…Только Аллаху их участь решать...

…Только Аллаху их участь решать...


(размышления к вопросу возрождения исламской художественной литературы)

К сожалению, Северный Кавказ в Российских и мировых СМИ на сегодняшний день представлен в основном с негативной точки зрения. И эта тенденция поливания грязью продолжается и никак не утихается. Когда мировые СМИ представляют нас, северокавказцев, как диких, необузданных кровопийц-террористов – это понятно, каким силам на руку подобные, в основном искусственно слеплённые некие страшилки-образчики. Но, бывает крайне обидно, когда свои, российские СМИ, в большей степени не прозападно настроенные, а просто ради личных интересов, для поднятия всего лишь какого-то рейтинга своим изданиям, телепрограммам представляют нас в свете именно кровожадных типажей - образы этаких диких, даже не средневековых, а первобытнообщинных дагестанцев, вейнахов, кабардинцев, осетин … и т.д.

Да, наша молодёжь сейчас пытается понять и вернуть некогда забытые, а может и за-за якобы ненадобностью несправедливо брошенные нашими дедами и отцами за корма богатые, красочные адаты. Самое главное, молодёжь хочет возврата своей религии в том чистом виде, в каком он пришёл через Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как и во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возврат к Единобожию происходит в нелёгких условиях. Ибо, погрязшее в джахилии и коррупции северокавказские так называемые демократ-либералы или же слой аристократичных элит, кои являются прообразами феодальных уцмиев, ханов и беков, подносящие в жесточайшем виде жертвоприношения своим известно каким идолам, такой возрожденческий процесс воспринимают крайне негативно. Почему?.. Это риторический вопрос, в котором и скрыт явный, ясный ответ. Оставим его для политобозревателей, аналитиков и прочих «…итиков»

Нам же хочется представить на суд читателей не очередную скандальную информацию или же аналитические размышления в основном содержащие много «воды», как часто бывает, чем суть истины, а нечто высокое и более приближённое к Истине – исламскую поэзию и тех, молодых авторов, которые пока что пробуют своё перо в этом направлении. Сегодняшняя молодая северокавказская поэзия антипод даже десятилетней давности. Она при всей своей многообразности сильно отличается от архаичности советской давности, где во множестве своём с его соцреализмом прослеживались нотки фольклора, а то и постсоветской недалёкости с всякими приставочными формами, где корнем слова служит в основном термин «модернизм»

Как мегобайты сети, строфы современных поэтов приобретают иную скорость, а техника стихосложения хоть остаётся неизменной, но художественные особенности слова, по большей части излюбленный приём развёрнутых метафор приобретают иную хромологию, иные пространственно временные границы…

***

Странные бзики, странные склонности.

Катишься вниз по наклонной плоскости.

Дьявол находит, чем руки занять.

Нужно работать, а тянет играть.

Странные люди, странные блоги.

Кто-то проторит тропинки, дороги.

Кто-то с ума планомерно сойдет.

Кто-то давнишнюю скуку убьет.

Странные форумы, глупые игры.

Где-то там гоблины эльфов настигли.

Где-то трагический строят сюжет.

Странная выдумка наш Интернет.

(Стихи кабардинской поэтессы Аминат, которая пишет под псведонимом Мина Харкер– Источник: www.stihi.ru/avtor/tarjinya)

Но в основном, как мы говорили, эта плеяда таких поэтов, которая занята покорением вершин Исламской художественной литературы, возрождающаяся с новой силой, на новой волне. Пусть эта пока всего лишь пробы пера. И эта проба, как нам кажется, начало становления нового направления в северокавказской литературе.

Творят молодые исламские поэты в жанре «илляхи». Этот жанр был присущ северокавказской исламской поэзии. Но по известным причинам он канул в недры архаичности. На сегодняшний день хоть и с трудом, но идёт удивительный возврашенческий процесс именно этого жанра. И этому начало опять-таки именно молодые творческие силы.

***

Снова и снова они погибают -

Те, кто мечту обратить хочет в быль.

Снова и снова тела умирают,

И на дорогах вздымается пыль.

Души - живые, и ныне в барзахе,

Только Аллаху их участь решать...

Души хотели не жить в вечном страхе,

Но за идею свою пострадать.

