Рашид аль-Ганнуши. Судьба уммы в судьбе одного человека

Это человек занимает, пожалуй, одно из самых уникальных мест среди современных мусульманских мыслителей. Последовательный сторонник исламской демократии и плюрализма мнений в умме, умеренности и центризма он одновременно является лидером ранее запрещенной, а теперь правящей в Тунисе политической партии. Как маленькая капля отражает весь мир, так и жизненный путь и эволюция политических взглядов этого человека отражает тернистый путь идеологических блужданий всего мусульманского сообщества мира.

От Ислама к секуляризму

Рашид аль-Ганнуши родился в 1941 году в маленькой деревне аль-Хамма на юго-востоке Туниса, который был в то время французской колонией. Отец Рашида, шейх Мухаммад был хафизом Корана (знал весь текст Священной Книги наизусть) и одним из немногих грамотных людей в деревне.

Рашид был самым младшим из десяти детей в семье и рос в традиционной религиозной среде. Наряду с другими членами своей семьи, он с малых лет работал на полях и помогал отцу продавать выращенный урожай.

Когда Рашиду исполнилось 16, он вместе с семьей переехал в город Габес – центр их провинции, где работал его старший брат. Там мальчик смог поступить в школу аз-Зайтуна и посвятить время получению знаний.

Однако школа, в которую поступил Рашид, оказалась в очень сильной степени ориентированной на западный образ жизни, мышления и образования. Учеников в ней с первых же уроков подвергали целенаправленной вестернизации и заставляли рвать с религией.

Подобное образование привело к полному размыванию недостаточно еще крепкой веры Рашида. На момент завершения обучения в аз-Зайтуна и получения степени бакалавра в 1962 году он оставил намаз, прекратил беспокоиться об остальных исламских предписаниях, и даже забыл суры Священного Корана, которые разучивал в детстве с отцом.

От секуляризма к арабскому социализму

После окончательного разрыва со своим мусульманским прошлым Рашид попал под влияние социалистических идей арабских националистов, в особенности египетского лидера Гамаля Абдель-Насера. Именно в Египет и отправился аль-Ганнуши в 1964 году, чтобы продолжить свое образование.

Однако в Египте его ждало полное разочарование в идеях, которыми он увлекся. То, что он увидел там, и то, с чем он столкнулся на собственном опыте, и стало той «соломинкой», как говорят арабы, «которая переломила хребет верблюду» его убеждений.

Все началось с того, что его с друзьями с невероятными трудностями и нежеланием оформляли в Каирский университет. Непробиваемый бюрократизм египетских государственных структур, халатное отношение тунисского посольства в Египте к организации пребывания собственных граждан в этой стране довершилось еще и ссорой двух лидеров – президента Египта Насера и президента Туниса Бургибы.

Эта размолвка двух президентов привела к тому, что все тунисцы, обучающиеся в египетских вузах, были депортированы из страны. Продолжить свое образование Рашид решил в Сирии – еще одной социалистической стране арабского национализма. Он поступил в Дамасский университет и завершил в нем философский факультет в 1968 году.

Сирией на тот момент уже управляла Партия арабского социалистического возрождения (БААС). Оттого аль-Ганнуши, все еще пребывавший в плену левых убеждений, имел широкие возможности для реализации своего увлечения. В Дамаске он решил присоединиться к Европейской социалистической партии.

От арабского национализма и социализма к Исламу

Именно Дамаску, древней столице Халифата, аль-Ганнуши обязан своим вторым рождением в Исламе. Именно здесь после своего увлечениями националистическими и социалистическими движениями, он вернулся обратно в Ислам.

В биографической книге Аззама Тамими, посвященной жизненному пути аль-Ганнуши, сам ее герой повествует, что его второе рождение для Ислама произошло в ночь на 12 июня 1966 года. «Именно той ночью я избавился от двух вещей во мне: светского национализма и традиционно-бытового понимания Ислама, - говорит аль-Ганнуши. - Этой ночью я осознал, чем на самом деле является истинный Ислам. Ислам в том виде, в каком он был ниспослан свыше, а не в том виде, как его исказили за долгую историю традиции и обычаи».

«Этой ночью я пережил огромный всплеск веры, любви и восхищения к этой религии, которой я поклялся посвятить всю свою жизнь. В ту ночь я был заново рожден, мое сердце заполнилось нуром (светом) Аллаха, и мое сознание полностью пересмотрело и переосмыслило то, во что я прежде верил», - делится ученый.

Усердие на пути призыва

После окончания Дамасского университета аль-Ганнуши переехал во Францию, где он стал активным членом международного движения распространения исламского призыва. В Европе аль-Ганнуши получил степень магистра. Но шел он к этой цели с невероятным трудом.

Он вынужден был зарабатывать себе на жизнь черным трудом. Сам аль-Ганнуши говорит, что год, что он провел во Франции, был наиболее трудным в его жизни. «Испытание было тяжким, и я очень переживал, что я могу с ним не справиться», - пишет аль-Ганнуши. «Хвала Аллаху, Который поддерживал меня до тех пор, пока испытание не закончилось», - подводит он теперь итоги своих злоключений во Франции.

