16 апреля в Турции состоялся референдум по внесению поправок в Конституцию республики.
Плебисцит должен был определить, стоит ли вносить изменения в 18 статей основного закона страны. Они предусматривают введение в Турции президентской формы правления вместо парламентской. Полномочия президента значительно расширяются, и он становится главой как государства, так и правительства с сохранением партийной принадлежности, если сам посчитает это необходимым. Пост премьера упраздняется, а президент получит право назначать вице-президента, министров, часть членов Коллегии судей и прокуроров. Вводятся и рычаги парламентского контроля за деятельностью президента. Число парламентариев увеличивается с 550 до 600, а возраст кандидатов в депутаты снижается с 25 до 18 лет. Срок конституционных полномочий парламента и президента составит пять лет, а глава государства сможет занимать свой пост не более двух раз подряд.
С перевесом на 1,25 млн голосов победили сторонники изменений: 51,2 процента избирателей проголосовали «за», 48,8 процентов — «против». Окончательные итоги будут озвучены не позднее чем через 11-12 дней.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что "было принято исторически важное решение по вопросу системы руководства страной, о которой спорили последние 20 лет". По его словам, турецкая нация защитила свое будущее, и все, в том числе союзники Турции, должны уважать это решение.
О чем говорят результаты референдума 16 апреля? Как они отразятся на судьбе Турции и всего мусульманского мира? Свое мнение выразили известные в России мусульманский религиозный деятель Мухаммад Карачай и политолог-исламовед Абдулла Ринат Мухаметов, которые до и во время исторического плебисцита находились в Стамбуле.
«Старая Турецкая Республика умерла, да здравствует Новая Турецкая Республика!»
Такими словами охарактеризовал итоги прошедшего накануне конституционного референдума известный российский религиозный деятель Мухаммад Карачай. За день до плебисцита он написал на своей странице в Фейсбуке, что 16 апреля в стране будет решаться «вопрос и турецкого народа, и турецкого государства». По мнению Карачая, эти изменения окажут влияние на положение всей исламской уммы - они станут новым поворотом в возрождении турецкой нации и религии после почти векового раскола исламской державы под названием Османская империя.
«Тогда турецкому народу навязали Лозаннское и прочие "международные" соглашения, по которым его лишили многих территорий и фактически лишили его суверенитета даже над оставшейся своей территорией. Прошедшие 94 года дались турецкому народу нелегкими. Отмена письменности, запрет на религию, насильственная западизация, превращение страны в нищенствующие задворки Европы, зависимые от западной политики и Международного валютного фонда. Турция задыхалась от бремени огромных долгов и была обречена стоять с протянутой рукой у дверей европейских стран. 94 года назад турецкому народу навязали извне, с помощью внутренних предателей, роль безвольного вассала, не имеющего право не только встать на ноги, но даже поднять голову, - отмечает Мухаммад Карачай. - Так называемая конституция страны, написанная неизвестно чьими руками и в чьих кабинетах, была навязана турецкому народу как основной и святой закон, по которому страна объявлялась жестко секуляристской, по сути антирелигиозной и антиисламской. Вспомните хотя бы то, что запретили в свое время азан на арабском языке. Любой турецкий лидер, пожелавший действовать хоть немного самостоятельно, немедленно подвергался публичной смертной казни (как премьер-министр Мендерес) или же лишался жизни путем отравления (как президент Тургут Озал). Это было возможно, потому что по той конституции армия объявлялась гарантом конституционного секуляристского режима. Вся армейская верхушка, проходила учебу в западных военных училищах и фактически действовала по указке извне».
Карачай считает, что политика Эрдогана позволила вывести страну на новый уровень, фактически подняв ее из нищеты и разрухи. «Турция заняла 15-е место в списке самых развитых стран мира, 5-е место в Европе. За 14 лет правления Эрдогана религиозность резко увеличилась: по свидетельству противников президента сегодня процент совершающих намаз турок превышает 64%. В стране построены более 17 тысяч мечетей. Таким образом, Эрдогану удалось постепенными шагами, медленно, но верно, изменить многое в своей стране, но, самое главное, сознание своего народа», - отметил он.
