Оптимизм. Часть 2

Выпишите для себя аяты Корана, хадисы и мудрые высказывания, которые внушают вам надежду на благополучное будущее. Читайте их каждый день либо в те минуты, когда вас постигает уныние.

Меня, к примеру, больше всего воодушевляет хадис, в котором говорится: «В День воскресения приведут самого несчастного человека на земле. Он окажется из числа обитателей Рая. Его введут в Рай [на какое-то время] и спросят: “О сын Адама, знал ли ты когда-нибудь горе и испытывал ли ты когда-нибудь нужду?” Он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, никогда я не испытывал горя и никогда не знал нужды!”» (Муслим).

● Много поминайте Аллаха.

Ибн аль-Кайимв книге «Благодатный дождь» упоминает, что среди достоинств поминания Аллаха – его благотворное воздействие на эмоциональные и физические возможности человека. «Поминание Аллаха, – пишет он, – придаёт человеку столько сил, что ему удаётся совершить то, чего бы он никогда не рассчитывал совершить без поминания. Я видел поразительные способности Ибн Таймийи, которые он демонстрировал своим образом жизни, своими словами и своей отвагой. Он за день мог написать столько, сколько переписчик книг пишет за неделю и больше, а его сила в бою показывала всему войску удивительные вещи».

Один из лучших способов поминания Аллаха после чтения Корана – это произнесение слов: «Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях» (Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха). Эти слова значительно способствуют приобретению бесстрашия и стойкости. Ибн аль-Кайим сказал:«Поразительно, как эти слова помогают переносить трудности, посещать правителей и тех, кого боятся, преодолевать ужасы, а также избавляться от бедности».

● Ставьте перед собой труднодостижимые грандиозные задачи. Высокие устремления вызовут всплеск адреналина, который обеспечит выносливость, поможет преодолеть неизбежные трудности и доведёт до конца. Реальные цели, обусловленные низкими амбициями, не помогают продержаться при столкновении с препятствием.

Когда ‘Абдуррахман ибн Раби’а с вой-ском мусульман пошёл в наступление на хазар, правитель ДербентаШахрбаразсказал ему: «Нам хватало того, что они не трогают нас в аль-Бабе (Дербенте)». ‘Абдуррахман же ответил: «А мы не остановимся, пока не завоюем их земли. Клянусь Аллахом, с нами люди, с которыми я достигну стены Зу-ль-карнайна, если наш правитель позволит продвигаться глубоко в тыл врага».

‘Абдуррахману(да будет доволен им Аллах) не было суждено дойти до стены Зу-ль-карнайна. Однако я уверен, что он не достиг бы даже того, чего достиг, не будь он движим этой великой целью.

● Всегда поступайте вопреки своим деструктивным мыслям.

Сообщается, что Пророк(мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Никто не застрахован от трёх вещей: от чувства опасения при виде дурных примет, от мнительности и от зависти. Поэтому, если почувствуешь страх перед дурной приметой, не останавливайся; почувствуешь зависть – не поступай греховно; и не поддавайся дурным предположениям» (‘Абдурраззак).

В другой версии этого хадиса говорится:«Если почувствуете опасение перед дурной приметой, то продолжайте идти к своей цели и уповайте на Аллаха» (аль-Байхакы).

Так вы очень скоро обнаружите, что ваши пессимистические реакции сплошь и рядом оказываются чрезмерными.

● Если случилось что-то вызывающее ваше беспокойство и вы чувствуете, что вам мучительно трудно не думать об этом, скажите себе: «Стоп, я буду размышлять на эту тему позднее... в такое-то время».

Много ли толку для канатоходца размышлять, идя по проволоке, что будет, если он упадёт? Об этом, может быть, полезно подумать в другое время, но не тогда, когда нужно приложить все силы, чтобы не свалиться.

Если вы отложите обдумывание своих мыслей на потом, они потеряют смысл, а бессмысленность их ослабляет.

● Смотрите на свои кризисы и материальные проблемы как на тренировку своей выносливости перед трудностями жизни. Не забывайте, что многие выдающиеся люди выросли в бедности. Многие из них пережили тяжёлые утраты.

