В Саратове наблюдается рост числа мусульманских специализированных магазинов с женской одеждой и продуктами питания «халяль». Несколько месяцев назад в аптеках города появились даже фармацевтические халяль-препараты. Исследовать это новое для саратовского рынка явление отправился наш корреспондент.
«Халяль» в переводе с арабского — «дозволенное, разрешённое». Этот термин означает соответствие чего-либо нормам ислама и разрешённость для людей, его исповедующих. Может относиться практически к любой сфере человеческой жизни — к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом.
«Халяль» — это курорты с раздельным пребыванием мужчин и женщин, финансовые операции, не допускающие ростовщичества, медикаменты, не содержащие опасные для здоровья человека составляющие. Дозволенным для мусульман при желании могут пользоваться и немусульмане.
Главное — сертификат, а не вера
Зимой в сети саратовских аптек «Эфедра» появились фармацевтические халяль-препараты, произведённые на основе масла из семян чёрного тмина. Сотрудник аптеки сообщила, что они уже пользуются спросом у населения. «По результатам недавних проверок среди халяль-препаратов брака найдено не было, в отличие от других лекарств», — добавила моя собеседница.
Несколько месяцев назад в Саратове начались халяль-фитнес-тренировки. Для них был арендован спортивный зал, где в отсутствие мужчин девушки вместе с тренером (женщиной) работают над своей фигурой.
Саратовские бизнесмены, занятые продвижением халяль-услуг и халяль-продукции, убеждали меня, что рынок начинает увеличиваться только вслед за ростом спроса, обеспеченного ростом численности мусульманского населения. Эта тенденция наблюдается сейчас и за рубежом, и в России. В десятках городов страны (в их числе Москва, Нижний Новгород, Казань и другие) быстро развивается халяль-индустрия. Саратов пока скорее только пытается догнать лидеров позиции. Но и к отстающим причислять его было бы несправедливо.
Ежегодно в Куала-Лумпуре (Малайзия) проводится международный форум WHF (Всемирный халяль-форум). Он собирает более тысячи представителей бизнес-кругов, правительственных органов, религиозных организаций. Два года назад в работе форума приняли участие и российские бизнесмены, представляющие банковское сообщество, фармацевтику, оптовую торговлю. По приглашению организаторов форум посетила и делегация Духовного управления мусульман Поволжья во главе с сопредседателем Совета муфтиев России Мукаддасом Бибарсовым.
Интересно, что большинство бизнесменов, приехавших на форум, не мусульмане. Это означает, что рынок халяль-индустрии открыт, и любой человек, независимо от вероисповедования, может выйти на него, получив сертификат стандартизации «халяль».
Большинство покупателей об исламе не задумываются
В Саратове спросом пользуются в основном мясные изделия, которые делают из парного мяса. В специализированные магазины халяль-продукции мясо в основном поставляют из татарского села Средняя Елюзань (Пензенская область), где работает несколько мясоперерабатывающих цехов, а также из Уфы, Самары и Саранска.
Один из таких магазинов в Саратове появился семь месяцев назад по инициативе студента четвёртого курса экономического университета Марата Асяева. Он рассказывает, что его товары пользуются спросом. При этом с удовольствием подчёркивает, что большинство покупателей (около 70 процентов) не являются представителями ислама.
«У нас 20–25 наименований полуфабрикатов, а также выпечка, за процессом изготовления которой может наблюдать каждый посетитель», — говорит Марат Асяев. — Правда, из-за того что продукты готовятся без каких-либо химических добавок, красителей и прочих суррогатов, производство становится затратным, поэтому цены в халяль-магазинах почти вдвое выше средних по городу».
«Мясо везде продают сами знаете какое, а здесь натуральное. Я покупаю здесь мясную выпечку, она всегда свежая», — говорит сотрудница близлежащего банка.
Недавно в магазине начали продавать тестер, который позволяет определить наличие свинины в любом продукте. Говорят, что он изготовлен с помощью нанотехнологий, а в дальнейших планах разработчиков — изготовить тестеры, определяющие другие нехаляльные составляющие продуктов питания. Так что мусульманское внимание к безвредным продуктам начинает проявляться и в научном рынке.
Помимо магазинов уже больше года в Саратове на проспекте Кирова действует кафе быстрого питания, где в продаже исключительно халяльная пища и — никакого алкоголя.
