Счастье и сияние Курбана

Ощущение того, что религия несет с собой радость и счастье, вернулось к нашим народам не сразу. Дело в том, что после 70 лет атеизма, религиозное возрождение принесло российским мусульманам раздор среди верующих и непонимание в семьях.

И это было самой роковой ошибкой вернувшихся к религии наших земляков. Чудовищным непониманием сути религии является, когда с твоим возвращением к религии количество проблем у твоих близких увеличивается.

Все пророки Всевышнего учили тому, что с обретением тобой истинной веры, ты должен стать источником счастья, света и добра в кругу своей семьи, близких, друзей, а также всего своего народа и своей страны.

Но постсоветское наследие, а также тяжелые условия после краха Советского Союза и затяжной религиозный конфликт на Кавказе, надолго похоронили среди нас эту светлую и одухотворяющую сторону религии.

Но, несмотря на десятилетия атеизма, а также религиозного раздора и конфликтов, в жизнь наших народов возвращается сияющая, искрящаяся счастьем и готовностью дарить счастье окружающим – сторона нашей религии.

Смысл жертвоприношения

В огромной степени самые счастливые и светлые моменты в любой религии связаны с праздниками и памятными датами. И в канун очередного праздника ислама – праздника жертвоприношения, самое время вспомнить о его значении и роли в жизни наших народов.

Курбан известен среди мусульманских народов под разными именами. В арабской традиции он называется Ид аль-адха – праздник жертвоприношения. В тюркской традиции он называется Курбан-байрам – примерно с тем же переводом.

Слово «Курбан» – в основе своей арабского происхождения и означает то, посредством чего верующий приближается к Всевышнему. То есть, то же самое жертвоприношение. Но очень важно при этом понимать следующий момент.

Это жертвоприношение совершается мусульманами не для Бога. Не Ему преподносится мясо жертвенных животных. Дарить Богу жертвы, богатые подношения – это языческая традиция.

В религиях же Единобожия – иудаизме, христианстве и исламе, жертвы не даруются Всевышнему. Поскольку Всевышний – абсолютно самодостаточен и не нуждается ни в мясе жертвенных животных, ни в земных плодах.

В Коране содержится четкое указание на этот важный момент: «Ни мясо, ни кровь их не восходят к Аллаху. К Нему восходит лишь ваша богобоязненность» (Коран, сура 22, аят 37)

То есть, Всевышнему от верующих нужны не земные подношения, а свидетельствование их искренности и глубины их веры. Заклание животных мусульманами на Курбан, в дни завершения хаджа в Мекку, как раз и является таким актом подтверждения верности религиозным предписаниям.

А мясо жертвенных животных расходуется верующим на три цели. Первая часть мяса раздается неимущим, вторая часть мяса идет на угощение соседям и гостям, а третья часть мяса – оставляется семье самого верующего.

Масштабы Курбана

Во всех мусульманских странах и регионах обязательное празднование праздника Курбан – глубоко укоренившаяся традиция. Народы России начали втягиваться в орбиту Курбана вместе с вхождением Кавказской Албании в состав Исламского государства в 667 году и с принятием ислама Волжской Булгарией в 922 году.

За почти полторы тысячи лет празднования Курбана и в наших землях, и во всех остальных уголках мусульманского мира традиция эта праздника стала невероятно развитой и даже феерической.

Во многих мусульманских странах празднование Курбана сопоставимо с Новым годом в России и сопровождается грандиозными салютами. Причем не один день, а все 4 дня праздника. Ведь Курбан в исламе считается великим праздником и длится несколько дней.

Во время праздника мусульмане одевают праздничную новую одежду, идут в мечеть на молитву, и после совершения всех установленных ритуалов приступают к обряду жертвоприношения.

Согласно канонам праздника, следует угощать всех, особенно нуждающихся и бедных. Курбан не только семейный праздник. Поскольку традиция предписывает в этот день также посещать родных, близких и друзей.

Города арабских стран, Турции, Малайзии, Боснии в этот день преображаются, приобретая роскошное праздничное одеяние. Верующие искрятся счастьем и желанием одарить подарками и своим счастьем, как можно больше знакомых и незнакомых.

Счастье Курбана в России

Постепенно традиция грандиозного и искрометного празднования Курбана возвращается и к нашим народам. Так, в предыдущие годы сотни тысяч жителей Москвы, Питера, Казани, Махачкалы, Грозного и остальных городов нашей страны принимали участие в торжествах по случаю праздника.

Многие города России радовали верующих и праздничным салютом в этот день. В Дагестане и Ингушетии начали на Курбан давать детские представления в театрах, развлекать жителей гуляниями на улицах, канатоходцами, бесплатными аттракционами и детскими площадками.

Прямо на улицах многих городов накрываются столы, раздаются подарки и сувениры. Причем, спонсорами все более масштабных празднований год за годом выступают простые верующие, а не госструктуры.

"Наши предки так отмечали один из главных исламских праздников – Курбан-байрам. В советский период эта традиция, как и вся религия, оказалась под запретом, теперь пришла пора возврата к своим праздникам", - заявлял по этому поводу депутат Народного собрания Дагестана Камил Давдиев.

На торжества по поводу праздника все чаще приходят руководители республик, депутаты и общественные деятели. И подобный дух всеобщего праздника помогает в республиках Кавказа и Поволжья преодолеть накопившиеся противоречия между верующими.

Известный в Ингушетии богослов Хамзат Чумаков отметил, что люди начали относиться к празднику серьезнее. "Есть благотворительные фонды, в том числе "Тешам" (Доверие), культурно-просветительский центр "Эздел", которые занимаются очень хорошим делом, организовывая такие события, помогая малоимущим чувствовать себя полноценными, неущемленными гражданами нашей республики. Меня лично очень радуют такие изменения", - сказал Хамзат Чумаков.

В соседних республиках Северного Кавказа к празднику в обществе также уделяется с каждым годом больше внимания, считают жители Ингушетии. "Я с утра в Нальчик ездил, при въезде в Нальчик по сторонам стоят люди, торгующие жертвенными животными, и там были такие огромные очереди покупателей, это меня так обрадовало", - рассказывал в прошлом году житель Ингушетии Ибрагим Албаков.

"Жертвуя частью своего имущества, мусульманин преодолевает свои душевные недостатки: зависть, гордыню, жадность. Таким образом, принесенная им жертва становится средством приближения к Аллаху", – заявлял на прошлые праздники муфтий Ставрополья Мухаммад Рахимов.



2 комментариев


  1. (07.10.2014 16:04) #
    0

    "Возвращение к религии принесло раздор и непонимание в семьях". Не надо фантазировать, Альбина.Раздор в общество вносит правящая элита, которая состоит в основном из атеистов, которые боятся потерять власть.Из-за этого они боятся объявить день жертвоприношения всенародным праздничным днем.

    • (07.10.2014 18:55) #
      0

      Альбина пишет о сиянии Курбан-байрама как о торжестве религии Ислам, и ей удалось раскрыть тему. И практика жертвоприношения, праздничные намазы и их массовость с годами увеличиваются и совершенствуются. Наш главный праздник становится всероссийским, поражающим немусульман приверженностью верующих при любых условиях и погоде обязательно совершить коллективный намаз. Скоро станет очевидным правовым нонсенсом отсутствие Курбан-байрама и Ураза-байрама в числе государственных праздников. Ин шаа Аллах, власть вовремя исправит существующую несправедливость!