Коррупция и взяточничество в окружающем нас обществе стали настолько банальными, что уже воспринимаются людьми как общепринятая практика, как норма обычаев и культуры. В образовательных учреждениях, социальных службах и любых государственных заведениях уже впору вывесить прайс-листы с положенными суммами взяток за те или иные предметы (в ВУЗах) или услуги (в различных учреждениях). Не берущий взяток сегодня зачастую воспринимается как человек ненормальный. Он обязательно должен быть либо коммунистом, либо просто фанатиком.
Интересно, что для дающих взятки коррупция – это зло, а для берущих – норма. Ещё интереснее, что дающие и берущие могут легко меняться местами, быстро меняя и своё вчерашнее отношение к этому сегодня уже выгодному для них явлению. Студент может проклинать преподавателя, косвенно требующего у него взятку, а уже завтра стать таким же преподавателем, требующим взятку у такого же студента (да, у нас и такие становятся преподавателями).
Некоторое время мне довелось работать преподавателем в одном из ВУЗов республики. Я был ненамного старше студентов, к тому же сам недавно учился в соседнем корпусе, и поэтому лично знал многих из них и имел с ними определённые отношения ещё до того, как стал работать. Наблюдая преподавательскую жизнь изнутри, я видел, как предметы подавались на занятиях так, чтобы их никто не понял и не смог сдать, кроме как заплатив за зачёт или экзамен. Видел, как прямо в фойе студенты обсуждали ставки на сессии, составляли списки и собирали деньги.
На первом же занятии всегда говорил студентам, что если кто-то подойдёт ко мне с вопросом о сдаче зачёта за деньги, я сразу поставлю незачёт. Но ни разу этого не сделал, поскольку студенты понимали мои слова каким-то очень странным образом. Многие думали, что они несут прямо противоположный смысл, и я просто так выражаюсь.
Как-то ко мне подошёл один знакомый, который теперь уже был моим студентом, и сказал, что его группа собрала для меня по триста рублей за аттестации – промежуточные оценки знаний в ходе семестра, имеющие значение на зачёте. Суть аттестации заключается в том, что если студент не сдаст две аттестации, он может быть не допущен на зачёт и лишиться возможности сдать его, заплатив за него окончательную, уже гораздо более внушительную сумму. Говорю:
– Разве ты не слышал, как я говорил, что поставлю незачёт тому, кто подойдёт ко мне с этим вопросом?
– Слышал, но… мы решили, что…
– Не надо ничего решать, идите, готовьтесь к аттестации.
– (Неуверенно и заикаясь.) Может быть, нам стоит больше собрать…
Человек абсолютно не хотел понимать, что ему говорят. Он был в таком недоумении, что, думаю, даже после разговора остался при мнении, что они просто мало собрали…
Положение взятки согласно шариату
Мусульмане часто задаются вопросом о том, в каких случаях взятка является дозволенной и для кого.
В основе дача взятки относится к категории больших грехов. От посланника Аллаха (мир ему благословение Аллаха) передаётся, что он проклял дающего взятку и берущего её (Абу Дауд, Ахмад).
Поэтому, если человек может исполнить свои дела, не дав никому взятки, она является запрещённой для него. Если же человек не может получить своё право или воспользоваться им, кроме как дав взятку, то она не является запрещённой для него, как об этом сказали исламские правоведы. В таком случае она будет дозволенной для того, кто даёт взятку, и будет запрещённой для того, кто берёт её.
Сказал Ибн Таймийя: «…Если он преподнесёт ему подарок, чтобы защититься от его несправедливости или чтобы получить своё право, которое полагается ему, то этот подарок будет запретным для берущего и разрешённым для дающего…» («Аль-Фатава аль-кубро», 4/174).
Что понимается под запрещённой взяткой?
Сказал Такиу д-дин ас-Субки: «Под взяткой, о которой мы говорили, имеется в виду то, что даётся, чтобы лишить [кого-либо его] права или [заполучить что-либо] не по праву. Если же взятка даётся для получения законного права, то запрет относится к тому, берёт её. Для того же, кто даёт её, если он не может получить своё право по-другому, это является дозволенным. Если же он может получить своё право без взятки, то она не будет для него дозволенной» («Фатава Ас-Субки», 1/204).
Для наглядности рассмотрим пример молодого человека, желающего поступить в университет, для поступления в который необходимо иметь определённые знания, проверяемые на вступительных экзаменах. Если он имеет необходимые знания, однако не сможет поступить, не дав взятку, как это делают другие, то такая взятка будет дозволенной для него и будет запретной для того, кто её берёт. Если же при поступлении в этот университет никто не даёт взяток и лишь у тебя есть такая возможность, то, дав взятку, ты тем самым лишишь возможности поступления кого-то другого, кто имеет необходимые для этого знания, в отличие от тебя. В таком случае взятка будет запрещённой и для дающего, и для берущего.