Может быть, рано идее свершиться,

Может быть, время еще не пришло,

Знайте же, братья, я буду молиться,

Чтобы нам всем в Судный День "повезло".

/Источник: www.stihi.ru/avtor/tarjinya/

Стихи Аминат-Мины Харкер , как и положено жанру «илляхи» -размышления, показ реальности и никак не суд со стороны. Её лирический герой задаётся вопросами: «Может быть, рано идее свершиться, Может быть, время еще не пришло…» Лирический герой понимает одно, если и «Нет прощенья тем, кто позабыл Коран. Нет прощенья тем, кто мучил мусульман…» в ответ мы должны нести только джихад слова: «Будь выше чужих кривотолков, Словом сражаться будь готов!..» Призывает лирический герой.

Самое интересное – современные молодые поэты илляхи стараются приблизить и к миниатюрам. Молодой поэт, дагестанец, студент университета Аль-Азхар, Мухаммад Бабаев, пробует перо именно в жанре миниатюры, совмещая его с илляхи. Это некий экспериментаторско-новаторский приём. Хорошо владеющий арабским языком, он не понаслышке знаком с арабской исламской литературой. Благо, почва для становления Мухаммада Бабаева не только как молодого проповедника, но и как прогрессивного поэта, писателя очень благодатна. У него богатый образный язык, глубокие мысли: «Бывает порой, сядешь так же, вспомнишь жизнь свою былую и одновременно задумаешься о нынешней. И такие мысли приходят, хоть сиди и записывай на бумагу. Порой представишь себя там, за горизонтом, вдалеке, почти у края неба живущим... и вот там-то она, та самая, что способна вселить тишину в твоё слабое, робкое сердце. Смотрит на тебя, прям, как на сына. Ждёт тебя и любит. И лица ты её не видишь, оно чёрной вуалью прикрыто. И вроде знаешь её так много, а идёшь, как в первый раз на свиданье, и с какой-то робостью глядишь в её глаза. Затем, зайдёшь в дом, ляжешь на её лёгкие ноги - гладит своей тонкой рукой и говорит: " Теперь нам, до рая!". После такой столь огромной радости, будто и жить не хочется. Бааа...Вот там-то и кроется вся тайна. Да, да, именно там вся загадочность женской натуры. И тут ты так благодаришь Господа своего, как никогда, за мысли эти, что смотреть ты стал на них по-другому, не истекая половою истомой, ни как шакал на мертвечину, а будто синицу, что поёт под окном. И как после всего этого, смотреть в лицо тому, кто смеет говорить о бесполезности хиджаба и ненужности женитьбы? Да и сказали они так, ни от какого тщеславия , а просто почувствовав красоту ту, тайну глубокую, завистью облившись, поняв, что в своих женщинах они такого не почувствуют. Тут-то дьявол и совершил своё чёрное дело...»

/Источник: http://muhammad-shi3ri.livejournal.com/

Эта маленькая миниатюра есть самый сильный даават. Чем подкупают такие миниатюры? Прежде всего лиричностью, красочностью языка, неспутанностью мыслей. Естественно, в них не только лирические нотки присутствуют, но есть мысль, завуалированная в рамки дозволенности и порицания, греховности и безгрешности. В миниатюре Мухаммеда нет распущенности, через край переливающейся любвеобильности, приукрашенной до неприличия. Есть такие мгновения, которые соприкасаются, всего лишь мысленно соприкасаются со скрытой красотой. Но, дозволенной ему, муслиму, красотой. Естественно, подобное таинство, который мусульманин видит во вверенной ему Всевышнем закрытой женщине, не дано познать другим, тем, кто своих женщин предпочитают оголять. Вот основная мысль идущая красной строкой в прозаическом стихотворении.

Этих молодых авторов мы разыскали в интернет-сетях. К сожалению, пока на такой возрожденческий процесс наши литературоведы, литературные критики особого внимания не обращают. Причин много. И это тоже отдельная сторона вопроса, причём актуальная и злободневная. Почему так? Что нужно сделать, чтобы талантливых молодых литераторов исламской литературы сплотить, собрать их творчество и т.д. К этим вопросам, иншаАллах, мы вернёмся в отдельной статье. И есть надежда, что на эту проблему откликнуться наши литературоведы, литературные критики…

Джамиля Гасанова , кандидат филологических наук, литературовед



комментариев