Почему тысячи британцев предпочитают Ислам тусовкам?

Каждый год тысячи британцев принимают Ислам. Оценки существенно разнятся, но исследование 2011 года показало, что общее число новообращенных в Великобритании может составлять более 100 000 человек, а 5000 приняли решение об обращении в Ислам за предшествующий год. Среди новообращенных женщины превышают по численности мужчин, а «белые британцы» составляют около половины принимающих Ислам.

Примечательно, что люди очень интересуются необычным духовными путешествиями – когда в 2013 году Кембриджский университет провел исследование и опубликовал отчет о британках, принявших Ислам, документ был скачан пользователями интернета более 150 000 раз.

Когда факты принятия Ислама привлекают общественное внимание, это происходит по одной из двух причин – либо это знаменитости или лица, имеющие отношение к знаменитостям, такие как свояченица Тони Блэра, либо они привлекли внимание полиции и подозреваются в экстремизме и насилии. Но подавляющее большинство новообращенных – не знаменитости и не склонны к насилию, они просто выходцы из космополитичной эпохи, в которой всем людям доступны самые разнообразные культурные опыты – будь то путешествия, социальная жизнь или просто поиски информации в интернете.

В этом месяце университетский центр исламских исследований обнародовал вторую часть проекта – 18-месячное исследование жизни 50 мужчин, принявших Ислам. Хотя подход здесь скорее анекдотичный, чем статистический, эти два отчета дают живую картину того, по каким причинам британцы выбирают Ислам, и что происходит с ними после этого.

Иногда молодых новообращенных впечатляют братские отношения, наблюдаемые ими в группах студентов-мусульман. На студента-первокурсника, перед которым оказалось огромное множество идеологических и культурных вариантов выбора, мусульмане могут оказать сильное впечатление. Люди постарше часто говорят, что их интерес пробудила случайная встреча, в том числе, во время отдыха, или какой-нибудь аспект исламской культуры – архитектура, каллиграфия или призыв к молитве от муэдзина.

Одна сотрудница органов власти, единственная носительница хиджаба в своей деревне в графстве Сассекс, рассказала, что во время поездки по Ближнему Востоку была поражена «спокойствием и стабильностью» местного населения вопреки жизненным трудностям.

«Я стала изучать исламские практики, которые раньше казались мне чрезмерно жесткими – пост, обязательная милостыня, скромность. Я перестала считать их ограничениями личной свободы и поняла, что они, напротив, позволяют добиться самоконтроля».

Во всех этих историях проявляется одна вещь. Так или иначе, начиная с потребительских продуктов и заканчивая моральными ценностями, Западная культура 21 века поощряет многообразие, выбор и экспериментирование. Западный человек, принимающий Ислам, совершает осознанный шаг в диаметрально противоположном направлении – соглашается с безусловными правилами в отношении питания, одежды, сексуального и социального поведения. Возможно, размытость современной культуры делает бескомпромиссную строгость исламских правил более привлекательной, и обществам Запада необходимо создавать условия для обеих противоположностей.

Перевод с английского языка (в сокращении) специально для Ансар.Ru



комментариев