«Аллаху акбар… Аллаху акбар», — доносится в окно офиса, а на компьютере выскакивает напоминание: «Время намаза зухр».
Но я только несколько минут как втянулся в работу и не хочу терять рабочий настрой. Поэтому я говорю себе: «Посижу еще 20 минут до икамы. Только закончу это. Я буду вовремя, иншаллах».
Проходит 25 минут. Я знаю, что намаз уже начался, и лихорадочно пытаюсь отправить последнее электронное письмо, после чего несусь, чтобы наскоро совершить омовение и присоединиться к молитве. Ну вот, я опять опоздал…
И я опаздываю не только на зухр, но на все пять намазов: на фаджр – потому что поздно встаю, на зухр и аср – из-за работы, на магриб – из-за пробок, на иша – из-за ужина.
И каждый раз, опаздывая, я чувствую себя скверно и говорю себе: «Это в последний раз, это больше никогда не повторится». Что дальше, вы, наверное, догадываетесь. На следующий намаз я тоже опаздываю. Если честно, то я из тех братьев, у которых, кажется, в любой мечети забронировано место в последнем ряду.
Сначала я не слишком волновался по поводу своих опозданий. По сути, это классическая уловка шайтана. Я говорил себе: «Альхамдулиллях, по крайней мере, ты молишься, и ты в мечети. Машаллах, многие братья вообще не ходят в мечеть и вообще не молятся!». Но постепенно я понял, что эта привычка опаздывать пагубно влияет на мою духовность, характер и на продуктивность в целом.
Почему хронически опаздывать на намаз – плохо?
Когда вы вечно опаздываете на намаз, это определенным образом характеризует вас и ваш характер. Это означает, что вам не хватает дисциплины, силы воли, собранности, чтобы вовремя быть там, куда нельзя опаздывать – на пять самых важных встреч дня, – это говорит о том, что вы ненадежный человек.
Никому не нравится признавать, что он ненадежный и недисциплинированный, но поступки говорят громче слов. И вечные опоздания на намаз – это первое предупреждение о том, что вы встали на скользкую дорожку хронических опозданий, и это касается всего в жизни.
Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Если молитва – последняя твоя забота, то какова твоя первая забота? Насколько ты крепок в молитве, настолько ты крепок в жизни. Разве ты не знаешь, что молитву сравнивают с успехом: «Спешите к намазу! Спешите к успеху!». Как вы можете просить Аллаха, хвала Ему, об успехе, если вы не отвечаете на то, что Он по праву требует от вас?»
Прежде чем недоумевать о причинах задержек с повышением зарплаты, продвижением по работе, браком, выздоровлением, вспомните о намазе: не задерживаетесь ли вы на него?
Почему мы опаздываем на намаз?
Когда я стал внимательнее присматриваться к себе и спрашивать себя, почему же я ВСЕГДА опаздываю на намаз, оказалось, что все сводится к трем духовным и трем практическим причинам.
Духовные причины:
1. Непонимание того, Кто такой Аллах. Мои опоздания на намаз, к сожалению, были признаком того, что я не понимал, Кем является Аллах. Я не осознавал Его Величие и Могущество. Может быть, вам доводилось слышать избитый пример: «Если бы вас пригласил к себе король, президент или премьер-министр, вы ведь надели бы лучшую одежду, постарались бы прийти как можно раньше и вести себя как можно лучше? Так почему же, когда вас приглашает на намаз Аллах, Царь царей, вы не относитесь к этому приглашению серьезно?». Я хотел бы усилить сравнение: «Если бы мы действительно верили в невидимое и в слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что Аллах хочет встречаться с нами на намазе пять раз в день, то мы относились бы к намазу более серьезно».
2. Непонимание того, что намаз это дар. Меня всегда восхищало, что намаз – это ЕДИНСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ правоверных, которая была явлена Пророку Мухаммаду во время его ночного переноса и вознесения на небеса. Обо всех остальных обязанностях он узнал на земле. Как будто этим Аллах хотел подчеркнуть, что намаз важен настолько, что Он хочет Сам преподнести его в дар Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и его умме. Так-то мы ценим дар Аллаха, что опаздываем на намаз?!
3. Непонимание связи между намазом и ризком (уделом). Причина того, что мы опаздываем на намаз – это наша привязанность к материальному. Мы оправдываемся тем, что «у меня была встреча…», «у меня был важный звонок…», «у меня была лекция…» и т.д.
Чего мы не понимаем, так это того, что таким легкомысленным отношением к намазу мы лишаем благословения все свои усилия по обеспечению материального благополучия, даже если непосредственно момент, когда мы отсутствовали на намазе, и принес нам какую-то материальную выгоду. Аллах Ар-Раззак говорит в Коране:
«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (Коран, 20:132).
Заметьте, что в этом аяте Аллах связывает намаз с «уделом» и обещает его нам, если только мы будем молиться сами и велеть делать это своей семье.
Практические причины:
- Недооценка затрат времени. Я никогда не мог правильно оценить, сколько времени может занять то или иное дело. Например, мне всегда казалось, что я успею добраться с работы до мечети за 10 минут. Но я не учитывал время, которое понадобится на то, чтобы сделать вуду, спуститься по ступенькам, выйти из здания, перейти дорогу, дойти до мечети, снять обувь – и только после всего этого, наконец, попасть в мечеть. В итоге оказалось, что путь из моего офиса до мечети занимает 20 минут, а не 10!
- Проволочки. Часто я опаздываю на намаз из-за того, что имею привычку тянуть с делами. Постоянно откладывая их на потом, я, в конце концов, сам устраиваю себе аврал и из-за этого не успеваю вовремя попасть на намаз.
- Удовольствие от спешки. Должен признаться, что на самом деле, мне нравятся такие рывковые нагрузки, когда на выполнение задачи есть только короткий промежуток времени, например, между азаном и икамой. Как только затихает азан, у меня наступает момент максимальной концентрации, и я успеваю все сделать за 20 минут, но, к сожалению, в ущерб намазу.