Столько сказано и написано о месте и роли пятничной молитвы в жизни мусульманской общины, но кажется, что еще многое остается недосказанным. Конечно, каждый из нас имеет свое внутреннее восприятие этого обряда, но трудно отрицать, что именно в пятницу основная масса верующих ощущают присутствие духа внутри и вокруг себя. И это не удивительно, потому что, приходя в мечеть, ты оказываешься один на один с Богом в своих помыслах и в то же время стоишь в стройном ряду верующих, осознавая себя частью мировой уммы. Ну и, конечно же, большую роль в создании особого настроения в этот день играет пятничная хутба.

Чуть больше года назад автор (совместно с известным исламоведом Эльмиром Кулиевым) пытался разобраться в причинах, которые придают посещению мечети в пятницу оттенок обыденности. К сожалению, и об этом не стоит умалчивать, нередко состояние эмоционального и духовного подъема омрачается некачественной хутбой, вызывающей у прихожан чувство неудовлетворенности и пустоты. Безусловно, никаких сомнений в плане обязательности пятничной проповеди быть не может. Но ведь огромное значение имеют выбор темы проповеди и подход к её освещению со стороны имама.

Нельзя не согласиться, что прихожане мечетей разнятся своим интеллектуальным потенциалом и осведомленностью в вопросах религии, что непременно приводит к неидентичному восприятию проповеди со стороны разных слушателей. Кроме того, никоим образом не может совпадать и состояние души всех собравшихся в мечети. Отсюда возникает вопрос: как должна строиться пятничная проповедь, чтобы слова имама лучше доходили до сердец верующих и заряжали их позитивной энергией на целую неделю?

Этот ракурс далеко не праздный, ибо в последнее время слишком часто высказывается неудовлетворенность содержательной составляющей проповедей. Одной из причин этого называется отсутствие привязки к актуальным проблемам, с которыми ежедневно сталкиваются мусульмане. Говоря другими словами, с минбаров мечетей преподносят «теорию», оставляя в стороне практические и злободневные вопросы. Но и это — полбеды. В свете такой «теории» ислам частенько предстает не жизнеутверждающей религией, а ограниченным учением в духе «шаг вправо, шаг влево — расстрел».

Мрак или свет?

Откуда происходит такое восприятие? Причина представляется вполне прозаической. Вполне справедливо и из лучших побуждений призывая верующих к праведному образу жизни, многие проповедники гораздо чаще оперируют такими понятиями, как «ад», «наказание» и «расплата», нежели акцентируют внимание на милосердии, снисходительности и человеколюбии. И дело даже не в том, что в результате такого подхода затушевывается вся светлая и яркая тональность мусульманского вероучения, а необходимость исполнения верующими законов Всевышнего преподносится как бы через страх. Расставленные акценты замыкают верующего на себе и противопоставляют его обществу, которое он видит одной из причин своих пороков, вместо того чтобы вдохновлять его на созидательный труд и человеколюбивое служение.

Почему бы не подойти к аспекту ожидаемого всех нас Божьего суда через призму нашей любви к Господу? Разве не идея милосердия и всепрощения Аллаха красной нитью проходит через весь Коран? Разве не Аллах предписал себе милосердие и записал: «Моя милость опережает Мой гнев» (аль-Бухари)? И разве не мягкость и человеколюбие Пророка, мир ему и благословение Аллаха, помогли ему завоевать сердца своих последователей и стали залогом его успеха (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159)?

Милосердие, сострадание, терпимость — эти качества не только характеризуют отношение Аллаха к Его творениям, но и должны быть определяющими в характере мусульманина и его отношении к окружающему миру. Ведь если Господь, зная о наших слабостях, сомнениях и внутренних переживаниях, принимает наши покаяния, то и мы, простые смертные, должны относиться друг к другу с пониманием и снисходительностью.

Разве не в этом нуждается каждый из нас и современное общество в целом? Тогда почему не построить пятничную проповедь на разъяснении таких важнейших принципов? Тем более что они дарят каждому из нас надежду быть услышанным и прощенным Господом и рождают внутреннее желание загладить свою вину и исправиться. Быть может, именно в таких словах поддержки нуждается человек, испытывающий угрызения совести из-за своих некачественных поступков и желающий не соскользнуть с прямого пути?

Немаловажно и то, что проповеди такой направленности могут сделать нас сильнее перед культом насилия и безнравственности, который искажает мир не только вокруг нас, но и внутри нас. Ведь сегодня очень важно сберечь те нравственные достоинства, которые делают нас людьми и которыми во все времена отличались праведники. Не пропитаться ненавистью ко всему, что нам незнакомо и непонятно, не отвечать на зло злом и насилием, а научиться прощать ради Того, Кто любит прощать и любит прощающих.

Возможно, не все читатели согласятся со сказанным выше, но, думается, очень многим верующим цель Всевышнего, открывшего нам глаза на свет жизни, видится не в наказании или устрашении собственных творений, а в призыве жить в гармонии с миропорядком, созданным Всевышним для Его любимых созданий.