Суровая жизнь – это приготовление к великой миссии, которую вам предстоит выполнить. К такому выводу мы можем прийти, если поразмыслим над событиями, происходившими в жизни пророков до того, как они впервые получили откровение свыше.

Ливийский историк, доктор ‘Али ас-Салляби в своей книге «Понимание победы и власти» пишет: «Всевышний Аллах пожелал, чтобы Муса (мир ему) прошёл через некоторые жизненные потрясения, прежде чем на него будет возложена посланническая миссия. По предопределению Аллаха он присоединился к обществу пастухов, жил в окружении их нравов и обычаев, их суровости и бедности. Всё это было подготовкой для него к обязательствам по распространению религии, которые ему предстояло понести. Практический жизненный опыт оказывает более сильное и результативное влияние на воспитание человеческой личности, чем чтение книг, журналов, газет, чем посещение форумов и спокойных собраний, далёких от испытаний, бедствий и трудностей».

● Напоминайте себе о великой награде за терпение. «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счёта» (Коран, 39: 10).

Та или иная проблема, будь то провал экзамена, увольнение с работы, развод либо что-то иное, может заставить вас поверить в то, что вы не состоялись как личность, что вы неудачник, не способный получить образование, работать, не приспособленный к семейной жизни.

Наиболее эффективный способ борьбы с этими мнениями – вступить с ними в дискуссию и доказать, что они неверны фактически. Зачастую факты оказываются на вашей стороне, поскольку то, что мы говорим себе под ударами судьбы, обычно не основывается на реальности.

Для этого сконцентрируйте своё внимание на таких причинах проблемы, которые поддаются изменению (недостаточно подготовился), конкретных (именно в этой организации трудные условия для работы) и не личных (супруга меня недопоняла).

Среди хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха)можно встретить такие, которые учат человека не терять уверенности в себе, не умалять своих достоинств, а главное – не объяснять свои проблемы недостатком своей личности. Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) говорил:«Пусть никто не говорит: “Моя душа стала скверной”. Говорите: “Моя душа допустила упущение”» (аль-Бухари).

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани так пояснил этот хадис: «Здесь говорится, что человек должен стараться любыми способами причислять к себе благое, всеми силами отвергать свою причастность к дурному, а также разрывать любую связь с дурными людьми, даже если это всего лишь сходство в названиях».

* * *

Оптимизм в мусульманском понимании – это в первую очередь вера в помощь Аллаха. Это – уверенность в том, что Аллах, как и обещал в Коране, всегда будет защищать верующих, предоставлять им выход из трудных ситуаций, наделять их пропитанием, имуществом и потомством, избавлять от страхов и тревог.

Истории известны случаи, когда мусульман постигало массовое отчаяние. Одно из таких событий – нашествие татаро-монголов, которые разрушили исламский мир от края до края, разграбили его достояние, растоптали его ценности и нещадно истребляли его жителей. Рассказывают даже, что монгольский правитель Хулагу собирал высокие пирамиды из черепов мусульман.

Повествуя об ужасах тех времён, мусульманский историк Ибн аль-Асир писал: «Несколько лет я отказывался освещать это бедствие, видя, насколько оно было масштабным. Я противился упоминать о нём. Сделав шаг вперёд, я тут же делал шаг назад. Кто способен написать своей рукой объявление о смерти ислама и мусульман? Кому легко упомянуть об этом? Лучше бы не родила меня мать. Лучше бы я умер до этого и был навсегда забыт».

Мусульманский мир охватила «великая депрессия», и уже мало кому верилось, что в один день мусульманское войско под руководством султана Кутуза освободит земли ислама, нанеся решающее поражение татаро-манголам в сражении при Айн-Джалуте, добившись тем самым такого триумфа, которым впоследствии будут гордиться все следующие поколения.

И так всякий раз, когда в исламской умме происходила крупная катастрофа, находились волевые мусульмане, обладающие сильной верой, твёрдой убеждённостью в правдивость обещаний Аллаха, в силу и безупречность ислама и строго соблюдающие законы шариата. Этим людям удавалось восстать перед угрозой, а затем подавить её и вернуть мусульманам величие и славу.

Они были оптимистами, потому что верили своему Господу, который сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне» (Коран, 24: 55). ]§[



комментариев