В последнее время в обществе стал популярен подход, который делит людей на активных и пассивных. Конечно же, такое деление было всегда, но сегодня, как кажется, он стал доминантным при характеристике личности. Мусульмане в большинстве своем не остались в стороне от этого тренда, в умме культивируется образ деятельного человека, поощряется насыщенная жизненная программа. Однако, как кажется, стремление соответствовать современным стереотипам подчас превращает полезную активность в судорожное стремление к действиям, по сути, бессмысленным. Либеральный подход в условиях деклассированного общества создает условия для формирования массовки, лишенной всяческой смысловой нагрузки на экзистенциальном уровне отдельных ее членов.
Для мусульманина же, проектирующего свой жизненный путь, довлеющим фактором в этом процессе является осмысленность. Нет нужды сейчас погружаться в фрейдистскую психоаналитическую теорию, чтобы понять, что существуют сознательные и бессознательные мотивы жизненной деятельности. Ислам ясно говорит: все без исключения дела имеют своим импульсом внутреннее намерение, на чашу благих дел ляжет лишь то, что сделано с искренностью ради Всевышнего. Другим критрием оценки того или иного дела является соответствие предпринимаемого Корану и пророческой сунне. Получается, что среди всего вороха земных дел, какой-то вес в Судный день приобретет ограниченное их число. Встает задача организации жизненной энергии в вектор, устремленный к Вечному.
Слово, согласно Корану, очень ценная единица речи, оно влияет на дела и посмертную участь: “О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха” (33:70-71). “Правое cлово” отличается от болтовни тем, что имеет своей целью реальное дело. Главное дело, ради которого бьется сердце мусульманина – возвышение Слова Аллаха, а цель – достичь Его довольства и попасть в Рай. Но это слишком общё. В разное время в той или иной местности складываются оригинальные условия, универсального рецепта по программе действий нет. Чтобы цели обрели достижимый контур, они должны быть задекларированы. Поэтому важнейшим инструментом, который даровал нам Всевышний является шура – совещательный орган мусульман: “То, что дарует Аллах будет лучше и долговечнее для тех, которые ... вершат свои дела по взаимному совету...” (42:36-38).
“Разобщенность мусульман” – объезженная тема среди наших единоверцев, ее обходит в своих разговорах разве что ленивый. Думается, нужен некий молодежный исламский совет, способный объединить ее членов на единой платформе, выдвинуть из среды уммы наиболее достойных представителей. Шура может стать советом, объединяющим своим авторитетом разные взгляды и проецирующим их усилия на достижение судьбоносных задач: политических, социальных, экономических. Решение этих задач поможет как обеспечению исполнения исламской миссии как на локальном уровне, отвечая на запросы местных мусульман, так и утвердит участие российской уммы в едином исламском проекте в глобальном масштабе.
Молодежь всегда играла заметную роль в распространении ислама. Золотыми буквами вписаны в историю ислама имена Мусаба ибн Умайра, Усамы ибн Зайда, Абдуллы ибн Зубейра (да будет доволен ими Аллах) и других великих сподвижников, которые с молодых лет стали опорой религии. Собрание на одной площадке умудренных жизненными перипетиями старших из числа мусульман и их молодых братьев – один из важных шагов в процессе консолидации верующих и разметке дальнейших действий на общем исламском пути. Вполне возможно, Мусульманский молодежный форум может стать предтечей дальнейших преобразований, местом встречи и знакомства будущих архитекторов светлого исламского будущего в России. По милости Аллаха, есть в нашей среде достойные люди, способные взять на себя эту огромную ответственность.
Слоганы форума: “От пассивности к действиям“, “Время совершенствовать(-ся)”, побуждают к активности, но не к слепой аффективной импульсии, а к осмысленной позиции, имеющей тактику и стратегию. Как известно, действующий на благо религии вправе и сам рассчитывать на поддержку: “О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы”(47:7)...