Рамадан

Разговоры вокруг Грозненской фетвы

Оставим свои амбиции в благородном деле

Как отмечено мусульманскими богословами, «исламская мысль подвергалась трансформации не только с течением времени и с изменением ситуации, а также менялась вместе с переменами в суждениях ученых в отношении тех или иных вещей, например в отношении понимания аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему). Благодаря подобным изменениям возникли различные мазхабы, толки, языковые школы, суфийские тарикаты. В этом заключается богатство арабской исламской мысли, не говоря уже об огромном количестве источников»1.

Конечно, каждый из них претендует на большую или полную правоту. Но вместе с этим одни (кто имеет обширные знания и глубокую рассудительность) оставляют за собой и другим также иметь такое же право, и уважительно относится к мнениям своих оппонентов, даже ведя с ними спор.

Аш–Шафии говорил: "Дискутируя с кем–либо, я, как правило, считаю себя правым, а оппонента — ошибающимся, но при этом я допускаю, что могу ошибаться сам, в то время как мой оппонент может быть прав". Не обладая и тысячной долей знаний этого великого учёного, мы никогда ничего не "допускаем"2. Ведь такое «допущение» – есть тонкая грань в душе благочестивых, она нарушается часто из-за наших амбиций. Когда амбиции в людях захлестывают и к этому еще у них есть стремление к первенству и к власти, они готовы использовать грубую силу для решения своих задач, что и было не раз в истории.

А вторые, которых больше встречаются в жизни, пытаются быть последней инстанцией истины, что недопустимо и вызывает серьезные проблемы. «Самая большая трагедия современного мусульманского общества — это требование со стороны каждого, имеющего свое мнение, права на провозглашение своей точки зрения, на свободное распространение ее, а впоследствии запрет по отношению к остальным пользоваться этим правом»3.

Узаконенная инквизиция в светском государстве

Как было отмечено президентом страны: Россия – светское государство, соответственно оно не должно проявлять симпатию определенному религиозному сообществу.

Не следует привлекать власть для разрешения вопросов богословия внутри какой-либо религии, иначе мы повторим те же ошибки истории средневековья, когда в Европе католическое христианство, создав орган «Святая инквизиция» («Святой отдел расследований еретической греховности») начало преследование любого инакомыслия в своем пространстве.

Поэтому неправильно обязывать, как говориться в резолюции конференции, всех имамов, преподавателей ислама и проповедников руководствоваться данной фетвой, говоря, что она была достигнута с «согласия учёных» («иджмаа улема»). Как можно дать такой уровень – «согласия ученых» этой фетве, когда внутри страны две крупнейшие религиозные организации ЦДУМ и СМР не согласились с данной позицией. Разве это не игнорирование их мнений?! Если изначально был дан курс – «Мы примем и обязуем других принять это», то это похоже на дела муътазилитов во времена Дамасских и Багдадских халифов, когда те, склонив в свою сторону правителей, начали насаждать свою идеологию всем остальным. К каким трагедиям все это привело нам известно.

В нашем обществе более востребовано наличие экспертной комиссии, которая будет разносторонне исследовать вопросы и проблемы религиозной жизни людей и предлагать некие рекомендации. Однако у ее членов не должно быть полномочий принимать «окончательный приговор», не подлежащий обжалованию.

1 февраля 2007 г. на пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина, глава государства отметил, что «и традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться — и сегодня, и в будущем — и к тому, и к другому».

Если стало очевидно, что Грозненская конференция на данном этапе вызвала негодование у определенных последователей традиционной конфессий, а также многих богословов арабского мира, то, что же будет, если тезисы ее резолюции станут обязательными для исполнения в стране. А это бесспорно приведет не только к некой напряженности внутри страны, но также и к охлаждению и ухудшению отношений между Россией и рядом мусульманских стран.

У какого региона есть опыт подходящий и для других?!

