За многие годы у людей сложился стереотип имама, хазрата, муллы. Для них это бабай в цветастой тюбетейке, которого нужно накормить на маджлисе, дать ему сто рублей, а потом он произнесет непонятное заклинание, и после этого будет все хорошо. (Не хватает только выдернуть волосинку из бороды). Согласно этому распространенному мнению некоторые имамы тоже начали принимать такой облик.
Кто же имам на самом деле и чем он должен заниматься? Я не хочу давать нравоучения имамам, которые может быть старше, мудрее, и более знающие в религии, чем я, однако попробую показать свое видение этой работы.
Во-первых, имам это человек, на которого смотрят все. Понятно, что его внешний вид должен быть безупречен, его разговор и манеры должны быть благоприятными и безукоризненными, но я не об этом. Конечно, имам должен выполнять все религиозные обряды, как никях, имянаречение, джаназа, Джума-нмаз и Аиды. Ведь это вещи естественные для хазрата.
Несмотря на то, что в нашем обществе очень мало людей знающих Сунну Пророка Мухаммада (мир ему), адаб с мусульманами и окружающими нас людьми, имам должен быть воплощением этой Сунны. Конечно же, все это по возможности, но знай, мой брат, то, что для простого человека пустяк, мелочь, какое либо порицаемое действие, макрух, то для имама оно, может быть даже запрещено.
Люди мало сейчас посещают джамаат-намаз послеобеденный, вечерний, ночной и утренний, имам же, хоть и один должен совершать его в мечети, произнося азан.
Обязательно нужно проводить вечерние уроки, даже если и люди перестанут ходить, он должен быть всегда на месте в классе и готовым провести урок.
Люди привыкли сплетничать, обижать и принижать других, обижаться самим на ошибки своих братьев и порывать отношения между собой. Имам же должен быть примером в наилучших взаимоотношениях.
Люди привыкли заключать сделки с большими нарушениями шариата. Например, с участием ростовщического процента (риба), или запретными по шариату товарами, или с обманом. Имам же должен сторониться таких сделок, и показывать на личном примере правильность торговли.
Если кто-либо из мусульман заболеет, имам, по возможности, должен навестить его.
Если имаму кто-то сделает благое, он обязательно должен отблагодарить его.
Самое главное хазрат должен знать, что проблемы любого брата или сестры, молодого или старого - это его проблемы. У кого-то проблемы со здоровьем детей, у кого-то угнали машину, у кого-то сгорел дом, а администрация не торопится с компенсациями, и т.п. Как только эти проблемы случаются, имам должен почувствовать, что это его проблема. Как говорится имам народа – его покорный слуга.
Если в районе, городе, вверенном имаму есть детский дом, дом престарелых или тюрьма, в которых есть мусульмане, имам должен пойти туда, помочь нуждающимся, чем сможет. Купить конфет детям, пролить на душу осужденного теплое слово наставления, помочь старику. Не забыть поздравить на Курбан и Ураза-байрам. При этом финансовую поддержку можно попросить у бизнесменов.
Имам должен знать, что за каждого человека в городе, районе его спросит Всевышний Аллах, и именно его, а ни кого-то другого. Ведь он встал впереди молящихся, он вызвался нести это бремя ответственности перед Аллахом.
Если имам не способен делать это, у него нет сил, то, если есть, конечно, замена, пусть отдаст это дело тому, кто активнее, грамотнее и способнее его. Пусть не боится отдать свое «мягкое» кресло на минбаре.
Да поможет нам всем Аллах в нашем трудном деле.
Абдулхаким-хазрат Яфаров, имам-хатыб мечети г.Вольск Саратовской области