Референдум по изменению основного закона страны, как считает Карачай, должен положить конец периоду военных переворотов, военных судов, возможности иностранным державам вмешиваться во внутренние дела страны, зависимости от внешних сил, нестабильности. «Турецкому народу предложено проснуться и взять свою судьбу в свои руки. Ввести президентское правление, вывести армию за пределы политики, подчинив ее правительству. и так далее. Фактически предлагается отказаться от той формы республики, которую навязали турецкому народу 94 года назад. Другими словами, предлагается реанимация, хотя пока и не совсем в полном объеме, исламских принципов управления, присущих турецкому народу», - подчеркнул религиозный деятель.
«Вопрос поправок в конституцию является второстепенным»
«Впечатляет явка. 84 %! Людям не безразлично, что будет со страной, и они верят, что от них что-то зависит, и стремятся менять жизнь вокруг себя. Это важно. Как говорили классики: будьте реалистами, требуйте невозможного! – отметил политолог-исламовед Абдулла Ринат Мухаметов в Facebook.
При этом он подчеркнул, что крупнейшие города Турции, включая Стамбул (откуда Эрдоган родом и где он был мэром), высказались против поправок в Конституцию.
«Стамбул совсем с небольшим перевесом, Анкара чуть больше. Измир дал всего 31% за "да". Против также в основном Эгейский регион (запад страны), большая часть курдских районов, европейский кусочек, крымскотатарский Эскишехир, курортный юг, - выделил Мухаметов. - Свое слово сказала турецкая глубинка, поднявшая голову за годы правления Ак парти консервативная провинция. Это те, кого весь XX век гнобили, загоняли под ноготь, обзывали "деревенщиной"; те, кого считали отсталыми, кого не пускали в некоторые "европейские" районы крупных городов (дискриминировали почти как в ЮАР при апартеиде, только не по расовому признаку, а по принципу отношения к религии и традиции) и госучреждения, включая школы и вузы, из-за платков и бород. И вот они - крестьяне, лавочники и разнорабочие из далеких внутренних районов (или их потомки и родные, переселившиеся в мегаполисы) - пришли и спокойно, но весомо, зримо, до бела выбритым военным, чопорным старушкам из дорогих районов Стамбула на Босфоре и пижонам с Таксима (всем, кто на "саляму алейкум" принципиально отвечает "добрый день") сказали: мы тоже есть, ваше время закончилось, двигайтесь, это и наша страна, и мы порешили, что будет "да"».
При этом он утверждает, что сам вопрос поправок в конституцию является второстепенный. «Это референдум о поддержке лично Эрдогана. По сути, турки отвечали на вопрос: готовы ли вы пролонгировать власть нынешнего президента до 2029 года, а, возможно, и дальше, а потом еще, и еще...Правда, есть еще такая "мелочь", как победить на выборах в 19 году, а потом в 24. Это сейчас может казаться формальностью, но потом вполе можно попасть в ситуацию: слона-то я и не заметил», - отмечает политолог и находит сходство результатов с теми, что были на последних выборах президента.
«Получается, что коалиция с националистами в электоральном плане Эрдогану ничего не дала. Нынешняя победа - это его личный рейтинг. Это даже меньше, чем результат Ак парти на последних выборах, не говоря уже о сложении ее результатов с националистами. Если исходить из результатов парламентских выборов 2015 года, за "да" должно было быть порядка 65%. Выходит не только националисты не вполне контролируют свой электорат, но и Ак партии», - подчеркнул он.
"Весна" победила не в арабских странах, а в Турции
«Кстати, там она и началась. Эрдоган реформирует страну с 2002 года. Просто не все тогда поняли, что происходит. Это повод еще раз подумать о важности референдума для всего исламского мира», - заявил Мухаметов.
Результаты плебисцита показали раскол страны 50 на 50. «Турки не тот народ, который из-за этого станет доводить дело до войны. Они на митинги по случаю победы над путчистами на протяжении месяца выходили исключительно по вечерам, в свое свободное время. И даже на следующий день после мятежа с сотнями жертв по всей стране люди приступили к работе: политика политикой, но без отрыва от производства», - резюмировал Абдулла Ринат Мухаметов.