В статье "Мусульманин-шопоголик?" мы говорили об отношении ислама к консьюмеризму и основных правилах расходования денег. Но как именно придерживаться правил ислама в отношении потребительства и давать практические советы по борьбе с этой чумой, или хотя бы как минимизировать ее воздействие на нас и окружающих?
Хорошо, если читатели задумаются над этими практическими рекомендациями.
Занимайтесь тем, что действительно имеет смысл
Многочасовое времяпровождение в торговых центрах и одержимость выгодными покупками ведет к пустой и бессмысленной жизни. По определению, мусульмане – это люди, облеченные определенной миссией на этой земле, которые должны постоянно пытаться улучшить жизнь свою и других людей.
Итак, наш первый совет – обрести чувство удовлетворенности не от имущества, а от того, чем вы занимаетесь, от ваших деяний перед Господом и Его творением. Аллах говорит в Коране: «Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна» (Коран, 53:39-41).
Иными словами, занимайтесь тем, что вы действительно сможете взять с собой, когда уйдете, прекратите накапливать вещи, которые не пригодятся вам в будущей жизни.
Хватит гнаться за соседом
Важнейшая сторона шопинга – это желание показать себя и посоперничать с другими: больший телевизор, выше разрешение, больше гигабайт данных, быстрее интернет – даже если вам все эти дополнительные функции ни к чему. Конечно, все это вызвано чувством зависти и ревности.
Пророк (мир ему и благословение) научил нас мольбе, которую рекомендуется повторять каждый день утром и вечером: «О Аллах, какое бы благословение не получил этим утром (или вечером) я или любое из Твоих созданий, оно исходит от одного Тебя, не имеющего сотоварищей, поэтому Тебе вся хвала, благодарность».
Задумайтесь, это действительно замечательно: ислам учит в первую очередь быть довольными тем, что у нас есть, и благодарить за это Аллаха. Но этого мало: мы должны быть довольны тем, что есть у ДРУГИХ, и благодарить Аллаха за то, что Он благословил их таким образом.
Поймите правильно: торговые центры вовсе не зло
Ислам – это религия равновесия. Читая эту статью, не подумайте, что жизнь в роскоши порицаема и нежелательна. Важно лишь держать материальное в руках, а не в сердце. Настоящая проблема в том, чтобы покупка новых вещей, хорошей одежды не стали одержимостью.
Поэтому идите, покупайте то, что хотите, но по дороге в магазин вспомните дуа, которое следует произносить, приходя на рынок:
Ля иляха илля-Ллаху вахьдаху ля шарикя ляху, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хьамду!
Йухьйи ва йумиту ва хува Хьаййун ля йамуту, би ядихи-ль-хайру ва хува 'аля кулли шай'ин къадир
«Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит всё, и Ему всякая хвала! Он оживляет и умерщвляет, а Сам Он — Живой, который не умирает, Он распоряжается благом, и Он способен на всякую вещь» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Аль-Албани признал этот хадис «хасан»).
В исламе человек круглосуточно поклоняется Аллаху, и при этом можно получать удовольствие от проведенного времени и делать то, что вы обычно делаете.
Слова этого дуа имеют огромную силу: люди в магазине должны помнить, что и магазины, а не только мечети, это элемент царства Аллаха. Поэтому Ему одному следует поклоняться, Он один дает и дарует.
Более того, входя в торговый центр, каждый настроен сделать выгодную покупку, сэкономить 20%, купить «два по цене одного». Пророк (мир ему и благословение) учит нас, что произнесение этого дуа гарантирует удачное приобретение в этот день, даже если вы в итоге ничего не купите, ведь продолжение хадиса гласит: «Аллах запишет ему миллион добрых деяний, стирает миллион прегрешений и построит дом в Раю».
После покупки
Однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару, на котором была красивая белая одежда: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом!» (Ахмад).
Этот хадис наглядно демонстрирует уравновешенность ислама, ведь ислам хочет, чтобы мы:
- - получали удовольствие от того, что имеем;
- - стремились к чему-то высшему и большему в жизни, чем просто вещи;
- - и наконец, жаждали встретиться с Аллахом наилучшим способом, окончив жизнь как мученики ради веры.
Примечательно, что несколько слов этого дуа показывают, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) умел задавать ориентиры своим сподвижникам.
Воспитание духа: пост
Хотя нигде не упоминается, что пост – это лекарство от одержимости шопингом, нет никаких возражений против того, что практика поста действительно помогает отвратить сердце от мирских зависимостей. Пост начинается с изменения ежедневного графика приема пищи, однако простирается намного дальше и может избавить от многих вредных привычек, в том числе, и от страсти к покупкам.