Несомненно, наше отношение к Корану имеет огромное значение, тем более странно то, что мы так часто недооцениваем этот факт.
У меня есть свое объяснение того, почему мы не торопимся целиком полагаться на Коран: дело в том, что мы склонны к противоречиям. Коран и коранические науки достаточно однозначны, а человеку свойственна любовь к противоречиям.
Я считаю, что нас тянет бесконечно обсуждать одни и те же вопросы, такие как видимость луны или употребление в пищу дабиха – мяса животных, забитых по исламским законам, - потому что эти вопросы позволяют нам при помощи небольших книжных знаний получать превосходство на другими людьми.
Это дает нашему ущербному «я» чувство удовлетворения от того, что мы «повергли» оппонентов своими аргументами. А Коран глух к нашей аргументации, потому что, кто же станет дискутировать по поводу тех или иных подробностей такой авторитетной науки как таджвид (правила чтения Корана)? Или ставить под сомнение кираат (способы чтения Корана)?
В Коране Аллах говорит, что Пророк Мухаммед (мир ему!) будет недоволен своим народом – то есть нами – в одном. Он будет недоволен не тем, что совершаем 20 ракатов вместо 8, или 8 вместо 10, он будет недоволен тем, что община утратила фундамент, основу всего – Коран.
«Посланник [в тот день] скажет: "Господи! Воистину, мой народ отверг Коран» (Коран, 25:30).
Давайте подумаем об этом еще раз. Как мы относимся к Корану? Украшая его обложку и ставя на самое видное место в доме, помещаем ли мы его на самое главное место в нашем сердце? Или мы берем его в руки только в Рамадан, чтобы потом отложить до следующего года? Читаем ли мы Коран без ошибок, с правильным произношением? Пытаемся ли, читая, понять его, или чувствуем, что он все-таки мало значит в нашей духовной и повседневной жизни?
Возвращаясь к начальному утверждению – о том, что все мы любим противоречия – почему большинство из того, против чего мы возражаем, - не более чем крошечный фрагмент огромной картины? Почему некоторые из нас возражают в вопросах, которые не относятся к фундаментальным основам нашей религии, но не обращаются за наставлением к Корану, чтобы напомнить себе об этих фундаментальных основах?
Аллах говорит: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь» (Коран, 3:103).
Согласно одному из самых распространенных толкований этого аята, «вервь Аллаха» и есть Коран. Коран непрестанно напоминает нам о том, что грядет Судный день. Почему?
Потому что смысл не в том, сколько ракатов мы совершим в намазе таравих, смысл в качестве этих ракатов. Не важно, пройдет ли в мечети Ид в четверг или в пятницу, важно качество молитвы, которая совершалась весь предыдущий месяц. Важнее всего наша духовная связь с Аллахом, с Кораном и Пророком.
Конечно, это не значит, что мы должны ударяться в другую крайность и отказываться от обязательств ради Корана – нужно выдерживать баланс, исходя из четкого понимания и здравого смысла. Как только это баланс достигнут, естественным путем приходит понимание того, что словесные конфликты только приводят к расколу общины.
Роль Корана в духовном развитии
Споры и разногласия по мелким вопросам – проблема всех общин, но, собственно, проблема заключается не в этом. Это симптом более глубокого и более серьезного заболевания личности, которое коренится в недостатке духовности, отсутствии духовной чистоты внутри нас.
Когда человек спорит, особенно по вопросам веры, это означает, что его сердце сжигает болезнь, страсть спорить, желание доказать неправоту оппонента, удовлетворить своего эго, возвысить себя, унизив другого. Сатана приукрасил для людей стремление противоречить, убедив их, что они отстаивают истину, убеждая людей сойти с ложного пути, тогда как на самом деле в таких случаях нами руководит желание поучать ближнего.
Подобное отношение культивирует безразличие к другим, ведет к соперничеству и раздорам между людьми. Парадокс в том, что это только удаляет нас от того, к чему нас ведет Коран. Это происходит из-за недостатка у нас духовной связи с Кораном и содержащимся в нем божественным посланием, из-за потери нами Корана.
Аллах сказал: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (Коран, 10:57).
Вот почему для нашего духовного развития важно не отдаляться от Корана. Коран дает нам основы, непрестанно напоминает об Аллахе, о том, что мы лишь гости в этом мире, о смерти, Воскресении, Судном дне, Рае и Аде. Это позволяет смотреть на все в определенной перспективе.
Если что-то является для верующего милостью, в силу своей природы оно не может стать ее противоположностью. Именно поэтому халиф Усман ибн Аффан сказал: «Если бы наши сердца действительно были чистыми, мы никогда не насытились бы словами нашего Господа, и мне невыносимо, когда проходит день без того, чтобы я заглянул в Коран».
Мы должны посвятить Корану все свое внимание, не отвлекаясь на диспуты по вопросам, которые не принесут нам блага. Коран воистину «пища для души», лекарство для сердца, беседа со Всевышним. Наши тела созданы из земли, и Аллах также дал нам средства для пропитания нашего тела на земле. Все, что мы едим, первоначально исходит из Земли. Но наш дух – от Аллаха, поэтому пища для духа должна приходить из мест божественного происхождения. Поэтому, когда мы погружаемся в чтение Корана, в нашем сердце воцаряется мир и спокойствие, а когда мы отдаляемся от Корана, оно постепенно ожесточается, пока совсем не умрет.
