Исламские принципы лидерства

Планирование без реализации бессмысленно. В некоторых странах нет сформированного понятия долгосрочного планирования и решения насущных проблем. В других возникает проблема «аналитического паралича», когда на поиск решения тратится слишком много времени, а само решение оказывается бесполезным.

Лишь немногие страны эффективно реализуют свои стратегии. Поэтому я бы хотел привести некоторые из принципов Пророка Мухаммада (мир и благословения ему), которые привели его самого и его последователей к успеху.

Само понятие лидерства можно определить так – «динамичные взаимоотношения, основанные на взаимном влиянии и общей цели между лидерами и их единомышленниками, в ходе которых и те, и другие достигают высоких уровней мотивации и морального развития».

Транзакционные лидеры обращаются к своим сторонникам с предложениями обмена – рабочие места в обмен на голоса, места в попечительском совете в обмен на пожертвования и т.д.; трансформационные лидеры признают нужды потенциальных сторонников и стремятся удовлетворить их. Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) сказал:

«Если Аллах назначит кого-либо управляющим делами мусульман, а тот отдалится от них, не будет отвечать на их нужды, пожелания и тяготы, то Аллах отдалится от него в нуждах, пожеланиях и тяготах» (Сунан Абу Дауда, 2942).

Широко известно, что Пророк Мухаммад был одним из самых успешных людей во всей истории человечества. Но он был не просто героем, как назвал его шотландский историк и писатель Томас Карлайл. На самом деле, Пророк был позитивным мыслителем в полном смысле этого слова. Все его действия были нацелены на результат. Он полностью воздерживался от любых шагов, которые могли бы оказаться контрпродуктивными.

Первый принцип: начинать с осуществимого

Этот принцип хорошо объясняется в известном высказывании жены Пророка Аиши: «Когда Пророк мог выбрать из двух вариантов, он обычно выбирал более легкий» (Аль-Бухари).

Выбор более легкого варианта означает начинание дела с реалистичного и выполнимого, а такая стратегия обязательно поможет добиться цели.

Второй принцип: разглядеть в недостатке преимущество

В ранние дни Мекки проблем и трудностей возникало немало. В то время был ниспослан аят:

«Ведь за тягостью следует большое облегчение, сочетающееся с ним! Поистине, за тягостью следует большое облегчение» (сура Аш-Шарх, 94:5-6).

Третий принцип: изменить место действия

Этот принцип связан с хиджрой. Хиджра – не просто переезд из Мекки в Медину, это был поиск более подходящего места для исламской работы, как впоследствии показала история.

Четвертый принцип: сделать друга из врага

Пророк Мухаммад (мир и благословения ему) постоянно подвергался враждебному отношению со стороны неверующих. И тогда Аллах в Коране призвал его отвечать добром на зло:

«Отклоняй зло, если оно пришло к тебе, добром, и тогда, в скором времени, тот, с которым ты враждуешь, будет твоим близким другом и сторонником» (41:34).

Пятый принцип: превращать минус в плюс

После Бадрской битвы в плен было взяло более 70 неверующих. Все они были образованными людьми. Пророк объявил, что если кто-либо из них научит 10 мусульманских детей читать и писать, то будет освобожден. Процитирую одного британского востоковеда, написавшего о Пророке Мухаммаде: «Он встречал невзгоды с твердым намерением превратить провал в успех».

Шестой принцип: сила мира превосходит силу жестокости

Когда была завоевана Мекка, перед Пророком предстали самые ярые его противники. Они были военным преступниками в полном смысле этого слова. Но Пророк не приказал убить их. Он просто сказал: «Идите, вы свободны». Их реакция на такое поведение Пророка была удивительной – они сразу же приняли Ислам.

Седьмой принцип: не считать, что из проблемы есть лишь два выхода

Во время знаменитого сражения при Муте Халид ибн Аль-Валид решил отозвать мусульманские войска с поля боя, поскольку обнаружил, что враг значительно превосходит их по численности. Когда они добрались до Медины, некоторые мусульмане встретили их словами «Дезертиры», однако Пророк (мир и благословения ему) сказал: «Нет. Они люди успеха».

Эти жители Медины рассуждали только в двух направлениях – либо драться, либо отступать. Но Пророк отрицал это, потому что есть третий вариант – избежать войны и укрепить свои силы для дальнейшей борьбы, и история доказала справедливость этой стратегии.

Восьмой принцип: перевести борьбу на удобное для себя пространство

Этот принцип можно почерпнуть из Худайбийского сражения. В то время неверующие всячески пытались вовлечь мусульман в военные столкновения, поскольку имели физическое превосходство. Но Пророк вступил с ними в соглашение, 10-летний мирный договор. До этого мусульмане и немусульмане встречались только на поле боя, а теперь их дебаты перенеслись на идеологическую территорию. Спустя 2 года Ислам победил в этих дебатах.

Девятый принцип: градуализм вместо радикализма

По словам Аиши (радиаллаху 'анха), первые из ниспосланных аятов Корана были на тему рая и ада. И лишь спустя длительное время, когда сердца людей смягчились, стали поступать конкретные указания – воздерживаться от прелюбодеяния, спиртного и т.д. Это четкое доказательство того, что в плане социальных перемен Ислам поощряет скорее эволюционный метод, чем революционный.

Десятый принцип: прагматичное отношение к противоречивым вопросам

При подписании Худайбийского соглашения Пророк (мир и благословения ему) продиктовал такие слова: «От Мухаммада, посланника Аллаха». Курайшиты стали возражать против такой формулировки, и Пророк тут же изменил фразу на «Мухаммад, сын Абдуллы».

Благодаря всем перечисленным принципам Пророку удалось добиться успеха, доказанного историей.

Лидерство связано с самопожертвованием и изменением системы воззрений. Пророк Мухаммад изменил мировоззрение времен джахилии и при этом столкнулся с множеством трудностей. Иисус, Ной, Моисей, Лот, Авраам (мир им всем) были любимы Всевышним, однако это вовсе не делало их защищенными от страданий. Саид Кутб и Малколм Икс заплатили своей жизнью, но не сдались. Мухаммад Али лишился своего титула в боксе, даже хотя его приговор был отменен Верховным судом. Анвар Ибрагим провел годы в тюрьме, поплатился своей репутацией и здоровьем.

Пророк Мухаммад сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Муслим).

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru




комментариев