Ощущение того, что религия несет с собой радость и счастье, вернулось к нашим народам не сразу. Дело в том, что после 70 лет атеизма, религиозное возрождение принесло российским мусульманам раздор среди верующих и непонимание в семьях.
И это было самой роковой ошибкой вернувшихся к религии наших земляков. Чудовищным непониманием сути религии является, когда с твоим возвращением к религии количество проблем у твоих близких увеличивается.
Все пророки Всевышнего учили тому, что с обретением тобой истинной веры, ты должен стать источником счастья, света и добра в кругу своей семьи, близких, друзей, а также всего своего народа и своей страны.
Но постсоветское наследие, а также тяжелые условия после краха Советского Союза и затяжной религиозный конфликт на Кавказе, надолго похоронили среди нас эту светлую и одухотворяющую сторону религии.
Но, несмотря на десятилетия атеизма, а также религиозного раздора и конфликтов, в жизнь наших народов возвращается сияющая, искрящаяся счастьем и готовностью дарить счастье окружающим – сторона нашей религии.
Смысл жертвоприношения
В огромной степени самые счастливые и светлые моменты в любой религии связаны с праздниками и памятными датами. И в канун очередного праздника ислама – праздника жертвоприношения, самое время вспомнить о его значении и роли в жизни наших народов.
Курбан известен среди мусульманских народов под разными именами. В арабской традиции он называется Ид аль-адха – праздник жертвоприношения. В тюркской традиции он называется Курбан-байрам – примерно с тем же переводом.
Слово «Курбан» – в основе своей арабского происхождения и означает то, посредством чего верующий приближается к Всевышнему. То есть, то же самое жертвоприношение. Но очень важно при этом понимать следующий момент.
Это жертвоприношение совершается мусульманами не для Бога. Не Ему преподносится мясо жертвенных животных. Дарить Богу жертвы, богатые подношения – это языческая традиция.
В религиях же Единобожия – иудаизме, христианстве и исламе, жертвы не даруются Всевышнему. Поскольку Всевышний – абсолютно самодостаточен и не нуждается ни в мясе жертвенных животных, ни в земных плодах.
В Коране содержится четкое указание на этот важный момент: «Ни мясо, ни кровь их не восходят к Аллаху. К Нему восходит лишь ваша богобоязненность» (Коран, сура 22, аят 37)
То есть, Всевышнему от верующих нужны не земные подношения, а свидетельствование их искренности и глубины их веры. Заклание животных мусульманами на Курбан, в дни завершения хаджа в Мекку, как раз и является таким актом подтверждения верности религиозным предписаниям.
А мясо жертвенных животных расходуется верующим на три цели. Первая часть мяса раздается неимущим, вторая часть мяса идет на угощение соседям и гостям, а третья часть мяса – оставляется семье самого верующего.
Масштабы Курбана
Во всех мусульманских странах и регионах обязательное празднование праздника Курбан – глубоко укоренившаяся традиция. Народы России начали втягиваться в орбиту Курбана вместе с вхождением Кавказской Албании в состав Исламского государства в 667 году и с принятием ислама Волжской Булгарией в 922 году.
За почти полторы тысячи лет празднования Курбана и в наших землях, и во всех остальных уголках мусульманского мира традиция эта праздника стала невероятно развитой и даже феерической.
Во многих мусульманских странах празднование Курбана сопоставимо с Новым годом в России и сопровождается грандиозными салютами. Причем не один день, а все 4 дня праздника. Ведь Курбан в исламе считается великим праздником и длится несколько дней.
Во время праздника мусульмане одевают праздничную новую одежду, идут в мечеть на молитву, и после совершения всех установленных ритуалов приступают к обряду жертвоприношения.
Согласно канонам праздника, следует угощать всех, особенно нуждающихся и бедных. Курбан не только семейный праздник. Поскольку традиция предписывает в этот день также посещать родных, близких и друзей.
Города арабских стран, Турции, Малайзии, Боснии в этот день преображаются, приобретая роскошное праздничное одеяние. Верующие искрятся счастьем и желанием одарить подарками и своим счастьем, как можно больше знакомых и незнакомых.
Счастье Курбана в России
Постепенно традиция грандиозного и искрометного празднования Курбана возвращается и к нашим народам. Так, в предыдущие годы сотни тысяч жителей Москвы, Питера, Казани, Махачкалы, Грозного и остальных городов нашей страны принимали участие в торжествах по случаю праздника.
Многие города России радовали верующих и праздничным салютом в этот день. В Дагестане и Ингушетии начали на Курбан давать детские представления в театрах, развлекать жителей гуляниями на улицах, канатоходцами, бесплатными аттракционами и детскими площадками.
Прямо на улицах многих городов накрываются столы, раздаются подарки и сувениры. Причем, спонсорами все более масштабных празднований год за годом выступают простые верующие, а не госструктуры.
"Наши предки так отмечали один из главных исламских праздников – Курбан-байрам. В советский период эта традиция, как и вся религия, оказалась под запретом, теперь пришла пора возврата к своим праздникам", - заявлял по этому поводу депутат Народного собрания Дагестана Камил Давдиев.
На торжества по поводу праздника все чаще приходят руководители республик, депутаты и общественные деятели. И подобный дух всеобщего праздника помогает в республиках Кавказа и Поволжья преодолеть накопившиеся противоречия между верующими.
Известный в Ингушетии богослов Хамзат Чумаков отметил, что люди начали относиться к празднику серьезнее. "Есть благотворительные фонды, в том числе "Тешам" (Доверие), культурно-просветительский центр "Эздел", которые занимаются очень хорошим делом, организовывая такие события, помогая малоимущим чувствовать себя полноценными, неущемленными гражданами нашей республики. Меня лично очень радуют такие изменения", - сказал Хамзат Чумаков.
В соседних республиках Северного Кавказа к празднику в обществе также уделяется с каждым годом больше внимания, считают жители Ингушетии. "Я с утра в Нальчик ездил, при въезде в Нальчик по сторонам стоят люди, торгующие жертвенными животными, и там были такие огромные очереди покупателей, это меня так обрадовало", - рассказывал в прошлом году житель Ингушетии Ибрагим Албаков.
"Жертвуя частью своего имущества, мусульманин преодолевает свои душевные недостатки: зависть, гордыню, жадность. Таким образом, принесенная им жертва становится средством приближения к Аллаху", – заявлял на прошлые праздники муфтий Ставрополья Мухаммад Рахимов.