Путешествуя, человек приобретает уникальный опыт – особые жизненные уроки, которые можно усвоить только самостоятельно и только в определенных обстоятельствах. Не зря ислам одобряет путешествия, но необходимо понимать разницу между отдыхом (как, например, организованный туризм) и путешествием, ведь последнее – это неотъемлемый процесс познания и духовного обогащения. Каждый мусульманин должен путешествовать, и вот 11 причин, почему.
Хадж (либо Умра)
Один из столпов ислама – обязательное паломничество в Хадж – призывает верующего к путешествию. Сам путь в Мекку требует от человека воли и духовной закалки, и не случайно он нашел свое место в мемуарах мусульманского путешественника Ибн Батуты и викторианского исследователя Ричарда Бертона. Путь действует на верующего так же сильно, как и само паломничество, ведь не столько цель как сам процесс оказывает огромное влияние на мировоззрение и духовное становление человека.
Пророк (мир ему)
Путешествие открыто поощрялось пророком Мухаммадом (мир ему), который среди прочего видел в этом способ познания. Большая часть жизни Мухаммада (мир ему) прошла в пути – в составе караванов он объездил практически весь Ближний Восток. Эти путешествия в дальнейшем оказали глубокое влияние на его способность уважать разные народы и культуры. Он испытал такое духовное ночное путешествие как Мирадж, которое укрепило его решимость и внутреннюю веру в свою пророческую миссию.
Традиция путешествовать
Среди мусульман было много путешественников, которые достойны восхищения. Среди них знаменитый Ибн Батута, странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая. Он родился в Марокко в семье уважаемого шейха. Его путешествие длиной в 30 лет началось 14 июня 1325 года, когда он тронулся в путь для совершения хаджа в Мекку. Ему тогда было всего 21 год.
Среди мусульманских ученых, которые осознавали важную роль путешествий в самообразовании и познании, был Мухаммад аль-Бухари, собиратель и исследователь хадисов, комментатор Корана, автор одного из канонических сборников суннитских преданий «аль-Джами ас-Сахих».
Наконец, путешествия оказали огромное влияние на некоторых пророков, подкрепили их волю и веру в себя. Путешествие Мусы в аль-Хидр - значимый тому пример.
Духовная составляющая путешествий
“Будьте в этом мире как странники”, – говорил Пророк (мир ему). Это замечательный хадис о скоротечности жизни и о том, что не стоит привязывать себя к материальному миру. Путь, путешествие, странствие – эти понятия возвышаются в исламе, поскольку именно они способствуют возвышению души.
Любовь к Всевышнему
Познавая мир вокруг себя, мы познаем Бога. Глядя на все его творения – от мелких насекомых до величественных гор – мы не можем не поражаться их невероятному многообразию и красоте. А сколько всего в мире неопознанного и скрытого от нашего взора. И не увидев хотя бы досягаемого, мы не почувствуем одухотворенности и желания просто поблагодарить Всевышнего за все то, что нам дано.
В заключение
Путешествия дают нам намного больше, чем эмоции, возможность отдохнуть, увидеть что-то новое. Они переворачивают наше представление об этом мире и расширяют мировоззрение. Мир становится больше, а мысли – выше. Путешествуя однажды, уже не захочется возвращаться к привычной жизни – в заточение своих страхов, лени, нерешимости. И чтобы начать свое духовное странствие, достаточно попробовать один раз. Ведь большое путешествие начинается с одного шага.