Коран был послан как божественное руководство для верующих. В нем содержатся основные принципы и законы, помогающие развивать социальные, политические и духовные стороны человеческой жизни. Но Коран - это не только руководство, это вместилище божественных ценностей, собрание важных положений, понимание и следование которым ведет нас прямым путем.
Одной из самых важных обязанностей для мусульманина является толкование Корана как источника божественных предписаний и законов. Это можно отнести к категории фард-кифайя (общественное, коллективное обязательство). Т.е. достаточно того, что кто-то один из членов исламской общины, обладая соответствующей квалификацией, возьмет на себя этот долг в определенном месте и в определенное время.
По своей природе мусульмане постоянно стремятся к политической самостоятельности и субъектности. Поэтому они всегда так или иначе возвращаются к исламским принципам для того, чтобы понять, как себя вести в современном мире, не отступая от божественных законов, описанных в Коране и Сунне.
Так появилась теория исламского государства. Существует несколько ее разновидностей. Некоторые подходы основаны на принципах шуры, следовательно, они более демократичны, в отличие от тех, которые превозносят авторитарную власть.
В этой связи я хотел бы обратить внимание на один момент из жизни Пророка Мухаммада (мир ему). Посланник Аллаха (мир ему) не только был сторонником демократических подходов (естественно, при учете границ Шариата), но также совершил очень важный поступок для развития политико-правовой теории как таковой. Я говорю о Мединском договоре, который некоторые ученые называют также Конституцией Медины.
Тут мы также не должны забывать, что все, что говорил и делал Пророк (мир ему), является толкованием Корана. Любые действия его следует воспринимать как пророческую интерпретацию Священной Книги.
После переселения в Ясриб (современная Медина) в 622 году Пророк Мухаммад (мир ему) основал первое исламское государство. На протяжении 10 лет он был не просто предводителем уммы в Аравии, но и политическим лидером Медины.
Он установил в городе одинаковые для всех законы, как для мусульман, так и для немусульман. Ему принадлежало подобное право как Пророку Ислама (мир ему). К тому же это было записано в Конституции Медины.
Будучи Пророком, Мухаммад (мир ему) обладал властью над всеми мусульманами, данной ему Богом, о чем провозглашается в шахаде: Ля иляха илляЛлах ва Мухаммаду р-РасулюЛлах (Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Пророк Его). Поэтому когда мусульмане заявляют о приверженности своей вере, они подтверждают не только Единобожие, но и власть Пророка (мир ему) над ними, как божественного Посланника на Земле.
Однако Мухаммад (мир ему) не пытался подчинить немусульман Медины. Они не признавали его ни как Посланника Бога (мир ему), ни как своего правителя. Поэтому взаимоотношения с ними и управление городом с учетом их интересов возможны были исключительно посредством трехстороннего договора, подписанного мухаджирами (мусульманами, переселившимися из Мекки), ансарами (мусульманами Медины) и иудеями. Кому-то это может показаться парадоксальным, но факт: иудеи были конституционными партнерами в становлении первого исламского государства.
Сама по себе Мединская конституция являет собой замечательный исторический пример двух теоретических конструкций, послуживших основой современной политико-правовой теории. Именно поэтому последняя имеет огромную ценность для тех ученых, которые разрабатывают основы исламского государства.
Политическая теория основана на принципах общественного договора и конституции. Понятие общественного договора было впервые введено известным французским философом Ж.-Ж. Руссо. Общественный договор - это соглашение между людьми, ведущее к образованию общества или государства.
Согласно этой теории, в естественном состоянии люди свободны, они не подчиняются правилам и законам. Но на определенном этапе главными для них становятся некие коллективные ценности, и тогда они посредством общественного договора создают общество или государство. Далее государство выступает как их представитель, используя власть, данную ему людьми в соответствии с общественным договором.