Если у наших братьев из Чечни есть навыки для борьбы с терроризмом и радикализацией, и они хотят поделиться опытом, то это не плохо. Однако такие навыки должны пройти серьезные испытания временем, принести желаемый результат, которого, увы, мы не видим ни в одном регионе. Если такое удастся кому-либо, затем возникнет другой закономерный запрос – подойдет ли данный опыт для каждой местности?

Нет ваххабизма, есть только невежество и радикализм, а они среди всех слоев и групп населения

Радикально настроенные люди, особенно молодежь, всегда во всех обществах были и будут. А что касается так называемого ваххабизма, многим тем, которые были и жили в арабских странах известно, что данной проблемы под названием «ваххабизм» как таковой нет. Есть радикально настроенные группы и течения под разными другими названиями. Конечно, суть не в названии, а в нас самих, в нашей компетенции и методах борьбы. В конце концов невозможно победить какую-либо идеологию только «полицейским методом» - запретом, который имеет обратный эффект.

Надо признать, что в таком сложном деле – просвещении людей - у нас не хватает знаний, опыта, мудрости и главное - благородного сердечного отношения к другим. Всевышний Аллах в Своем Вечном назидании для всех времен говорит Своему Посланнику, мир ему, а через него нам всем: «По милости Аллаха ты стал мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах». (Св. Коран 3:159) Как же подходит это и сейчас для всех нас!

И было отмечено в своих трудах покойным шейхом Мухаммад Садык Мухаммад Юсуфом, что на основе мазхаба «Ахлюс-Сунна-валь-джамаа» лежит стремление к чистой сунне и васатыйному Исламу. Их путь – это распространение исламского просвещения, дух терпимости и братства, следуя во всем этом великим предкам «саляфам». Только так можно положить конец разногласиям и раскольничеству, устранить фанатизм, ересь и суеверия.

Теперь уже организаторам конференции должно быть понятно, когда волей-неволей, страсти усилились, дальше нельзя продолжать в таком же ключе – обязывать остальных к подписанию резолюции. Иначе дальнейшие попытки будут только усугублять обстановку и отношения между мусульманами нашей страны.

И в итоге, предположим, что каким-то путем или давлением духовные управления страны подписали ее вынужденно, то принесет ли такое положение вещей нашей стране желаемый результат?

1 Мухаммед аль-Авва. Интеллектуальный плюрализм – это врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Ислам в современном мире. Ежеквартальный научный альманах. Выпуск № 1-2 (25-26) 2012. Изд. «Медина».

2 http://ikrima.livejournal.com/30852.html

3 Мухаммед аль-Авва. Интеллектуальный плюрализм – это врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Ислам в современном мире. Ежеквартальный научный альманах. Выпуск № 1-2 (25-26) 2012. Изд. «Медина».



15 комментариев


  1. (15.10.2016 01:50) #
    0

    Маша Аллах! Под каждым словом подписываюсь.

  2. (17.10.2016 13:05) #
    1

    Казалось бы неплохо все сказано и о т.н."вахзабизме", ставшем орудием властей для террора и репрессий против мусульман. И о том, что радикализм, радикальные взгляды характерны для всех слоев российского общества. И такие явления - часть любого цивилизованного государства, главное , чтобы государство не объявила монополию на истину, на выражение взглядов и мнений. Чтобы государственная иудейско-православная идеология с ее монополией на истину не стала частью государственной пропагандистской машины, за чем следуют в обществе насилие и войны.

    Но давайте посмотрим -нет ли в материале ложки дегтя в бочке меда? Думаю, что есть. И она состоит в следующем. В преступной мысли автора, что против исламской "неправильной" идеологии нужно бороться "не только полицейскими методами", о чем автор говорит: "В конце концов невозможно победить какую-либо идеологию только «полицейским методом» - запретом, который имеет обратный эффект".

    Т.е. нужно бороться с неправильными мусульманами, в том числе силовыми методами, но и не только.

    Можно всю бочку меда, то бишь весь материал, отправлять в мусорку.

