Рамадан

Финик за любовь

Размер махра, или брачного дара, подарка будущей жене при заключении с ней мусульманского брака, является предметом дискуссий современных мусульман уже не первый год. И в этом вопросе российских последователей ислама по-прежнему бросает из крайности в крайность. Одни считают махр пустой условностью, почти бессмысленным атрибутом, который необходимо соблюсти как дежурный пункт никаха; другие же требуют, чтобы махр стал гарантией безбедного существования будущего семейства на протяжении всей оставшейся жизни. Как определяется «золотая середина», и уместны ли в этом вопросе стандарты и нормы?

Слова и клятвы

По интернету гуляет притча неизвестного автора о том, как отец невесты попросил будущего зятя в качестве махра «выучить суру Корана», какую – выбирать дочери. Жених исправно вызубрил все положенные аяты и получил за свои старания невесту, полную восторгов и благодарностей. «Он не заплатил мне махр деньгами. И мы не покупали золото стоимостью десятки тысяч. Мне было достаточно слов Аллаха, которые для меня были важнее золота и любых других подарков, в качестве клятвы между нами», - гласит мораль истории.

Религиозность этой семьи, однозначно, зашкаливает. Очевидно, что «махр деньгами» звучит для таких людей, как оскорбление. Они выше этого, хотя именно такой махр – в материальном эквиваленте - предписан шариатом. Жених выучил суру – а значит, его моральные, нравственные и духовные качества немедленно взлетели в рейтинге.

К сожалению, именно так и рассуждают юные и вовсе не юные мусульманки, и их можно понять, ведь нам известен хадис, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выдал женщину замуж за мусульманина «за то, что ты знаешь из Корана», а знал тот две суры. Правда, из всего имущества у жениха был только изар (подобие брюк), половину которого он готов был отдать в качестве махра. В наше время надо сильно постараться, чтобы найти себе в мужья мужчину, у которого ничего нет, кроме одних лишь брюк.

Махр – это не «золотые» слова, иначе ислам бы дозволял вступить в брак любому красноречивому мошеннику. Махр неизменно представляет собой материальную ценность и дает невесте определенные гарантии, главная из которых – серьезность намерений жениха и его рациональный подход к будущей семейной жизни. Семья не «продержится» на одних лишь аятах Корана и клятвах, ведь люди, помимо совершения молитв, еще принимают пищу, носят одежду и живут в домах.

Вечное против мирского

Помня о «земной» стороне брака, некоторые невесты под «материальным» понимают самый минимум. Конечно же, это понимание поддерживается соответствующими хадисами, примерами из жизни сподвижников и другими историями, отсылающими нас в далекий VII век. Сестры готовы жить в землянках и питаться мукой и водой, и это кажется им столь романтичным, что их не смущает отсутствие работы и внятных планов на жизнь у 25-летнего здорового мужчины.

Принимая во внимание наставления различных ученых о том, что махр не должен быть слишком большим, эти сестры не просят слишком много. Они хотят в махр всего лишь один финик. Раньше это звучало как анекдот, но кто-то принял его всерьез – и вот уже мода на «финик в махр» покоряет умы и сердца невест. Как правило, эти невесты пришли в ислам не так давно, а потому в них столь сильно желание показать себя «отреченной от этой дуньи».

Почему именно финик, а не абрикос или, скажем, веточка укропа? Тоже весьма полезные, экологически чистые продукты. А снова следуя хадису «если мужчина подарил в качестве махра немного муки или сухих фиников, то он может иметь половую близость со своей женой» (хадис передал Абу Давуд со слов Джабира ибн ‘Абдуллах). То есть, говоря объективно, финик вполне способен считаться за махр - и такой махр не может порицаться. Порицаться может лишь недальновидность невест и их нежелание изучить тему махра прежде, чем выходить замуж.

В «идеальном» мусульманском обществе, где благочестивый жених преподносит благочестивой невесте финик, у невесты имеются родственники-мусульмане – отец, братья, на попечении которых она останется в случае развода или смерти супруга, мусульманская община поддержит одинокую женщину с детьми, ей помогут снова выйти замуж. В современных реалиях молодые невесты, выдающие замуж «сами себя», зачастую не имеют мусульман-родственников, а российская умма просто не в состоянии содержать и кормить всех одиноких мусульманок с детьми или без.