По словам представителя компании «Рус Халал Консалтинг» Азамата Исмаилова, есть острая необходимость в создании специализированных халяль-магазинов, спрос на их товары быстро растёт:
«Если говорить о бизнесе, то для развития новой концепции нужны и фирменные магазины, и отделы в крупных сетевых магазинах: «Лента», «Пятёрочка», «Реал» и др. Первые нужны для продвижения новой продукции, а вторые приносят основной доход. Число мусульман в мире очень большое (1,5 миллиарда человек), и в ближайшие годы этот рынок будет бурно развиваться. А в Саратове будет так же, как и везде. В нашем городе мусульмане составляют 20 процентов населения. Игнорировать такое число потребителей с точки зрения маркетинга нецелесообразно для предпринимателей. Халяль-магазины перспективны, и это тоже является причиной развития халяль-индустрии. У немусульман есть потребности, которые совпадают с мусульманскими. Если мы сможем убедить, что умеем поставлять хорошее мясо, то получим большой интересный рынок, так как у нас немаленький город, а купить в нём мясо хорошего качества довольно сложно».
Модницы предпочитают искать наряды сами
Одеваясь в соответствии с исламской традицией, мусульманки стараются выдерживать стиль и красоту своих нарядов. Несколько лет назад саратовским девушкам было непросто найти соответствующую религиозным нормам одежду. Тем более кому-то нравится спортивный стиль, а кто-то предпочитает деловой. В женском гардеробе всегда нужна удобная повседневная и, конечно же, праздничная одежда. Одни заказывали её из-за границы, другие обращались к услугам портних, третьи специально ездили в Казань, Москву или Махачкалу, а некоторые за просторной одеждой предпочитали ходить в магазины для беременных.
«В обычных торговых центрах трудно подобрать себе одежду. Она либо короткая, либо прозрачная, либо обтягивающая. Выбора никакого, да ещё и дорого. Хотя многое зависит от модных тенденций. Например, в последнее время стали очень популярными сарафаны, поэтому в магазинах Саратова есть смысл их поискать», — говорит жительница города Нурия Рамазанова.
Два года назад в Саратове появился первый специализированный магазин с мусульманской женской одеждой. Но из-за скудного выбора и дороговизны он многих не устраивал. Торговля оказалась убыточной, и магазин прекратил своё существование. С июня прошлого года работает новый магазин недалеко от соборной мечети. Длинные юбки, туники, платки, сарафаны продаются по средним ценам. По словам продавца, одежда пользуется спросом не только у мусульманок: «Многие ездят отдыхать в арабские страны и для этого приобретают у нас платья более скромные, чем те, что они обычно носят».
Идея этого бизнеса пришла в голову хозяйке магазина, после того как она сама намучилась с поиском подходящей одежды. По той же причине в апреле нынешнего года другая предприимчивая девушка открыла отдел с женской одеждой в торговом центре «Времена года», где представлена одежда не только от известных производителей из Турции, Сирии, но и от модельного агентства Москвы.
При этом продавец, сама одетая по нормам исламской традиции, убеждает меня, что дорогую одежду они не возят, так как прибыль получают в основном на большом обороте. «В летний период девушка может одеться с ног до головы в среднем за две или две с половиной тысячи рублей, — приветливо рассказывает продавец. — К нам приходят и соблюдающие свои правила христианки, и те, кому просто нравится длинная одежда».
Кроме одежды, в обоих магазинах есть косметика, шампуни, гели для душа, жвачка, зубная паста и другие товары халяльного производства.
За дверями специализированного магазина мнения расходятся. Потенциальных саратовских покупательниц, оказывается, не удовлетворяет предлагаемый выбор «однотипной одежды», и они по-прежнему предпочитают либо заказывать одежду у портних, либо получать её из-за рубежа через интернет-магазины.
Все на общих основаниях
В администрации города Саратова об особенностях роста этого нового сегмента торговли нам рассказать не взялись. Исполняющая обязанности заместителя комитета по экономике Ирина Жарикова заявила, что «статистика роста специализированных национальных и религиозных магазинов не ведётся. Продуктовые халяль-магазины и торговые помещения с мусульманской одеждой открываются на общих основаниях предпринимательской деятельности, за которыми осуществляет контроль Роспотребнадзор».
Как показало наше исследование, магазины с мусульманской женской одеждой и продуктами питания «халяль» в Саратовской области не являются сетевыми. Каждая торговая точка работает автономно и принадлежит отдельному независимому предпринимателю. В Саратове мы насчитали всего три узкоспециализированных магазина с халяль-продукцией. А вот определить количество отделов с таким товаром на рынках и в других местах города не смогли даже с помощью руководителя пресс-службы Духовного управления мусульман Саратовской области Ахмеда Махметова, который утверждает лишь, что таких отделов множество — и не только в Саратове, но и во многих районах области.