    • (18.10.2016 13:19) #
      -1

      Думаю, что Вы неправильно думаете :-)))
      Равшан Турсунходжаев пишет: "В конце концов невозможно победить какую-либо идеологию только «полицейским методом» - запретом, который имеет обратный эффект".
      Обратите внимание на то, что брат говорит о невозможности победить "КАКУЮ-ЛИБО идеологию". Вы же утверждаете, что речь он ведёт об "исламской "неправильной" идеологии". Считаю, что для этого нет оснований.
      Вы говорите, что автор имел в виду именно необходимость бороться против "исламской "неправильной" идеологии". Автор же об этом не говорит. Более, того, анализ статьи позволяет на полный размер моего ника утверждать, что автор вообще не допускает и мысли бороться с правильной или неправильной идеологией.
      Считаю это очевидным. Взять хотя бы последний абзац: "И в итоге, предположим, что каким-то путем или давлением духовные управления страны подписали ее вынужденно, то принесет ли такое положение вещей нашей стране желаемый результат?". То есть, автор задаётся вопросом о результативности применения не только давления, но и вообще какого-либо иного обязывания подписать резолюцию.
      Таким образом, есть все основания для утверждения о плюрализме автора относительно идеологий.
      А вот мнение брата относительно путей преодоления разделения мусульман:
      1) согласие с шейхом Мухаммадом Юсуфом о пути "саляфов", основанному на просвещении, терпимости и братстве, и что "Только так можно положить конец разногласиям и раскольничеству, устранить фанатизм, ересь и суеверия";
      2) "когда волей-неволей, страсти усилились, дальше нельзя продолжать в таком же ключе – обязывать остальных к подписанию резолюции. Иначе дальнейшие попытки будут только усугублять обстановку и отношения между мусульманами нашей страны".
      Мне кажется, что всё в статье вовремя и к месту.

      • (18.10.2016 15:33) #
        1

        Слово "только" в тексте автора уже подразумевает наличие полицейских (силовых) методов, а слово "победить" - означает борьбу (хотя само по себе это слово не определяет обязательность силовых методов) .

        В России испокон веков иудейско-православный московский Кремль боролся и борется не с течениями в Исламе (казалось бы какое твое собачье дело до наших исламских течений?),а с исламской верой. Из века в век проводя геноцид мусульманских народов: ведет дело по массовым убийствам на основе принадлежности к исламской вере тех, кто "неправильно исповедует Ислам", кто выступает против антиисламской политики Москвы.

        21 век стал веком создания новых ярлыков, которых не было в 15-19 веках и на основании которых ведется война против Ислама и мусульманских народов.

        • (18.10.2016 16:26) #
          -1

          В части борьбы. Автор и сам не исключает борьбу. Согласен, я допустил грубую ошибку. В частности, автор пишет: " суть не в названии, а в нас самих, в нашей компетенции и методах борьбы". Значит, борьбу допускает.
          В части "полицейского" (сознательно сохраняю авторские кавычки) метода скажу, что автор предполагает и такой метод. Но только в отношении "радикально настроенных групп" (также его слова). Однако соль статьи в том, какие именно группы он считает радикальными. Точного ответа на этот вопрос в статье нет, хотя и сообщается о наличии у таких групп и течений "иных названий". Видимо, для себя автор уже определил эти группы. Очень возможно, что в этой части его позиция в чём-то сходна с позицией власти.
          Но для меня важно другое. А именно то, что автор в отличие от российских муфтиев практически прямо сказал, что "ваххабизм", путь "саляфов" не есть экстремизм и он не радикален, "полицейский" метод в виде запрета в отношении ваххабизма, пути "саляфов", если кто-то с этими течениями не согласен, не применим. Бороться - пожалуйста, раз ты с ними не согласен, но только не посредством запрета.
          Спасибо за то, что заставили ещё раз вчитаться в статью, но продолжаю считать, что автор нисколько не отступил от своей плюралистической формулы.

          • (18.10.2016 16:39) #
            0

            И помогают бороться с Исламом и мусульманами, становясь пособниками государственного терроризма мужчины-муслимы Аблаевы. По всей стране доносчиков, скотов-мужчин из муслимов наберется несколько сотен.

