него будет лишь одно мгновение сна без сновидений». Здесь, конечно-же, отчетливо проходит ассоциация с кораническим наступлением Часа – подобным «мгновению ока или даже быстрее» (сура «Пчелы»: 77). Описываемый же старик, «после пробуждения», вполне реально может «быть вновь молодым и здоровым, восстановленным еще будучи в бессознательном состоянии» (или оказаться «постепенно обновленным во время лечения после пробуждения»). Здесь уже – определенное противоречие с Откровением, четко фиксирующим ракурс придания мертвых земле: «Мы сотворили вас из нее (земли), в нее Мы вас вернем и из нее выведем еще раз» (сура «Та Ха»: 55), причем с конкретизацией помещения человека вслед за умертвлением «в могилу» Аллахом, который впоследствии, «когда пожелает, воскресит» индивидуума (сура «Нахмурился»: 21-22).
У Эттингера, напомним, замораживаемые без придания земле люди, как бы сохраняющие внешний облик внутри «заморозки», после оживления не просто «восстановливаются и вылечиваются», но, изменяясь, улучшаются для жизни, творения и т.д. «в новых масштабах». Правда, ученый объективно фиксирует невозможность доказательства утверждения, что «с помощью технологий будущего можно будет восстановить и омолодить нас», хотя предполагает положительное разрешение этой процедуры на основе выращивания «любых необходимых тканей и органов из зародышевых клеток», в определенный момент могущих привести к привычному «для всех» хранению «таких образов в банках тканей». В этом контексте сказанное Эттингером, пусть и через «медико-технологический» компонент, можно подвести к кораническому: «Мы распределили между вами смерть, и ничто не может помешать Нам заменить вас подобными вам (или изменить ваше обличие)», создав вас такими, «какими вы себе и не представляете» (сура «Падающее»: 60-61); причем «Мы соберем кости, а затем покроем их мясом» (сура «Корова»: 259).
Другое дело, что, по словам ученого, морозильная камера «намного привлекательнее» могилы, даже вне уверенности «в возможностях науки будущего», т.к. «в худшем случае замороженные люди просто останутся мертвыми – такими, какими они были бы, лежа в могиле». Вот с этой трактовкой согласиться уже проблематично, мягко говоря. В то же время, по Р.Эттингеру, «человек умирает не раз и навсегда», что соответствует Корану: «Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберет вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения»» (сура «Коленопреклоненная»: 26). Тем самым, возможно, под «останутся мертвыми» в замороженном виде Эттингер все же подразумевал ракурс ожидания прогресса медицины для физического возвращения к жизни умершего.
Но ведь Откровение детализирует, что воскресение произойдет «даже если вы станете камнями, или железом, или другим творением, которое представляется могучим в ваших сердцах» (сура «Перенес ночью»: 49-51). Констатируя оживление мертвой земли водой, Аллах говорит, что «таким же будет выход из могил!» – в этот день «каждая душа явится вместе с погонщиком и свидетелем» после того, как все «услышат звук [глашатая] истинно» (сура «Каф»: 11; 20-21; 41).
К слову, в 1948 г. Р.Эттингер опубликовал рассказ под названием «Предпоследний трубный глас». Другое дело, как отмечает протодиакон Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев, согласием на заморозку тот или иной пациент «расписывается в своем неверии в жизнь души вне тела, в жизнь после смерти, равно как и в неверии в воскресение мертвых»(4). Весьма симптоматично – задаваясь в этом контексте вопросом: «Разве не скажут верующие, что замороженный человек после оживления окажется бездушным монстром или зомби?», Эттингер фиксирует: «Программа заморозки» не подразумевает в современном человеке «венец творения», а лишь ступень на лестнице эволюции». Но вот место души в данных рамках он определяет как «неуловимое», ведь «до сих пор никто не изобрел способа ее обнаружить». Т.е. ученый не отвергает наличие души, но оговаривается, что «с научной точки зрения» очень сложно сказать, чем она «может быть».
Допустим, однако, в момент прихода «к кому-нибудь из вас» смерти «наши посланцы забирают его душу» (сура «Скот»: 61). Но и в этом случае сторонники крионики считают, что душа покидает тело (мозг) не мгновенно, а по мере разрушения структур мозга. Тем самым, по их мнению, остановив это разрушение с помощью крионики, возможно предотвратить окончательную смерть личности человека. Но ведь «все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего» (сура «Милосердный»: 26-27).
Заключение
Некоторое время назад прошла информация об успешной разморозке и трансплантации печени свиньи другому животному специалистами израильской Организации сельскохозяйственных исследований. В этой связи отмечалось, что если человеческая печень сможет также пережить заморозку, ученые сделают важный шаг к созданию банков замороженных органов(5).
Безусловно, научные открытия на благо человека всегда приветствуются исламом, да и нет для Аллаха ничего невозможного, т.к., когда «Творец небес и земли принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (сура «Корова»: 117). Однако, повторимся, смерть и возрождение предусматривается Всевышним для всех и каждого, с перспективой попадания в Рай на вечную жизнь соблюдавшими Его постулаты. Роберт Эттингер считал бессмертие не самоцелью, а возможностью «для роста и развития», недоступной в противном случае, и согласующейся «с нашими нынешними возвышенными ценностями». Если рассматривать этот тезис с коранической точки зрения, ценность предоставленной Богом всем нам земной жизни как раз в том и состоит, что, прожив ее в соответствии с исполнением предписанного Аллахом, мы надеемся на последующее за Судом Господа наше бессмертие в Раю, ИншаАллах!
1.Здесь и ниже высказывания Р.Эттингера приводятся по:
Роберт Эттинджер. Перспективы бессмертия
http://ettinger-poi.narod.ru/Prospect.htm#_Toc31470850
2.Н.Ф. Федоров. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение)
http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_supramoralizm.html
3.См. подробнее: Теймур Атаев. Бессмертие – вымысел или реальность?
http://musulmanka.ru/statyi/285-bessmertie-vymysel-ili-realnost-ne-vera-li-yavlyaetsya-glavnejshim-yeliksirom-dlya-zhizni-v-oboix-mirax.html
4.Цит. по: История крионики
http://world-religion.narod.ru/science/crionic.htm
5.Израильские ученые успешно пересадили замороженную печень свиньи