Хотя западные политические мыслители, например, Руссо и Локк, использовали идею общественного договора как основную предпосылку для разработки теории современного государства, реальных примеров такого договора человеческая история знает очень мало. Например, таковым является соглашение на Мэйфлауэре, заключенное первыми переселенцами в Америку. Вторым примером общественного договора можно назвать издание и подписание филадельфийской конституции, на рассмотрение которой ушло 6 месяцев.
В этой связи мусульманам особенно повезло. У нас есть Мединское соглашение, на базе которого можно строить современное государство и общество.
Конституция - вторая идея, подкрепляющая современную политико-правовую теорию. Она представляет собой документ, охраняющий положения и условия общественного договора, на котором основан любой социум.
Идея конституции появилась еще в древние времена. Сам Аристотель собрал за свою жизнь около 300 документов такого рода.
Что касается Ислама, то Мединское соглашение вполне может рассматриваться и как конституция. В свое время это соглашение являлось основным документом для первого исламского государства.
Поэтому мы можем говорить о том, что Мединское соглашение выполняет двойную функцию: общественного договора и конституции. Разумеется, последняя не может быть принята в качестве современной конституции. Это достаточно специфичный исторический документ, ограниченный по своей сути. Но его идейная база и принципы просто обязаны быть положены в основу современной политико-правовой теории Ислама.
Интересно, что в Мединском соглашении также говорится о взаимосвязи Откровения и конституции. Мухаммад (мир ему), если бы только пожелал, смог бы просто рассказать нам то, что ему открыл Аллах, и это могло бы быть выражено в форме Конституции Медины или другой основы нового общества, что распространилось бы и на людей других религий. Но это означало бы, что Пророк (мир ему) управляет, опираясь исключительно на свой священный статус, не учитывая интересы немусульман.
Но мудрый Мухаммад (мир ему) проявил свой демократический дух, противоположный авторитарным склонностям многих из тех, кто заявляет, что собирается подражать ему сегодня. Он составил конституцию на основе вечных законов, приоткрытых ему Господом, и добивался согласия всех, на кого он мог как-то повлиять.
Проще говоря, первое исламское государство, образованное в Медине, основывалось на общественном договоре. Оно было конституциональным по своей сути, и лидер этого государства осуществлял управление с согласия всех горожан, письменно зафиксированного в документе.
А это значит, что в настоящее время мы в подражание Мухаммаду (мир ему) можем составить нашу собственную конституцию, соответствующую условиям современного мира и на основе вечных божьих законов. В качестве примера мы можем использовать Мединское соглашение.
В заключение я хотел бы раскрыть основные принципы, изложенные в Мединском соглашении. Это, прежде всего, значимость согласованного управления и взаимодействия. Также в соответствии с этим документом, мусульмане и немусульмане являются равноправными жителями исламского государства. Сообщества же, не исповедующее Ислам, имеют право на религиозную автономию.
Последнее - это более широкое и важное понятие, чем свобода вероисповедания. Конституция Медины устанавливает плюралистическое государство - общество общин, перед законом которого все равны. Так, принципы равенства, согласованного управления и плюрализма гармонично переплетаются в Мединском соглашении.
Невероятно, насколько демократичными, компромиссными и плюралистическими являются принципы устройства общества, основанного на Священном Коране, в то время как многие современные мусульмане так удалились от этого. Поэтому я очень надеюсь, что моя скромная статья заставит нас глубже исследовать Сунну нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему).
Нам следует учиться у него не только принципам вероучения и обрядам, но и человеческой добродетели, состраданию, равенству, справедливости и терпимости. Конституция Медины же как нельзя лучше показывает всю добродетель Посланника Аллаха (мир ему).
Муктедар Хан, вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов, сотрудник Института Брукингса (одного из старейших «интеллектуальных центров» Соединенных Штатов), преподаватель политологии, доцент Колледжа Адриан (Мичиган), автор книги «Американские мусульмане: мост между верой и свободой»
Персональный сайт - Ijtihad