            Задача -выявлять таких подонков и выставлять их имена, фамилии, место служения, звания на обозрение в а ей общественности России. Для истории! Эти гады ползучие понавыпускали о себе разные энциклопедии , типа "выдающиеся исламские деятели современности". И ведь наивные сегодня и через 50-100 лет таки и будут думать об этих мерзавцах.

  3. (18.10.2016 15:08) #
    1

    По ходу московским кацлам-кукловодам выдали по большой трызде за организацию сего мероприятия, дабы еще больше увеличить раскол среди мусульман в РФ. То ли еще будет.

    • (18.10.2016 15:37) #
      -1

      Завтра в Москве открывается Всемирный форум по сближению мазхабов под названием «Единство ислама – единство мусульман: основания диалога». Программа форума также предусматривает принятие итоговой резолюции. Скорее всего, форум коснётся и "грозненской фетвы". По крайней мере, надеюсь получить хоть часть ответа на вопрос о том, "То ли ещё будет".

      • (18.10.2016 15:49) #
        0

        Будет интересно ознакомиться с итоговой резолюцией этого форума. Я тоже надеюсь, что будет "ответка" грозненской "фетве".

        • (19.10.2016 18:37) #
          -1

          http://dumrf.ru/media/video/11388
          оказывается шла прямая трансляция, прозевал, только сейчас узнал об этом. Сейчас как раз идёт обсуждение текста резолюции.

  4. (19.10.2016 01:28) #
    0

    " Равшан Турсунходжаев пишет: "В конце концов невозможно победить какую-либо идеологию только «полицейским методом» - запретом, который имеет обратный эффект".

    Сестра Халида, написано "КАКУЮ-ЛИБО ИДЕОЛОГИЮ" и не надо больше строить догадки. Вы же автора статьи, судя по статье, порядочного человека, оскорбляете. Так нельзя. Можно, наверное, писать категорично-хлестко, но нельзя сбиваться на оскорбительный тон. Это не по нашему.

    У меня тоже нет сомнений в том, что развязана попытка очередного раскола нашей Уммы. Единственно правильное решение с нашей стороны,. как мне кажется, это массово показать, что мы против. Со всех возможных мест, трибун, площадок, форумов и т.д и т.п., что мы просим, требуем единства Уммы. Писать статьи, письма (в уважительном тоне) в ДУМы. Своей здоровой реакцией мы должны показать. что Умма жива. Не надо ждать "ответок", а потом "ответку на ответку" и далее в этом духе.. Надо массово потребовать немедленного замирения

    • (19.10.2016 12:56) #
      1

      "Ответка" - это образно. А активно реагировать со всех площадок на приемлемые и неприемлемые решения сходов своих братьев мы должны, инша Аллах, и с этим вряд кто из братьев не согласится. И ты прав в том, что нужно проявлять при этом максимум терпения, уважения и братской любви. Этим мы проявим верность своему свидетельству и стремление приблизиться к Аллаху. Иначе всё превратится в склоку и борьбу интересов, далёких от ислама во вред всем братьям и в усладу недоброжелателям.

      • (19.10.2016 15:13) #
        1

        Конечно, это образное выражение. Ученые Ахлю-Сунны всегда делали опровержение (ответку) всему, что противоречит исламской идеологии и интересам мусульман, если этого не делать, то иначе невозможно отстоять наши истинные ценности и интересы уммы.

  5. (19.10.2016 15:24) #
    0

    Меня удивляет другое. Как можно выдавать какую-либо "фетву", которая только осложнит и привнесет еще болший раскол в среде российских мусульман?! Не уже ли приезжие алимы вообще далеки от российских реалий, раз выдали такую "фетву"?! А раз они не представляют всю целостность картины, как они вообще могут что-то постанавлять в своих резолюциях?!

  6. (19.10.2016 15:29) #
    0

    Московские кацлы-кукловоды ловко играют на кавказском менталитете и тупорогости вайнахских "мулл" и "патриотов".