Испытания его не сломили и не отвернули от пути Ислама. Его религиозность крепла, росла и отражалась на его убеждениях, вере и даже внешнем виде. В тот период, когда глубокая вера вызывала подозрения, семья Рашид очень беспокоилась за своего сына. Он стал серьезнее, отрастил бороду и интересовался только Исламом.

По причине болезни матери Рашид был вынужден вернуться в Тунис. Но и здесь он не собирался сидеть сложа руки. Дома он первоначально вновь присоединился к группе проповедников, став одним из самых активных из них.

Политические испытания

В 1981 году аль-Ганнуши основал Харакат аль-иттиджах аль-Ислами – Движение исламской направленности (ДИМ). Вскоре ДИМ набрала силу и стала настолько влиятельной организацией, что вызвала большие опасения у властей. Буквально через несколько месяцев после приобретения движением публичного статуса, она была запрещена, а 500 ее членов, в том числе и аль-Ганнуши, были заключены в тюрьму.

Аль-Ганнуши сам признает, что период, проведенный в тюрьме с 1981 по 1984 годы, стали для него временем размышления и осмысления пройденного пути. В тюрьме он закончил разучивание наизусть Священного Корана, проштудировал целый ряд книг, в том числе по тафсиру (толкование Корана), фикху (шариатское право) и политологии.

Во время пребывания в тюрьме он и сам написал ряд книг и брошюр. Они в основном были посвящены вопросам переосмысления исламского наследия, демократии и свободам в Исламе, правам женщин и т. д. В тюрьме он также начал работу над своим основным трудом «Общественные свободы в исламском государстве».

После освобождения из тюрьмы аль-Ганнуши вновь столкнулся с реакцией со стороны властей. Не желающий сдаваться, он реанимировал свое Движение исламской направленности под новым именем «ан-Нахда» - «Возрождение». На сей раз, мыслитель попытался превратить ее в полноценную политическую партию.

Однако как только «ан-Нахда» начала превращаться в реальную оппозицию, способную претендовать на определенный успех на выборах, власти отреагировали жестко. Многие активисты партии были вновь брошены в тюрьмы, а другие - отправлены в ссылку. Аль-Ганнуши, приговоренного к пожизненному заключению и даже удостоившегося личных хлопот президента о замене тюремного срока на смертную казнь, спасло только то, что глава государства был смещен.

Покорение Европы и триумфальное возвращение

В мае 1989 года аль-Ганнуши добровольно выбрал изгнание и переехал в Лондон, где он продолжал жить вплоть до революции 2011 года. В Британии он сосредоточил свое внимание на теоретических аспектах исламского движения и выпустил ряд научных работ по вопросу о взаимосвязи между Шариатом и демократией.

Он отвергает предположение о том, что радикальный секуляризм является необходимым условием демократии. Аль-Ганнуши прямо заявляет, что демократия не является идеологией, но всего лишь инструментом для избрания, контроля и смены властей. И что в таком виде, демократия может прекрасно уживаться и с Исламом.

После бегства тунисского президента Бен Али и смены политического режима аль-Ганнуши вернулся на родину, где был восторженно встречен населением. По итогам состоявшихся в октябре 2011 г. выборов "ан-Нахда" завоевала большинство в парламенте и сформировала правительство в коалиции с другими политическими силами.

Сегодня аль-Ганнуши выступает за сбалансированность во всем, в том числе во внешней политике. В этой связи он однозначно выступил за развитие тесных отношений с Россией.

Живая классика

Для многих мусульман, особенно, проживающих на Западе, аль-Ганнуши стал уже живым классиком. Его приглашают с лекциями, на него ссылаются, его цитируют, про него пишут книги. Уже цитировавшийся выше Аззам Тамими посвятил ему свое научное исследование.

Некоторые из его книг были переведены на иностранные языки, включая английский, французский, турецкий, испанский и персидский. Кроме того, шейх аль-Ганнуши стоял у истоков создания Всемирной ассамблеи мусульманской молодежи, «Кружка традиции и прогресса», выступающего за мусульманско-христианский и межцивилизационный диалог. Аль-Ганнуши также является одним из ученых, входящих в Европейский совет по фетвам и исследованиям.

Именно своими интеллектуальными, общественными и политическими достижениями аль-Ганнуши показывает, каким он видит дальнейшую эволюцию общественно-политической активности мусульманской уммы на современном этапе.

Руслан Курбанов



1 комментариев


  1. (19.06.2012 03:40) #
    -1

    Объединить Шариат с демократией, и установить этот гибрид политическим устройством является тем же самым секуляризмом. Шариатское государство это страна где все сферы деятельности общества и в целом страны четко регулируются Кораном и сунной. И в этих двух источниках давно уже оговорено что такое хорошо, и что такое плохо, что такое экономика, что такое образование, что такое внешняя политика. И шариат который послан Всевышним абсолютно не нуждается в демократии, которую придумали греки. ____"Кроме того, шейх аль-Ганнуши стоял у истоков создания Всемирной ассамблеи мусульманской молодежи, «Кружка традиции и прогресса», выступающего за мусульманско- христианский и межцивилизационный диалог" а где же один из важнейших принципов Ислама "аль валя, валь барра"