Мусульманский ученый ибн Кайим писал: «Ключ к жизни сердца лежит в размышлениях над Кораном, тайном смирении перед Аллахом и воздержании от греха».
Когда человек отвращается от Корана, сердце начинает испытывать голод, также как тело, когда мы не даем ему пищи, жизнь не приносит радости и удовлетворения, человек старается занять себя другими вещами, чтобы заполнить пустоту у себя внутри. В частности, удовлетворяет свое эго с помощью споров и конфликтов.
Мы можем не слушать Коран или не действовать в соответствии с ним, не искать в нем утешения и духовного руководства, не размышлять над ним – и все это означает, что мы так или иначе отошли от Корана. И все это проиллюстрировано словами аята:«Господи! Воистину, мой народ отверг Коран» (Коран, 25:30).
Когда мы просматриваем Коран, читаем его аяты, которые запрещают или заповедуют нам те или иные вещи, это всегда напоминает нам о такве (богобоязненности), Рае и Аде, необходимости размышлять о Боге. И дело не в том, чтобы делать это именно определенным образом - гораздо важнее духовные критерии, такие как искренность. Их отсутствие сводит на нет плоды этого благого дела. Все это позволяет построить духовную связь человека с Аллахом через изучение его предписаний и запретов. Это позволяет человеку видеть глубинную цель таких божественных указаний, как необходимость поклоняться Аллаху, поддерживать связь с Творцом, жить общиной, построенной на принципах братства. Поэтому если человек начинает спорить, он забывает об этой дополнительной роли Корана как фактора укрепления нашей внутренней веры.
Коран заставляет нас сосредоточиться на важных вопросах и связывает нас воедино в достижении общей цели: попасть в Рай и избежать Ада. Это не преуменьшает значимости некоторых различий между нами в области фикха и акыды, но они перестают занимать центральное место в наших отношениях друг с другом.
Как увеличить роль Корана в нашей жизни?
Корни наших общинных проблем лежат в неправильном подходе к знаниям, а именно методах, с помощью которых мы их получаем.
Обучаясь чему-либо, мы не перепрыгиваем через несколько ступенек – мы карабкаемся постепенно, шаг за шагом, и первым шагом вверх должно стать изучение Корана.
Тот, кто собирается постичь премудрости кардиохирургии, не начинает с чтения учебника по хирургии, сначала он поступает в медицинскую школу, и только потом следует специализация. Нам нужно действовать по тому же принципу в религиозных науках, посвящая себя совершенствованию в основах.
Имам Навави говорит по этому поводу:
«Первое, с чего нужно начать, это запоминание Корана, который является самой важной ветвью знаний. Салаф начинает обучать хадисам или фикху только тех, кто выучил Коран. Выучив Коран, пусть он остерегается чрезмерно увлечься хадисами, фикхом или другими вещами настолько, что это приведет к тому, что он забудет что-нибудь из Корана или возникнет такая вероятность» (Вступление к “аль-Маджму Шарх уль-Мухадхаб” (1/38))
Этому методу следуют лучшие ученые и студенты: они бросают все силы на изучение Корана, прежде чем приступить к освоению хадисов или фикха, или намного менее сложных вопросов акыды, тогда как мы стремимся делать наоборот.
Дело не в том, чтобы вообще отказаться от поиска знаний, а в том, чтобы правильно определить приоритеты при изучении других исламских наук, сохраняя равновесие между тем, что мы изучаем по своему желанию и тем, что мы должны знать как основу нашей религии; в том, чтобы сделать Коран главным источником знания и считать своим приоритетом его изучение.
Пророк сказал: «Не ищите знаний, чтобы состязаться с учеными, не спорьте с глупцами, не главенствуйте на собраниях, всех, кто это делает, ждет Геенна!» (ибн Маджах)
Коран – фундамент всего в исламе. Эта Книга воспитала сподвижников Пророка, сформировала их личности и сделала их теми, кого Аллах назвал лучшим поколением среди человечества. Они стали такими благодаря своему отношению к Корану, тому, что они читали его по ночам и размышляли над ним днями и обрели глубокое понимание его универсальных принципов. Пророк воспитал в них привязанность к Корану, и их отношения с Кораном ограничивались не просто чтением – эти отношения посеяли в них смирение и сделали лучшими из лучших.
Так же как они, мы можем обратиться к Корану: запоминать, читать и слушать, пытаться понять его. Мы живем во время, когда знания легкодоступны и для их получения требуются минимальные усилия. Тем не менее, в огромной массе информации, которая благодаря Интернету всегда под рукой, мы не должны упускать из виду, что знания должны играть особую роль в нашей жизни – быть источником блага для человека, его семьи, социального окружения и общества в целом.
«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный» (Коран, 35:29-30).
Мансур Ахмед (Mansoor Ahmed) — мусульманский писатель