В последнее десятилетие праздник «Новый год» стал ещё одной линией раскола дагестанцев. Энтузиазм празднующих сталкивается с не менее мощной энергетикой тех (хотя их гораздо меньше на сегодня), кто уверяет, что празднование Нового года расходится с нормами ислама. Правда, это не очень убеждает сторонников праздника: они ведь в большинстве своём ещё не пришли настолько глубоко к религии, чтобы каждый свой поступок согласовывать с аятами и хадисами.
Поэтому автор этих строк попробовал разобраться в мотивации праздника.
Что празднуем?
Если вы, уважаемые читатели, глубже задумаетесь над смыслом праздника «Новый год», то согласитесь, что никакого смысла он не несёт. Никакого.
Что я подразумеваю под смыслом? Возьмём другую распространённую светскую праздничную дату. Например, 9 Мая – День Победы. Кто осмелится утверждать, что это дата без смысла и сути? Это праздник победы, в самой, пожалуй, тяжёлой и кровопролитной войне в истории человечества. Праздник освобождения Европы от нацистской чумы. Дань памяти тем, кто эту победу ковал. Как на фронтах, так и в тылу. Не говоря уже о педагогических, патриотических и прочих аспектах праздника.
А вот что мы (точнее, вы) столь бурно и столь упоительно празднуем в ночь с 31 декабря на 1 января? Что?
Нет, я, конечно, понимаю, что все вокруг веселятся и празднуют. Понимаю, что человек может быть внушаемым и легко поддаваться общей атмосфере. Понимаю, что нередко соблюдаются традиции, суть которых неясна и происхождение не известно. Всё это я понимаю.
И всё же (мне даже стало интересно): что лично вы празднуете в ночь с 31 декабря на 1 января?
Даа, лес рук… Ну, хоть кто-то ответьте, пожалуйста!
Что вы сказали? Аа, в эту ночь по солнечному григорианскому календарю завершается один год и начинается другой? Понятно, отчего ж не понять? Ну и, собственно, что?
Давайте попытаемся разобраться.
Вот, к примеру, в 0 часов 0 минут 1 октября заканчивается один месяц (сентябрь) и начинается другой (октябрь). Здорово, да?! Чем не повод для праздника, друзья?! Я уже и название придумал – «Новый месяц»!
А, скажем, в 0 часов 0 минут 17 февраля заканчиваются одни сутки (16 февраля) и начинаются другие (17 февраля). Ещё один повод для праздника – новый день. Его и назвать можно так же. Вай нот?
А ещё – Новая декада, Новая неделя, Новый час… Представьте, что в«один прекрасный четверг»люди начнут поздравлять друг друга с наступлением очередного дня. Шумно так поздравлять, веселиться, радоваться, петарды взрывать, ракеты пускать… Праздновать смену одной даты на другую.
Бессмысленно? Абсурдно?
Ну, а чем лучше праздник «Новый год»? Насколько я понял, отмечается завершение очередного календарного цикла и начало следующего. О’кей.
Так если можно столь сильно уважать смену года, то почему бы не проявить уважение к квартальным, месячным, недельным или суточным циклам? Ведь год ничем не лучше и не хуже, только по времени протяжённее.
Возможно, я чего-то не учитываю? Вот появилась ещё одна версия: Новый год – это праздник надежды, праздник упований. Что всё плохое останется в прошлом году, а следующие 12 месяцев будут дарить исключительно радость. Версия понятна.
Но скажите на милость: кто-нибудь искренне верит в это? Кто-нибудь верит, что механическая смена циферек что-то меняет в нашей жизни? Это что, какой-то многократно подтверждённый опыт: в прошедшем году оставалось всё негативное, а в новом шёл сплошной позитив?
Насколько достоверны мифы типа «Как встретишь Новый год – так его и проведёшь»? Или: «Загаданное под Новый год желание НЕПРЕМЕННО СБЫВАЕТСЯ» ?!
Насколько умно ВЕРИТЬ во всё это? Ведь всё это легко проверяемо и не может быть предметом слепой веры! Это уже какое-то обожествление Нового года, придание ему атрибута Всемогущества…
Когда 4-летний мальчик верит в то, что волк говорит как человек, а потом из его брюха выбираются живые бабушка и внучка – это оправданно, это такая детская вера в вымысел. Но если в подобную сказку вдруг поверит взрослый – к нему возникнут серьёзные вопросы. Медицинского характера…
Так что же? Какая неведомая сила заставляет миллионы людей неистово отмечать праздник, смысл которого им даже не ясен?
Бизнес?
Подражание массам?
Иногда приходится слышать, что это такой милый семейный праздник. Неверно! Всё ровным счётом наоборот! Новый год лезет из всех щелей и отверстий. И около-праздничный ажиотаж захватывает чуть ли не все сферы общества.
Уже с начала декабря новогодний привкус приобретает почти вся реклама на ТВ. И не только. Появляется куча сопутствующих советов, публикаций, рекомендаций: как встретить праздник, в чём, какими блюдами не обидеть Свинью (Собаку, Лошадь, Крысу…); какие драг-камни выбрать; в конце концов, как смешивать/не смешивать напитки, чтобы на следующий день благополучно проснуться.