Казалось бы, в этой ситуации махр – неплохая помощь разведенной или овдовевшей женщине на первое время, пока она не устроит свои дела или не выйдет замуж снова. Но тут логика «финиковых» сестер делает крутой поворот: обеспечивать их будет Сам Аллах, а «достойно пройти испытание» – значит, самостоятельно создать себе трудности и героически их преодолеть. Поэтому от жениха требуется только «быть на правильной акыде», а все остальное – мирское, ненужное, пыль.

Золотые горы

Совсем иначе обстоит дело в регионах, где устраиваются пышные свадьбы и дарятся роскошные подарки. Здесь невеста, окруженная многочисленными родственниками, обеспечивается одеждой, украшениями и деньгами одновременно. Сторона жениха «собирает» на свадебный подарок, бывает, несколько лет, и в итоге молодожены въезжают в новый дом на новой машине.

Такая щедрость нередко оборачивается для семей серьезными трудностями. Семья невесты, желая достойно показать себя, залезает в долги, чтобы купить красивое свадебное платье и сводить девушку в дорогой салон красоты, а семья жениха в это время берет кредиты, чтобы устроить грандиозное угощение и арендовать свадебный кортеж из иномарок.

К этому добавляется приданое для невесты от ее родных и тот список подарков, которые жених предоставляет в качестве брачного дара. Где-то принято дарить целый «гардероб» для будущей жены и золотые украшения, а в последние годы главным требованием для жениха стала отдельная жилплощадь новой семье: квартира или дом.

Долги приходится отдавать несколько лет, включая ситуации, когда молодые супруги уже давным-давно развелись. А над теми девушками, кто пытается «снизить» требования к жениху и уговаривает родителей принять дар меньшей стоимости, в обществе посмеиваются: «не знают себе цену!».

Здоровый баланс

В исламе нет однозначных рекомендаций относительно махра – просто потому, что материальные возможности мужчин разные и при бракосочетании это следует учитывать. Общеизвестно, что брачный дар не должен вызывать затруднений, то есть не должен вынуждать мужчину годами копить нужную сумму, чтобы иметь возможность вступить в брак. В ряде стран с такими свадебными традициями борются, поскольку невозможность молодым мужчинам вступить в брак сказывается на демографической ситуации и приводит к увеличению внебрачных связей.

В то же время махр не должен сводиться к словам или ничего незначащим подаркам, не имеющим материальной ценности, поскольку одна из его задач – гарантировать женщине материальную стабильность на протяжении времени, когда она окажется одна. Сама невеста часто не допускает мысли о том, что ей придется расстаться с будущим мужем, поэтому шариат и назначает ей в помощь опекуна – мужчину, который следит за выполнением всех условий бракосочетания и представляет интересы невесты в переговорах со стороной жениха.

Российские имамы, разъясняя молодоженам в мечетях суть и значение махра, иногда бывают просто вынуждены «уговаривать» невесту принять минимальный брачный дар. Нередко девушки бывают удивлены тем фактом, что они имеют право просить у жениха в махр денежную сумму или украшения. К слову сказать, мужчины, как правило, хорошо осведомлены о своей обязанности, но считают, что «если невеста не настаивает, то можно обойтись и без махра».

Рекомендации имамов, как правило, сводятся к следующему: снизить сумму махра, если она оказывается завышенной, или, напротив, увеличить сумму махра, если эта сумма крайне мала. В зависимости от мазхаба (правовой школы), минимальная сумма отличается.

Умерить свой излишний романтизм или, напротив, излишнюю меркантильность – эта задача возникает не только в момент бракосочетания. Для одних брак – трогательный шалаш на берегу моря, для других – неиссякаемый источник материальных удовольствий, и обе эти стратегии – в убытке, поскольку проигнорированы главные исламские критерии семьи: соблюдение прав друг друга, выполнение обязанностей и здоровый баланс между материальным и духовным.



0 комментариев