Нарастает и торговая суета. Ёлки, игрушки, украшения, петарды, открытки… Толчея в магазинах и на рынках. Приглашение Деда Мороза домой или в учреждение. Утренники в детских садах и школах, корпоративные вечеринки у взрослых. Обсуждения-планирования – как, с кем, когда, «дома будем или на площадь пойдём к большой ёлке?», «а вы когда спать ляжете?»...
К новогодней полуночи ажиотаж достигает пика. Телефонные поздравления, порой «вырубающие» мобильную сеть. Незванные СМСки. Грохот за окном. Причём, у многих дагестанцев имеется не только автоматическое оружие, но и артиллерия среднего калибра. А взрывающиеся под ногами хлопушки сопровождают наше бытие и до, и после.
Напомню: начавшись с первых чисел декабря, всё это нарастает и заканчивается, в лучшем случае, лишь после «старого Нового года», то есть продолжается до середины января.
Набирал эти строчки и допустил: а может, Новый год как раз и выгоден многочисленной армии производителей, торговцев, посредников и лицедеев? Это же многомиллиардный бизнес! Атрибутика, ёлочные игрушки, украшения, те же петарды, поздравительная индустрия, Деды Морозы и Снегурочки, певцы и музыканты, продукты и напитки (от зеленого горошка до шампанского), рекламщики и клипмейкеры… Всем им Новый год весьма выгоден с коммерческой точки зрения.
Объективно отметим: они лишь используют и подогревают ажиотаж. Не они придумали сам праздник.
Не услышав ничего вразумительного (по вопросу о «смысле праздника»), выдвину ещё одну версию. Не является ли Новый год отголоском древних языческих ритуалов?
Наверняка, это предположение многим не понравится. Большинство людей уверенно относят себя к мусульманам, христианам, иудеям, то есть к монотеистам, но не к язычникам-многобожникам.
И всё же связь с язычеством здесь прощупывается – даже если её не осознает большинство празднующих. Хороводы вокруг ёлки (деревья и деревянные идолы играли очень важную роль в языческой мифологии)… Мистическая радость, когда вспыхивают огоньки на дереве (отголоски поклонения огню)… Взывание к Деду Морозу и Снегурочке, ожидание «чуда» от бородатого старца (жреца, шамана)…
Поклонение божеству
времени?
31 декабря. Уже в этот день – суетливо-радостное предвкушение боя курантов и приближения обеих стрелок часов к цифре 12… Слушайте, друзья, а не есть ли это замаскированное отражение былых поклонений божеству времени?!
Чем отличаются монотеисты-единобожники от язычников-многобожников, мы все знаем. Так?Единобожники веруют и поклоняются только Единственному Богу, Всемогущему Творцу, Единому и Самодостаточному, Судье Судного дня.
А вот язычники-многобожники «распределяют» функции на множество божков-божеств. Божество погоды, божество плодородия, божество мудрости, божество морских просторов, божество огня, божество виноделия, божество любви и т. д.
С языческой точки зрения ход времён тоже, наверняка, подчиняется отдельному божеству – богу времени. Как и древне-языческие божества путешествовали по небосводу на своих колесницах, так и божество-время совершало круговорот, определяя космические ритмы. Отсюда и радость по поводу очередного прихода следующего года.
Кстати, у зороастрийцев были праздники, связанные с культом времени. Может быть, регулярное самозабвенное празднование Нового года и есть отголосок поклонения богу времени? Отсюда, возможно, и поговорочки типа«Время лечит», «Всё пройдет» и т. д.
Для монотеиста-единобожника это, разумеется, немыслимо. Время – не божество, а такое же творение Единственного Бога-Творца, как и пространство, как и материя вообще, как и весь сотворённый мир.
Коран вполне ясен по этому поводу:
Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени». У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения. (45:24)
Действительно, само по себе время ничего не лечит и не калечит. Скажем, хронически больной может так и проболеть до конца жизни. Несчастная мать, потеряв сына, до конца дней может испытывать горечь утраты.
И наоборот, Всемогущий Господь может исцелить больного – как через чудо, так и посредством медицины, открыв целебное лекарство. Матери может помочь не время, а вера, что разлука с сыном – не навсегда, не навечно, и встреча с ним ждёт её после воскресения и Судного дня. И не роптать, не протестовать в душе, а, уповая на Всевышнего, довериться Его Милости.
...Конечно, я понимаю, что большинство отмечающих Новый год не вкладывают в него языческих смыслов. Многие вообще никаких смыслов не ищут. Просто следуют за массами, за сложившейся традицией, пополняя собой атмосферу неистово-иррационального веселья, празднично-суетливого торжества и ажиотажа.
Мы сотворены свободными, и каждый вправе сохранить именно такое праздничное отношение к феномену «Новый год». И каждый вправе сосредоточиться, задуматься, как кино-персонаж Брюса Уиллиса: «Джон, а что ты, собственно, делаешь на крыле этого самолета?».
Действительно, что лично вы делаете на этом «празднике жизни»? Чему именно веселитесь? О чём так радостно кричите, поднимая бокалы? В чём причина столь бурного всеобщего торжества? Что вообще лично вы празднуете, слившись с массой временно беззаботных людей?